Статья
3 Марта 2012 16:15

Федоров: говорить о массовой политизации россиян нельзя

Директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров рассказал в интервью «Актуальным комментариям» о тех изменениях, которые произошли в российском обществе в преддверии президентских выборов.

«Изменения в российском обществе начались не сейчас, и даже не в декабре 2011 года. Они начались летом-осенью 2009 года», - считает Федоров.

По его словам, именно тогда страна «вступила в новую полосу», где совпали сразу несколько процессов. «Первый процесс - это экономическая стагнация. Стало понятно, что посткризисный рост у нас медленный и не очень вдохновляющий. Дальше стартовал резкий всплеск инфляции», - рассказал он.

Позже, по словам Федорова, началась «эпоха плохих новостей». «Всего за несколько месяцев случились засуха, летние пожары, массовая резня в Кущевской, выступление националистов на Манежной, ледяной дождь и так далее», - напомнил глава ВЦИОМ.

По мнению эксперта, все эти факторы показали обществу, что быстрого выхода из кризиса нет, и это «подрубило намечавшееся оздоровление общественной атмосферы». «К сожалению, выйти из такой негативной полосы нам до сих пор не удается», - добавил он.

Поэтому Федоров воспринимает декабрьские и январские выступления «не как какой-то новый феномен, а как следствие, как одно из проявлений этого довольно напряженного периода в жизни нашей страны».

Между тем эксперт признает, что эти выступления привнесли в жизнь страны новый аспект. «Произошел раскол общества по линии "за Путина – против Путина", разделение на лоялистов и протестантов. Но это лишь одна из дополнительных черт, ни в коем случае не базовая», - подчеркнул он. 

«И все эти факторы никуда не исчезнут после 4 марта. Думаю, что даже будет некое обострение», - добавил Федоров.

Он также затруднился дать прогноз, когда же «мы вырулим на более здоровую, более оптимистичную, динамичную траекторию». «Уверен, что вырулим, однако это дело не ближайших месяцев, скорее всего, это позже будет», - полагает эксперт.

Что касается включения людей в политику, то трудно сказать, насколько оно имеет массовый характер, считает Федоров. «Даже если брать по верхней границе, 100 тысяч человек в Москве включились в политику. Это, конечно, невиданное явление с 93 года, но у нас в одной Москве 7,5 миллионов избирателей, не говоря уже про 12 миллионов жителей», - сказал он.

«Про Россию и говорить нечего. Там митинги собирают 300-400 человек, а если 3 тысячи выйдет в городе-миллионнике, то это уже большая радость для демократов», - добавил директор ВЦИОМ.

Поэтому, по мнению Федорова, говорить о каком-то массовом росте политизации невозможно.

«По сути, мы видим очень узкую группу, но при этом очень активную, которая монополизировала информационное пространство и активно пытается утвердить себя и убедить всех в том, что она и есть эта группа "завтрашнего дня", что за ней будущее и нужно срочно всем на нее равняться, под нее строиться», - считает эксперт. 

«А кто не с нею, тот, значит, ретроград, реакционер и его нужно сбросить с парохода современности. Что это за группа? Это креативный класс, который, правда, ничего не креативит, кроме пиара, каких-то информационных сообщений в большом количестве, рекламы и прочего», - добавил он. «То есть это как бы создатели смыслов, но весьма специфического характера», - пояснил эксперт. 

«Они пишут в газеты, зачастую преподают студентам, но они не делают ракеты, самолеты, тракторы и так далее, то есть они не заняты реальным производством, они все в сфере интеллектуального производства. И это их достоинство и слабое место», - считает Федоров.

По его словам, достоинство креативного класса состоит в том, что «они действительно очень шумные и их эффект информационного воздействия не сравнится с эффектом воздействия рабочего или даже начальника цеха Уралвагонзавода». «Это просто разные галактики», - добавил он.

С другой стороны, по мнению эксперта, представители креативного класса абсолютно отрезаны от страны, «они не знают, как жизнь строится». «Им в общем глубоко не интересно, что там происходит в Нижнем Тагиле или даже в Калуге. Для них это никогда интересно не было. Им интересно, что там происходит в Берлине, в Париже или в Нью-Йорке», - пояснил Федоров. 

По его словам, «они (представители креативного класса - ред.) чужеродный элемент и, конечно, элемент опасный». «Потому что более 10 лет мы живем в стране, где особо политикой никто не интересуется, не видит в ней смысла жизни, не видит решения в ней своих проблем», - отметил он. 

«А это люди, которые вдруг в одночасье пришли в политику со всей страстью, с морализаторством, они производят впечатление людей, которые верят в то, что говорят, в том числе, верят в то, что они единственные, кто владеет монополией на истину», - рассказал Федоров.

Поэтому, по мнению эксперта, это «очень опасный активный элемент, уничтожить его нельзя, игнорировать тоже, а пойти на уступки - это будет самоубийством страны». «Значит, надо искать пути интеграции его в существующую политическую систему. Для этого многим придется потесниться, придется изменить привычные им формы, методы, привычки своей властной политической работы. Вот это весьма болезненный процесс. Мягко он не пройдет», - считает он.

Кроме того, Федоров считает, что через пару месяцев после выборов пути активистов разойдутся. «Кто-то интегрируется в эту систему, кто-то уйдет», - пояснил он.

Как писали «Актуальные комментарии», за неделю до выборов только в столице прошло пять санкционированны акций.

Напомним, 23 февраля в Москве состоялось четыре политические акции. Митинг провели сторонники кандидата в президенты РФ Владимира Путина, коммунисты, либерал-демократы, а также «антиоранжевые» во главе с лидером движения «Суть времени» Сергеем Кургиняном.

А 26 февраля оппозиция провела акцию «За честные выборы» на Садовом кольце столицы.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".