Статья
2455 26 февраля 2021 10:20

Европа непоследовательна: эксперты оценили вероятность улучшения отношений с РФ

Европейскому союзу не следует торопиться с нагнетанием дипломатического кризиса в отношениях с Россией, считает британский политолог, директор Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард. По его мнению, вместо того, чтобы выбирать между санкциями и перезагрузкой, Евросоюз должен придерживаться стратегии «принципиального безразличия».

Спустя десятилетия после холодной войны Россия остается государством, способным расколоть Европу изнутри. Именно поэтому Евросоюзу следует стремиться к единой позиции в отношении РФ.

В середине 2000-х годов лидеры европейских стран придерживались противоположных взглядов на отношения с Россией. Германия, возглавляемая тогда канцлером Герхардом Шредером, стремилась к сотрудничеству с РФ, в то время как главы государств Центральной и Восточной Европы ориентировались на политику сдерживания. В настоящий момент споры о российском трубопроводе «Северный поток — 2», на первый взгляд, усиливают этот старый раскол. Но на самом деле все иначе, считает Леонард.

По его мнению, сейчас лидеры европейских стран в основном едины и придерживаются политики сдерживания. После государственного переворота на Украине они последовательно выполняли программы жестких санкций. Более того, многие государства-члены ЕС увеличили свои военные расходы и согласились с мерами НАТО по противодействию российскому влиянию.

Несмотря на разногласия по поводу «Северного потока — 2», европейские лидеры также едины в вопросах энергетической политики: сейчас, в отличие от середины 2000-х годов, они являются частью интегрированного энергетического рынка, способный обеспечить поставки газа в страны, в которые Москва его не поставляет.

Между тем, некоторые европейские лидеры, такие как президент Франции Эммануэль Макрон, призывают ЕС к диалогу с Россией, в то время как другие, в частности, президент Литвы Гитанас Науседа, выступают за более жесткие санкции.

Парадокс, но лучший способ для европейских лидеров сформировать у Кремля стремление к конструктивному взаимодействию — это не предпринимать никаких шагов, а дискуссии с Россией — будь то изменение климата или вакцинация — должны быть чисто техническими, без дипломатической помпы или эмоций, характерных для недавних попыток, заключает Леонард.

Еще один научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, Густав Грессель, опубликовал доклад, в котором дается прогноз развития взаимоотношений РФ с Германией после ухода действующего канцлера ФРГ Ангелы Меркель.

В течение многих лет Германия, и особенно Меркель, изображались в качестве основы европейской политики и санкций в отношении России. Тем не менее, события последних недель пролили новый свет на непоследовательность позиций немецкой политической элиты по поводу отношений с РФ после ухода Меркель.

Вскоре после того, как Армин Лашет был избран новым лидером Христианско-демократического союза Германии (ХДС) и, следовательно, наиболее вероятным преемником Меркель, разгорелись споры о его позиции по поводу внешней политики. Некоторые из прошлых заявлений Лашета предполагают симпатию к режимам российского лидера Владимира Путина и президента Сирии Башара Асада, при этом Лашет резко критиковал правительства США и Великобритании и открыто защищал газопровод «Северный поток — 2». Его симпатии к Франции также вызывают озабоченность в Восточной Европе, где Германия воспринимается как противовес Парижу и, в частности, попыткам президента Эммануэля Макрона наладить контакты с Москвой.

Хотя Лашет пытался исправить свой имидж, критикуя российское правительство за заключение в тюрьму оппозиционера Алексея Навального, возникает вопрос, насколько его идеологические установки повлияют на его внешнеполитическую позицию, если он станет канцлером.

На протяжении десятилетий внешняя политика Германии страдала от неспособности решить проблемы безопасности торговых и инвестиционных отношений с Россией и Китаем, а также от отсутствия стабильности, особенно в сферах обороны, контрразведки и финансового надзора. Грессель уверен, что Лашет вряд ли что-то изменит к лучшему.

Немцы — наряду с французами и другими западными европейцами — часто стремятся изучить возможности «выборочного взаимодействия» с Москвой и сотрудничества в областях «общих интересов». Однако они недооценивают готовность Кремля вести диалог по вопросам, имеющим значение только для Европейского Союза, будь то укрепление европейской безопасности или противодействие изменениям климата.

У Европы нет рычагов влияния на Москву, утверждает Грессель. По экономическим причинам ЕС не рассматривает возможность введения жестких санкций в отношении России. Более того, Европа слаба в военном отношении, а европейская разведка не представляет опасности для России. Другими словами, ЕС нечего предложить и нечем угрожать.

По мнению Гресселя, единственное, что кажется предсказуемым, — это то, что Германия после Меркель будет менее последовательной в своей внешней политике.

Еще один доклад на тему «восстановления России после Путина» представил вашингтонский «Атлантический совет» (признан нежелательной организацией в РФ). Авторы доклада считают, что для успешного развития России необходимо отказаться от президентской системы правления, которая представляет из себя адаптированную версию «царизма». Также, по их мнению, необходимо создать функционирующий парламент, провести декоммунизацию и децентрализацию, которая мешает экономическому развитию и способствует росту коррупции. Кроме этого, следует разработать и принять новую Конституцию, а также отказаться от использования экспорта сырья, как основной составляющей экономики.

«Если вкратце, то России срочно надо вернуть 90-е, уничтожить правоохранительную систему, провести декоммунизацию и десоветизацию, передать полезные ископаемые и промышленность „западным партнерам“», — отметил блогер Сергей Колясников, комментируя доклад. По его словам, докладу лучше подходит название «Как уничтожить страну».
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".