ФАС назвала виновных в дорогом вине
Антимонопольная служба нашла виновных в дорогом вине в российских супермаркетах. Высокие цены на импортное виноградное вино объясняются высокой розничной наценкой ритейлеров, заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цыганов на пресс-конференции в Москве.
ФАС провела анализ структуры цены на импортные вина в РФ и пришла к выводу, что самую существенную часть составляет наценка розничных сетей - это в среднем от 44% до 51% на разные ценовые категории вин. При этом закупочная цена у производителей колеблется от 13% - для дешевых вин до 22% - для дорогих в конечной розничной цене. На наценку оптовика приходится 15-19%, на выплаты оптовиков торговым сетям - около 7%, и от 1% до 5% могут составлять другие расходы оптовых организаций. При этом в структуре розничной цены затраты на логистику вина составляют порядка 1-8%, в зависимости от ценовой категории, передает «Интерфакс».
Цыганов сообщил, что ФАС в настоящее время анализирует, «откуда берется такая наценка», и стремится выяснить, какие административные барьеры существуют на розничном рынке вина. При этом, отметил замруководителя ФАС, наценка значительно варьируется от страны происхождения: на вино Нового света она чаще не превышает 30%, в то время как на европейские вина - более 45%. Как отметил Цыганов, ФАС надеется на то, что у дистрибьюторов и сетей есть возможности для снижения конечной цены.
По оценкам ФАС, средняя таможенная стоимость литра ввозимого в Россию вина составляет $2,97 для абхазских вин, $2,80 - для чилийских, французские вина стоят в среднем $2,69, итальянские - $1,94. Вина из Молдавии ввозятся в Россию со средней ценой $1,52 за литр, из Германии - $1,50, Испании - $1,34, Аргентины - $1,20 и Украины - $1,17. По данным статистического учета Франции, средняя отпускная стоимость вина у местных производителей составляет $0,68 за литр.
Больше всего ввозятся французские вина - 20,37% от импорта, 14,51% приходится на вина Италии, 9,95% - вина Болгарии. Молдавские вина составляют 9,91% в структуре импорта, испанские - 9,64%, немецкие - 7,81%, чилийские - 7,24%, украинские - 6,86% и аргентинские - 2,29%.
В целом, по оценкам антимонопольной службы, 81% российского рынка вина в стоимостном выражении приходится на импортные вина, а на отечественные - 19%. В натуральном выражении чистый импорт вина составляет 37,3%, на вина, изготовленные в России из импортных виноматериалов, приходится 25,7% и на продукцию из отечественных виноматериалов - 36,99%.
В ходе исследования ФАС проанализировала работу крупнейших российских импортеров, таких как «Симпл», «Лудинг», «Дионис Клуб», «Русьимпорт», а также продажи крупнейших ритейлеров Metro, Real, SPAR, «Перекресток», «Седьмой континент», «Азбука вкуса» и других.
«На рынке оптовой продажи вина нет и не может быть монополистической деятельности. На рынке работает более 200 предприятий. И если одни уходят, то другие занимают их место. Из этого следует, что практика торговых сетей недостаточно объективна», - сказал Цыганов.
По оценкам ФАС, на крупнейшего импортера приходится 18,3% от поставок вина, а 15 крупнейших дистрибьютеров ввозят 62,1% от объема российского импорта.