Статья
2068 4 декабря 2017 10:51

Филарет против РПЦ: что дальше?

На выходных в Москве прошел один из самых неоднозначных Архиерейских соборов. Помимо того, что на нем было сделано несколько громких заявлений, которые взбудоражили не только церковных служителей, но и простых людей, после мероприятия прошла встреча Путина с церковными служителями. Мене ярким, но, быть может, более важным, оказалось письмо патриарху Кириллу, написанное его киевским визави Филаретом, с просьбой о «восстановлении мира» между РПЦ и украинской церковью. Какие отношения исторически были у православного Киева с православной Москвой и является ли письмо Филарета сигналом к объединению?
  
Три церкви

Начиная разговор о православии на Украине, сразу стоит сделать оговорку — украинских православных церквей существует несколько. Как это произошло?

К 1992 году на Украине существовало две православных церкви. УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь) появилась после революции 1917 года и до сих пор не признана ни Константинополем, ни Москвой. Каноничная же Киевская православная церковь была «Украинским Экзархатом» РПЦ до 1990 года, пока не получила права на самостоятельное управление и не стала Украинской православной церковью Московского патриархата.

В 1992 году тот самый автор письма в РПЦ Филарет, который тогда руководил УПЦ, захотел автокефального статуса для УПЦ, чтобы окончательно порвать с Москвой. Он подал ходатайство епископата УПЦ о предоставлении Украинской Православной Церкви автокефального статуса.

Разрешения московского духовенства на полную независимость от РПЦ Филарет, конечно же, не получил. Боле того, мятежный митрополит не на шутку растревожил московского патриарха Алексия II и ряд церковных наместников, которые предложили тому покинуть УПЦ. Любопытно, что в их числе архиепископ Смоленский Кирилл.

В то же время у Филарета начались проблемы в самой УПЦ. В апреле 1992 года в УПЦ состоялся Синод, где Филарету выразили недоверие несколько представителей местного духовенства и вынудили его уйти в отставку. В ответ на это Филарет создал свою версию УПЦ, которая, естественно, не была никем канонизирована. А сам он в 1997 году был предан анафеме со стороны РПЦ.

В дальнейшем влияние УПЦ КП на Украине росло — целые епархии уходили к Филарету, и отнюдь не всегда легитимно. Во многом этому способствовало усиление антимосковских настроений, игравших против УПЦ МП. Несмотря на независимый статус, в официальной УПЦ кадровые назначения и финансовые потоки контролировались Москвой.

Последние двадцать лет УПЦ КП ведет безуспешные переговоры с УАПЦ об объединении — на повестке каждого местного Собора всегда стоит этот вопрос, но к общему решению стороны так и не пришли.

Таким образом, в стране на протяжении двадцати пяти лет существуют три церкви, лишь одна из которых является официально каноничной, но, тем не менее, не обладает лидерством в родной стране.

После Крыма

Крымский кризис, естественно, сказался и на взаимоотношениях между церквями. Так, УПЦ МП оказалась фактически против всех. С одной стороны, одобрение РПЦ политики РФ в Крыму и на востоке Украины вызвало недовольство у УПЦ МП.

С другой стороны, в глазах радикализировавшихся украинцев УПЦ МП стала выглядеть «рукой Кремля» в церковной сфере своей страны. Из-за этого выросло влияние киевского патриархата: в ведомство УПЦ КП стали массово уходить храмы УПЦ МП. «Московская» украинская Церковь оказалась в затруднительном положении — выбирать между лояльностью текущему украинскому политическому контексту или сохранением стабильных финансовых потоков из Москвы. Поэтому четкая официальная позиция УПЦ МП по поводу политической ситуации толком и не была сформулирована.

«УПЦ с 1991 года не имеет юридической связи с РПЦ. Она абсолютно независима в своем управлении и в своей субординации. Ее религиозный центр не в Москве, а в Украине. На избрание главы УПЦ не влияет ни московский патриарх, никто иной из РПЦ. На административное устройство УПЦ, финансово-хозяйственную деятельность не влияет никто, кроме предстоятеля (главы) УПЦ и Собора ее епископов. Вместе с тем, с Московской патриархией УПЦ имеет духовную связь. То есть, у нас есть молитвенное общение, мы сообща решаем духовные вопросы, связанные с теми вызовами, которые стоят сегодня перед религией в мире: понимание церковных канонов, распространение христианского вероучения», — так витиевато объяснил отношение УПЦ МП к РПЦ епископ Климент.

