1144 10 ноября 2011 12:31

Европейская Азия

Художник, член арт-группы AES+F Лев Евзович поделился с «Актуальными Комментариями» своим мнением о сосуществовании и интеграции западной и азиатской культур.

Лев, мы только что посмотрели вашу последнюю видео работу «Allegoria Sacra” по мотиву одноименной картины Беллини (Giovanni Bellini). Следуя вашей трилогии,  это “Чистилище”.  Очевидно доминирующее присутствие азиатских мотивов. Получается, “полюс силы” будущего, в том числе и творческого, находится в районе Китая? 

Конечно. И это не только на наш взгляд. Я бы сказал не будущего, а настоящего.  

Азия – другой мир по меркам Европы. Там принимают ваше искусство? 

Да. Мы показывали два наших предыдущих проекта в Китае, Корее, Японии и в Австралии, своеобразном европейском анклаве внутри Азии. 

AES+F. Allegoria SacraВ чем разница восприятия зрителем здесь и там? 

Очень сильной разницы я не видел. Вообще об этом сложно судить, потому что разница восприятия делится не только на Восток и Запад. Современное искусство глобально. Мне кажется современный мир не сегментируется в рамках границ государств, тут большее значение имеет индивидуальное восприятие.  Каждый видит свое, иногда может проявляться проекция национальной культуры на современное искусство. 

Т.е. на историю искусства? 

Это тема 4-й Московской Биенале современного искусства – переписывание культуры. Когда западная история современного искусства - которая только западная, (на Востоке существует история только традиционного искусства) - приходит в Азию, она, естественно переписывается. Отсюда и появляется новое современное искусство.  

Только если это приложить к действительности, получается, что в Москве прописались выходцы из средней Азии, в Париже – мароканцы, в Берлине – турки, в Лондоне – индусы. Довольно таки азиатское будущее Европу ждет? 

Мы не знаем, что будет. Хорошо или плохо. В Древнем Риме было засилье германцев, франков и т.д. Для последних римских интеллектуалов это было плохо, для будущего Европы последствия вполне положительные – она построила свою культуру на основе Рима. 

Все таки в Азии другие правила. 

Не соглашусь. Например, Гонконг живет по английским законам, хотя этнически – это Китай.  

AES+F. Allegoria SacraВсе же “там” другой мир. Мне кажется, что, если в Европе в качестве реакции появляются вопросы, то в Азии – ответы? 

Как раз наоборот - вся Азия - большой вопрос. Например, Япония. Когда цивилизация достигает своего верхнего уровня развития, возникает вопрос куда двигаться дальше. Это не тупик, но в Токио есть ощущение переразвитости и непонятно, где перспективы.  

Если взять четыре разных ментальности: Америку, Европу, Азию и отдельностоящую Россию, где вам комфортнее? 

Лично мне в Америке. Мне нравится их подход. Музеи мирового уровня, построенные интернациональными архитекторами-звездами, располагаются не только в Нью-Йорке, но и, например, в Канзас-сити.  

Там многополярность в плане городов, каждый – самостоятельная и сильная единица. Мы, по крайней мере в плане культуры, тоже к этому последние годы тяготеем… 

Там все по-другому было. Музеи строились на частные деньги и развитие проходило не по бюрократическим схемам и программам.  

Многие наши руководители современных арт-площадок все же считают, что нужна помощь государства.  

Американские олигархи думали по-другому… Результат очевиден. Например, МОМА И Гугенхайм – частные музеи.  

AES+F. Allegoria SacraА учиться вы бы студентов отправили заграницу или наше МАРХИ еще на уровне? 

Говоря про архитектуру – или Лондон, или Вена. Вообще многое зависит от самого студента, но если говорить про уровень индустрии и образовательной, и практической у нас, то роста не наблюдается.  

Что из себя представляет российский коллекционер современного искусства? Это человек, вкладывающий деньги в теоретически успешный в будущем продукт, или образованный и разбирающийся в предмете? 

Пока сложно ответить на этот вопрос. В России существуют несколько сильных и интересных коллекционеров, при этом сама система рынка современного искусства только складывается.

Беседовали Мария Потоцкая и Татьяна Роднянская

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".