Комментарий
19 Декабря 2014 17:25

Западные политики удовлетворены результатом санкций

Павел Салин политологПавел Салин

Павел Салин
политологПавел Салин
Президент США Барак Обама подписал документ, позволяющий предоставлять военную помощь Украине и принимать дополнительные санкции в отношении России, говорится в заявлении Белого дома, распространенном в четверг.

Подробнее — в материале «Президент США получил право ужесточать санкции против России».

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин в интервью «Актуальным комментариям» прокомментировал подписание президентом США документа, позволяющего предоставлять военную помощь Украине и принимать дополнительные санкции в отношении России.

«У меня такое ощущение, что этот закон имеет под собой почву — противостояния внутри самой американской элиты, потому что до подписания этого акта, если я правильно понимаю, Барак Обама лично определял, какие санкции в отношении России вводить, а какие отзывать, а сейчас это дело парламента. 

Сейчас господин Улюкаев, наш министр, совершенно верно заметил, что как только закон будет принят, это будет равнозначно принятию поправки Джексона — Вэника. И хотя ни Джексона, ни Вэника уже нет в живых, а закон все действует. Другое дело, что его действие можно ежегодно отменять решением. Поскольку республиканцы сейчас имеют большинство в парламенте (в ноябре получили большинство), то они решили надавить на Обаму и заставить его подписать этот законопроект. Данный шаг, скорее всего, находится не в русле международной политики Америки, а в русле внутренней политики Америки.

Судя по той экономической ситуации, в которой оказалась Россия, и судя по тем заявлениям, которые делают западные политики (как европейские, так и американские), они удовлетворены предварительным результатом введения санкций. Потому что у нас ошибочно предполагают, что программой максимум введения санкций была отмена режима в России. 

На мой взгляд, это не так, поскольку смена режима не планировалась. А вот существенные уступки, на которые должен пойти режим, планировались. И в ближайший месяц-полтора будет ясно — оправдались ли ожидания западных игроков в отношении России или нет. 

В отношении России проводится согласованная политика Соединенных Штатов и Евросоюза. По большей части речь идет о позиции США. Их основная задача — сдерживание России, ослабление ее доминирования на Украине и в Европе. Задача — не смена режима, как часто говорят, а вытеснение.

Европейцы и американцы наблюдают за ситуацией в связи с экономическими трудностями в Российской Федерации, потому что критическое ослабление России им крайне невыгодно. Допустить, чтобы экономика скатилась до уровня Украины и вызвала необратимые последствия, они не могут. Им не нужна слабая Россия, но им не нужна и сильная Россия. Поэтому они не применяют ряд простых санкций.

Например, не закрывают границу Евросоюза и Соединённых Штатов для всех граждан Российской Федерации. Это вызвало бы бурю брожения среди элиты, среди чиновников, среди либеральной интеллигенции, и в течение года эта мера могла бы привести к непредсказуемым последствиям именно в элитах. 

Но США и Европа на это не идут. Им нужна стабильная Россия, которая, однако, не вмешивается в европейские и азиатские дела. Поэтому они пока и не вводят новых санкций. Все зависит от того, как будет развиваться дальше экономика Российской Федерации. Общий тренд понятен — Путин заявил о том, что хочет строить капитализм, но без Запада. Но санкции применялись в отношении внешней политики, в отношении политической экспансии России. 

Никаких комментариев по этому вопросу не поступило. Поэтому можно думать, что санкции наподобие санкций против Тегерана затянутся еще лет на десять.

Молчание Европы относительно американских санкций связано с тем, что в отношении России предполагалось не количественное ужесточение санкций со стороны США, а качественное. То есть можно говорить о том же самом пакете санкций, которые Соединенные Штаты ввели в отношении России в середине года. В данном случае раньше эти санкции были благословлены лично президентом, а в американской политике личность играет гораздо меньшую роль, чем в современной российской политике.

Речь не идет об ужесточении режима санкций, речь идет уже о том, что эти санкции со стороны Соединенных Штатов становятся более фундаментальными. То есть никаких новых элементов, никаких новых санкций в отношении России США не вводит и не планирует вводить. Поэтому Европа заняла здесь вполне последовательную выжидательную позицию. 

Что касается права на оказание военной помощи Украине, которое получил Обама, подписав данный акт, то здесь я вижу два интересных момента. Во-первых, между признанием того, что Америка имеет право оказывать военную помощь Украине, и между реальным оказанием этой военной помощи существует приличная дистанция. Во-вторых, нынешние украинские власти демонстрируют желание взаимодействовать с Москвой в мирном ключе, как, кстати, и Москва. 

Сейчас основная проблема, как для Москвы, так и для Киева, это не то, кто какие территории будет контролировать, а как обеспечить лояльность населения на той территории, которую стороны уже де-факто контролируют. Потому что там действительно назрела полномасштабная гуманитарная катастрофа, и очень велика вероятность того, что население территорий, которые подконтрольны киевским властям или ополченцам, выступят против тех, кто эти территории контролирует. 

Поэтому основная задача сейчас и для Москвы, и для Киева — это обеспечить зимовку этих проблемных территорий с минимальными потерями, чтобы население окончательно не разуверилось в любой власти».

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".