Любопытно, что УПЦ МП в первую очередь и вообще все религиозные организации украинские депутаты в мае 2017 года хотели законодательно обязать заключить договор с государством и согласовывать кандидатуры центрального и регионального руководства религиозных организаций с центральным органом власти. Также предполагалось согласование с госорганом уставов, подпадающих под действие закона религиозных организаций, и кандидатуры приглашенных ими для проповеднической и каноничной деятельности иностранных религиозных деятелей. Согласно документу, в случае невыполнения требований государство может остановить деятельность религиозной организации.

Второй законопроект предполагал наделять государство возможностью менять юридический статус собственности и земель религиозных конфессий.

Очевидно, что принятие таких законов плавно бы вело к уничтожению УПЦ МП и религиозному коллапсу на Украине в целом. Остановила Раду лишь тысяча протестующих, которые совершили молебен у стен парламента и Митрополит УПЦ МП Онуфрий, который лично пришел вразумить украинских депутатов.

А было ли покаяние?

На Соборе в Москве было зачитано письмо Филарета патриарху Кириллу. Киевский патриарх просил «восстановить евхаристическое и молитвенное общение» между всеми «Православными христианами» и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях... ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами».

Филарет действительно попросил прощения у Кирилла — прямым текстом, черным по белому. Смущает здесь одно — насколько противоречат друг другу слова Филарета и официальная позиция УПЦ КП, пытающаяся сбить с толку откровенно нелепыми заявлениями.

Во-первых, спикер УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря) сначала отверг первые сообщения о факте письма, затем сразу же уточнил в фейсбуке, что речь не идет о покаянии, а затем пресс-центр УПЦ КП сообщил, что инициатива наладить диалог исходила от РПЦ. Во-вторых, киевский патриарх подписался как «ваш собрат Филарет», «абстрагировавшись» от своего сана и вообще упоминания УПЦ КП в письме.

Филарет хочет в РПЦ?

Тем не менее, домыслы и догадки о якобы прошения Филарета «вернуться» в РПЦ и избавить Москву от анафемы, были рассеяны самим Филаретом. Он заявил, что украинская церковь «никогда не вернется к Московскому патриархату».

Но гораздо важнее другое его заявление. Филарет сказал, что его анафема со стороны РПЦ больше мешает наладить диалог с УПЦ МП. Он также добавил, что «нельзя доверять Москве», которая, по его словам, неверно интерпретировала его высказывания.

Многие эксперты считают, что письмо Филарета было направлено на объединение УПЦ КП и УПЦ МП, которое он же бы и возглавил. «Не секрет, что последние годы УПЦ МП вела переговоры с Филаретом о возможном объединении. Понятно, что цель была в том, чтобы, пока ведутся переговоры, не было атак на имущество МП. Мы же понимаем, что религия, к сожалению, для многих — это очень выгодный бизнес. И для УПЦ МП, и УПЦ КП, и РПЦ», — считает аналитик Дмитрий Корнейчук.

«И главное — объединение легализировало бы его церковь, которую не признают канонические православные церкви. Плюс — дополнительные финансовые потоки в карман. И, видно, Филарету обещали, что именно он возглавит объединенную УПЦ. Но об этом надо просить собор РПЦ. Грубо говоря, прогнуться перед патриархом Кириллом. Собственно — отсюда и письмо Филарета. Также, думается, гарантировалось, что холуйский текст письма никто не узнает», — добавил эксперт.

Несмотря на то, что письмо Филарета внесло в украинский раскол еще большую сумятицу, одно кажется неизменно ясным — ни о каком объединении киевского патриархата с РПЦ речи быть не может. Это не позволит сделать официальный Киев и не поймет украинское население с антимосковскими настроениями. Однако сам факт публичного покаяния киевского патриарха московскому вне зависимости от интерпретаций и поиска скрытых смыслов — уже маленький, но смелый шаг Киева в сторону попыток наладить общий диалог с Россией.


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".