Статья
6162 16 декабря 2019 10:04

Фикция: как депутаты используют запросы в своей деятельности

Госдума стала меньше применять инструмент парламентского запроса, а информации о депутатских запросах в публичном поле практически отсутствует, говорится в новом докладе Центра политической конъюнктуры. Кроме того, все чаще парламентарии обращаются к силовым ведомствам, используя этот инструмент в репрессивных целях. «Актуальные комментарии» о главных выводах исследования.

С 2005 года число парламентских запросов уменьшается. С 2011 по 2014 годы, согласно опубликованным данным, Госдума не направила ни одного запроса. Ситуация начала меняться в 2015 году, однако по-прежнему инструмент используется крайне редко, 2-4 раза в год:



Примечательно, что со временем меняется не только количество запросов, но и перечень их адресатов.

Если с 2004 по 2008 годы Госдума прежде всего направляла запросы Председателю правительства, то затем все чаще депутаты направляли запросы силовому блоку: руководителям Генпрокуратуры, СКР и МВД.



Естественным следствием изменения адресатов стала трансформация тематик, по которым направлялись запросы. Если раньше Госдума интересовалась экономическими вопросами и реализацией различных инициатив со стороны Правительства, то в последние годы все чаще депутаты просят силовиков провести проверку или принять дополнительные меры в каком-либо расследовании. Полный перечень тем запросов доступен по  ссылке.

Депутатские и парламентские запросы в СМИ

Так как на сайте Госдумы доступна информация только о парламентских запросах, узнать о содержании депутатских запросов становится возможно только благодаря СМИ, которые, в свою очередь, узнают о запросах напрямую от парламентариев. Это значит, что в основном публичными становятся запросы, используемые депутатом для pr-кампаний: как минимум демонстрируют его заинтересованность резонансной социальной проблемой или показывают избирателю активность автора по решению электорально-значимого вопроса и т.д.

Согласно данным Медиалогии, за прошедший год в СМИ было 2247 оригинальных сообщений о запросах депутатов Госдумы, общее число сообщений — 3898. При этом стоит отметить, что не во всех случаях сообщалось о том, что тот или иной депутат направил запрос, иногда речь идет о намерении того или иного депутата направить запрос.

Чаще всего в связи с «депутатским запросом» упоминаются структуры силового блока. В топ-15 объектов попали: региональные прокуратуры РФ (10) , ФСБ (11), Генпрокуратура РФ (12), Следственный комитет РФ (14).



Среди партий чаще всего в связи с депутатским запросом упоминается КПРФ, затем идет «Единая Россия», следом — «Справедливая Россия», ЛДПР не попала в наиболее значимые объекты.

О парламентских запросах в силу их незначительного количества за прошедший год было гораздо меньше сообщений в СМИ: 352 оригинальных сообщений (всего — 919). В объектах, связанных с темой парламентских запросов, также доминирует силовой блок:



Среди партий чаще остальных по теме парламентских запросов также упоминается КПРФ.

Наибольше резонанс в 2019 году вызвали парламентские запросы в Генпрокуратуру, Следственный комитет, МВД и Банк России о проверке перечисления средств в фонд защиты прав дольщиков.

Эксперты ЦПК приходят к следующим выводам: 

1. Генетические дефекты. При введении института парламентского запроса были заложены несовершенные процедуры и выбраны неточные формулировки, которые не позволили Госдуме превратить их в эффективный инструмент парламентского.

2. Сокращение активности. VII созыв Госдумы использует инструмент парламентского запроса в меньшей степени, нежели предыдущие созывы. Это ограничивает представительские и контролирующие функции нижней палаты парламента, снижает возможности для полноценной реализации заложенной в Конституции роли Госдумы в политическом процессе.

3. Силовая ориентация. Парламентские запросы в настоящее время адресованы в большей степени силовому блоку (Прокуратура, СКР и т.д.). Это свидетельствует о том, что институт парламентского запроса вместо политического механизма становится частью механизма репрессивного.

4. Информационная закрытость. Пробелы в информации о депутатских запросах открывают возможности для использования этого инструмента парламентариями в лоббистских целях.

А также дают ряд прогнозов:

1. Вероятность калибровки. В связи с возможным усилением внимания к теме расширения контрольных функций Госдумы следует ожидать также активизации в использовании парламентских и депутатских запросов.

2. Политическая конъюнктура. Общее количество депутатских и парламентских запросов может увеличиться в 2020-2021 годах из-за подготовки к выборам в ГД.

3. Сохранение тематики. Политическая повестка, актуализированная предстоящими парламентскими выборами, вряд ли позволит радикально поменять перечень адресатов парламентских запросов. В качестве основного адресата, скорее всего, останется силовой блок, однако нельзя исключать, что перечень получателей депутатских запросов может быть и расширен.

4. Проблемы с данными. Учитывая, как принимаются решения о запуске подобного рода инструментов, качественная информация о запросах будет доступна общественности как и раньше, лишь по инициативе депутата и через СМИ. Информационная прозрачность Госдумы по-прежнему будет оставаться проблемной зоной.

С полным текстом доклада вы можете ознакомиться на сайте ЦПК.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".