Статья
1134 12 сентября 2012 17:22

ФЕОР: идея Прохорова о Религиозном кодексе лишена логики и смысла

В Федерации еврейских общин России скептически отнеслись к идее бизнесмена лидера партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова создать так называемый Религиозный кодекс.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода заявил: «Инициатива Михаила Прохорова, который предлагает начать широкий диалог об урегулировании отношений церкви, государства и общества, мне кажется несколько странной. Я не вижу в создании Религиозного кодекса, как это называется в его терминологии, никакой логики, никакого смысла, потому что вся законодательная база Российской Федерации достаточно подробно прописана», передает «Интерфакс».

Во-первых, напомнил он, вопросы религии и церкви как института религии являются отделенной от государства сферой, так как официально Российская Федерация - светское государство. А во-вторых, по его словам, это вопросы духовные, нравственные, которые «очень сложно и, наверное, неправильно фиксировать как-то юридически в каких-то кодексах».

Глава ФЕОР считает, что инициатива Михаила Прохорова стала результатом «определенного накала страстей в Интернете».

Вопросы взаимодействия религии и государства, которые вызывают споры, обусловлены, прежде всего, незнанием и непониманием ответственности религии за прихожан и непониманием того, что развитие общества невозможно без взаимодействия с религией, например через приобщение людей к морально-духовным ценностям, изложенным в религиозных постулатах, заявил Борода.

Для того чтобы понимать это, нужно быть человеком, знакомым с основополагающими, базовыми религиозными текстами, считает он.

Президент ФЕОР полагает, что любые инициативы по усовершенствованию отношений государства и религиозных организаций нужно приветствовать, «и, возможно, законодателям стоит прислушаться к некоторым», но «создание отдельного кодекса, тем более предусматривающего ужесточение определенных мер, может быть опасным».

Как сообщали «Актуальные комментарии» ранее, бизнесмен, лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров предложил создать Религиозный кодекс, который урегулировал бы отношения церкви, государства и общества.

«Я призываю к немедленному началу широкого диалога об урегулировании отношений церкви (разумеется, имея в виду все церкви и исповедания, религию в целом), государства и общества. Сделать это можно на базе "Гражданской платформы" через инструменты краудсорсинга и публичного обсуждения. Целью такой инициативы должна стать разработка концепции Кодекса церквей и религий Российской Федерации или Религиозного кодекса по аналогии с Гражданским или Семейным кодексами», - пишет Прохоров в статье, опубликованной в «Коммерсанте».

Он добавил, что «параллельно партия "Гражданская платформа" приступит к формированию реальной гражданской и политической коалиции, способной добиться принятия этого документа Федеральным собранием РФ и обретения им законной силы».

По мнению политика, благодаря Религиозному кодексу «будет создана прочная светская основа для полноценного сотрудничества российского государства, российского общества, всех российских конфессий в незавершенном деле строительства обновленной и исцеленной России».

В ответ на эту статью глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин пригласил известного бизнесмена-оппозиционера Михаила Прохорова обсудить будущее церковно-государственных отношений в России.

«Я был бы рад диалогу с господином Прохоровым - неглупым человеком, который высказывает много свежих и ярких идей в области политики и экономики», - сказал отец Всеволод.

Священник заметил, что религиозная тема для Прохорова, судя по всему, является новой, и сказал, что был бы рад помочь ему «в максимально серьезном развитии внимания к этой теме».
 
«Общение с представителями общества, в том числе критически настроенного к Церкви, входит в мои обязанности, и в данном случае ждем господина Прохорова в гости», - сказал отец Всеволод.
 
При этом он напомнил, что Русская церковь уже давно определила свое отношение ко многим из тех вопросов, которые Прохоров ставит. Это было сделано в принятых в 2000 году «Основах социальной концепции».
 
Среди многих положений этого документа отец Всеволод напомнил, в частности, о том, что нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Говорится в этом тексте и следующее: когда исполнение требований закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха, христианин должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих.
 
«Церковь не может положительно воспринимать такой миропорядок, при котором в центре всего ставится помраченная грехом человеческая личность. Церковь стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших решений как на национальном, так и на международном уровне», - отметил священник.
 
Он признал, что разделяет с Прохоровым «несколько разные» взгляды на место религии в жизни общества. «Те тексты, которые я привел, это максимально авторитетная позиция нашей Церкви, которая меняться не будет. Скорее мы будем ждать изменений от наших партнеров по церковно-общественному процессу», - подчеркнул отец Всеволод.
 
Он напомнил, что попытку создать некий минимальный нравственно-правовой кодекс для разных религий уже не раз предпринимали богатые и общественно активные люди. Так, в 2000 году известный медиа-магнат Тед Тернер устраивал саммит разных религий, где «пытался учить религиозных деятелей отставить в сторону вероучительные расхождения ради прагматических интересов земного мира».
 
«Эта попытка, как и другие аналогичные попытки, окончилась провалом, поскольку для верующего человека вопрос об Истине гораздо более важен, чем все построение земных дел», - сказал Чаплин.
 
По его мнению, светские постулаты вовсе не являются объединяющими для разных религий - напротив, верующие люди «гораздо быстрее договорятся друг с другом о мирном сосуществовании, чем согласятся принять верховенство секуляризма или его монополию на законы, общественное устройство, общественные процессы».
 
«Секуляризм - это не общий знаменатель, а один из вариантов мировоззренческого выбора, один из вариантов построения образа жизни, и он может претендовать лишь на определение правил для определенной части общества, а не для общества в целом», - сказал священник, выразив убежденность, что никто не должен претендовать на «эксклюзивный контроль над общественными процессами».
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".