Статья
12 Сентября 2012 17:22

ФЕОР: идея Прохорова о Религиозном кодексе лишена логики и смысла

ФЕОР: идея Прохорова о Религиозном кодексе лишена логики и смысла
Фото: ВГТРК

<p><strong>В Федерации еврейских общин России скептически отнеслись к идее бизнесмена лидера партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова создать так называемый Религиозный кодекс.</strong></p>
<p><strong>Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода заявил:</strong> «Инициатива Михаила Прохорова, который предлагает начать широкий диалог об урегулировании отношений церкви, государства и общества, мне кажется несколько странной. Я не вижу в создании Религиозного кодекса, как это называется в его терминологии, никакой логики, никакого смысла, потому что вся законодательная база Российской Федерации достаточно подробно прописана», передает <a href="http://Interfax.ru">«Интерфакс»</a>.</p>
<p><strong>Во-первых, напомнил он, вопросы религии и церкви как института религии являются отделенной от государства сферой, так как официально Российская Федерация - светское государство.</strong> <strong>А во-вторых, по его словам, это вопросы духовные, нравственные, которые «очень сложно и, наверное, неправильно фиксировать как-то юридически в каких-то кодексах»</strong>.</p>
<p>Глава ФЕОР считает, что инициатива Михаила Прохорова стала результатом «определенного накала страстей в Интернете».</p>
<p>Вопросы взаимодействия религии и государства, которые вызывают споры, обусловлены, прежде всего, незнанием и непониманием ответственности религии за прихожан и непониманием того, что развитие общества невозможно без взаимодействия с религией, например через приобщение людей к морально-духовным ценностям, изложенным в религиозных постулатах, заявил Борода.</p>
<p>Для того чтобы понимать это, нужно быть человеком, знакомым с основополагающими, базовыми религиозными текстами, считает он.</p>
<p>Президент ФЕОР полагает, что любые инициативы по усовершенствованию отношений государства и религиозных организаций нужно приветствовать, «и, возможно, законодателям стоит прислушаться к некоторым», но «создание отдельного кодекса, тем более предусматривающего ужесточение определенных мер, может быть опасным».</p>
<p>Как сообщали <strong>«Актуальные комментарии»</strong> ранее, <span style="display: none;" id="1347455934363S"> </span><strong>бизнесмен, лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров предложил создать <a href="http://actualcomment.ru/news/48233/"><span style="display: none;" id="1347455934396E"> </span>Религиозный кодекс, </a></strong>который урегулировал бы отношения церкви, государства и общества.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 13px;">«Я  призываю к немедленному началу широкого диалога об урегулировании  отношений церкви (разумеется, имея в виду все церкви и исповедания,  религию в целом), государства и общества. Сделать это можно на базе  "Гражданской платформы" через инструменты краудсорсинга и публичного  обсуждения. Целью такой инициативы должна стать разработка концепции  Кодекса церквей и религий Российской Федерации или Религиозного кодекса  по аналогии с Гражданским или Семейным кодексами», - пишет Прохоров в  статье, опубликованной в «Коммерсанте».</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 13px;">Он  добавил, что «параллельно партия "Гражданская платформа" приступит к  формированию реальной гражданской и политической коалиции, способной  добиться принятия этого документа Федеральным собранием РФ и обретения  им законной силы».</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 13px;">По  мнению политика, благодаря Религиозному кодексу «будет создана прочная  светская основа для полноценного сотрудничества российского государства,  российского общества, всех российских конфессий в незавершенном деле  строительства обновленной и исцеленной России».</p>
<p><strong>В ответ на эту статью глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и  общества протоиерей Всеволод Чаплин пригласил известного  бизнесмена-оппозиционера Михаила Прохорова <a href="http://actualcomment.ru/news/48255/">обсудить будущее  церковно-государственных отношений в России.</a></strong></p>
<p>«Я был бы рад диалогу с господином Прохоровым - неглупым человеком,  который высказывает много свежих и ярких идей в области политики и  экономики», - сказал отец Всеволод.</p>
<div>Священник заметил, что религиозная тема для Прохорова, судя по  всему, является новой, и сказал, что был бы рад помочь ему «в  максимально серьезном развитии внимания к этой теме».</div>
<div> </div>
<div>«Общение с представителями общества, в том числе критически  настроенного к Церкви, входит в мои обязанности, и в данном случае ждем  господина Прохорова в гости», - сказал отец Всеволод.</div>
<div> </div>
<div>При этом он напомнил, что Русская церковь уже давно определила свое  отношение ко многим из тех вопросов, которые Прохоров ставит. Это было  сделано в принятых в 2000 году «Основах социальной концепции».</div>
<div> </div>
<div>Среди многих положений этого документа отец Всеволод напомнил, в  частности, о том, что нельзя понимать принцип светскости государства как  означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа,  отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно  значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей.  Говорится в этом тексте и следующее: когда исполнение требований закона  угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или  совершение иного несомненного греха, христианин должен открыто выступать  законным образом против безусловного нарушения обществом или  государством установлений и заповедей Божиих.</div>
<div> </div>
<div>«Церковь не может положительно воспринимать такой миропорядок, при  котором в центре всего ставится помраченная грехом человеческая  личность. Церковь стремится к утверждению христианских ценностей в  процессе принятия важнейших решений как на национальном, так и на  международном уровне», - отметил священник.</div>
<div> </div>
<div>Он признал, что разделяет с Прохоровым «несколько разные» взгляды  на место религии в жизни общества. «Те тексты, которые я привел, это  максимально авторитетная позиция нашей Церкви, которая меняться не  будет. Скорее мы будем ждать изменений от наших партнеров по  церковно-общественному процессу», - подчеркнул отец Всеволод.</div>
<div> </div>
<div>Он напомнил, что попытку создать некий минимальный  нравственно-правовой кодекс для разных религий уже не раз предпринимали  богатые и общественно активные люди. Так, в 2000 году известный  медиа-магнат Тед Тернер устраивал саммит разных религий, где «пытался  учить религиозных деятелей отставить в сторону вероучительные  расхождения ради прагматических интересов земного мира».</div>
<div> </div>
<div>«Эта попытка, как и другие аналогичные попытки, окончилась  провалом, поскольку для верующего человека вопрос об Истине гораздо  более важен, чем все построение земных дел», - сказал Чаплин.</div>
<div> </div>
<div>По его мнению, светские постулаты вовсе не являются объединяющими  для разных религий - напротив, верующие люди «гораздо быстрее  договорятся друг с другом о мирном сосуществовании, чем согласятся  принять верховенство секуляризма или его монополию на законы,  общественное устройство, общественные процессы».</div>
<div> </div>
<div>«Секуляризм - это не общий знаменатель, а один из вариантов  мировоззренческого выбора, один из вариантов построения образа жизни, и  он может претендовать лишь на определение правил для определенной части  общества, а не для общества в целом», - сказал священник, выразив  убежденность, что никто не должен претендовать на «эксклюзивный контроль  над общественными процессами».<strong><br />
</strong></div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".