Статья
1726 25 февраля 2015 11:40

Европа сражается с «Газпромом»

25 февраля Еврокомиссия представит стратегию создания Энергетического союза Европы. По данным СМИ, Евросоюз попытается договориться с Азербайджаном и Туркменистаном о поставках газа для диверсификации источников. Кроме того, Еврокомиссия намерена взять под контроль будущие сделки отдельных стран ЕС с поставщиками газа.

Эксперты характеризуют энергетический союз как некое мифическое объединение, которому вряд ли удастся ощутимо пошатнуть позиции «Газпрома». Однако они убеждены, что и российскому холдингу не помешает гибкость в условиях нарастающей конкуренции.

«Газпрому» нужно пытаться действовать на опережение, понимая, какие проблемы могут возникать в будущем. И здесь немаловажное значение будет иметь диверсификация «Газпрома» в направлении Юго-Восточной Азии. Понятно, что проект этот тоже имеет длительную реализацию. Но так или иначе такая диверсификация позволит по крайней мере чувствовать себя более независимо относительно стратегии Европейского союза», — сказал «Актуальным комментариям» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Аналогичного мнения придерживается и первый заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев.
«Газовый рынок в Европе был, есть и будет конкурентным. «Газпром» работает в условиях этой конкуренции. Я в последнее время наблюдаю, что они ведут более гибкую сбытовую политику. И как раз от гибкости сбытовой политики зависит,  как «Газпром» сохранит свои позиции», — отметил Язев в беседе с «Актуальными комментариями».

При этом эксперты расходятся во мнении относительно «силы натиска» на «Газпром».

Язев уверен, что позиции «Газпрома» Европе, жаждущей избавиться от энергетической зависимости от России, пошатнуть не по силам. «На мой взгляд, «Газпром» готов к этому и абсолютно конкурентоспособен», — заявил эксперт.

Пикин дает другую интерпретацию. По его словам, суть вопроса — в цене. «Если Евросоюз поставит главной целью избавиться от зависимости от поставок «Газпрома», то эта цель может быть реализована. Как говорится, вопрос цены. Если эту цену готов платить Евросоюз, значит, это реализуемо. Но самый главный вопрос — может ли Евросоюз позволить себе кардинально поменять свою энергетическую политику, увеличив к тому же ещё и себестоимость энергоресурсов, которые будут поставляться для того, чтобы заместить «Газпром». Здесь большой вопрос», — отметил он.

Пикин полагает, что в текущих экономических условиях Евросоюз вряд ли сможет позволить себе такое. «Потребуется достаточно длительное время, и оно явно измеряется не годами, а десятилетиями. Поэтому, я думаю, что в перспективе, ближе к тридцатому году, действительно есть возможность очень серьёзно диверсифицировать поставки. Надо ли это делать или проще сесть за стол переговоров и не плодить издержки? Я думаю, что всё-таки переговоры дадут гораздо больший экономический эффект, чем закапывание денег сейчас в весьма дорогостоящие проекты», — отметил эксперт.

В чем заключается энергостратегия ЕС

Ранее издание Financial Times со ссылкой на проект долгосрочной энергетической стратегии ЕС, которая должна быть обнародована 25 февраля, сообщило, что Евросоюз намерен «использовать все внешнеполитические инструменты для установления стратегического партнерства в энергетике» с такими странами, как Азербайджан, Туркменистан и Алжир.

Как заявил Financial Times вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович, ЕС необходимо диверсифицировать источники поставок, чтобы меньше зависеть от российского «Газпрома». «Думаю, Европа уже устала каждое лето обсуждать, как пройти зиму. У крупнейшей экономики мира не должно быть таких проблем в 21 веке», — сказал изданию Шефчович. 

Зампредседателя Еврокомиссии также отметил, что ЕС ранее допустил ошибку, стремясь построить южный коридор для поставок топлива, в частности, газопровод «Набукко»: «Мы извлекли уроки из "Набукко". Проект провалился из-за отсутствия достаточной политической поддержки».

Приоритетным проектом Шефчович считает Транс-Адриатический газопровод (TAP), по которому к 2020 году в Италию должны начать поступать 10 млрд кубометров азербайджанского газа, в дальнейшем его мощность должна вырасти до 20 млрд кубометров. Чтобы обеспечить увеличение мощности южного коридора, Брюссель пытается привлечь к проекту также Туркменистан.

Одной из главных проблем в реализации поставок газа из Азербайджана и Туркменистана, по мнению Шефчовича, является позиция России, которая «настаивает, что поставки газа из прибрежного Каспийского региона могут совершаться лишь при согласии соседних стран». При этом он подчеркнул, что надеется на возможность ЕС найти «техническую и правовую базу» для поставок туркменского газа.

Кроме того, из стратегии общеевропейской энергетической безопасности следует, что Еврокомиссия хочет взять под контроль будущие сделки отдельных стран ЕС с поставщиками газа, пишет немецкая Sueddeutsche Zeitung. Согласно проекту стратегии, государства — члены Евросоюза лишаются части суверенитета в энергетической политике в пользу ЕК. Прежде чем подписать новые соглашения с третьими странами — поставщиками газа, страны ЕС должны будут передать договоренности на рассмотрение комиссии, которая проверит их на предмет соответствия законам Евросоюза. За Брюсселем останется последнее слово по сделке.

При этом немецкое издание предполагает, что новая стратегия вызовет критику национальных властей как вмешательство в суверенные дела, идущее вразрез с договорами ЕС.

Вопрос диверсификации

Стратегия ЕС предусматривает создание Энергетического союза к 2030 году. Главная цель союза — попытка противостоять поставкам российского газа, который пока является основным энергоресурсом для Европы. Однако даже внутри Еврокомиссии по энергетике признают, что на пути энергетической независимости Европы от «Газпрома» лежит ряд сложных преград.

       Читайте также: Еврокомиссия представит стратегию создания энергосоюза

Острая необходимость пересмотреть вопрос европейской энергобезопасности возникла с началом украинского кризиса, когда надежность поставок газа из России в ЕС оказалась под угрозой. Однако история вопроса о диверсификации энергоресурсов обсуждается в ЕС уже более 10 лет. С 2002 года велась подготовка проекта «Набукко», который предусматривал строительство трубопровода из Каспийского региона в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Реализация «Набукко» несколько раз откладывалась, а в 2013 году было объявлено, что проект закрыт.

В 2009 году в ЕС был утвержден Третий энергопакет, который также должен был привести к либерализации поставок газа, а по сути — ввести ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями и не пустить «Газпром» к владению европейскими трубами. Однако и это не отразилось на потреблении Европой российских энергоресурсов.

Сейчас активные попытки проникнуть на европейский энергетический рынок делают США. По крайней мере, еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете уже поспешил назвать США главным энергетическим партнёром ЕС. Спецпредставитель Государственного департамента США по вопросам энергетики Амос Хохстейн завил, что США собираются в течение ближайших 5 лет снизить присутствие России на газовом рынке Восточной Европы на 20%. В связи с этим американцы хотят помочь Европе со строительством новых газопроводов и хранилищ для сжиженного газа. Вашингтон мотивирует компании США принимать участие в европейских конкурсах и претендовать на проекты по строительству атомных электростанций и разработке месторождений сланцевого газа.

Текст подготовили Лина Вискушенко, Вадим Погиба
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".