Комментарий
1840 6 апреля 2012 9:58

Фильтрование

Алексей Чеснаков политологАлексей Чеснаков

Алексей Чеснаков
политологАлексей Чеснаков

Идея собирать подписи депутатов местного самоуправления при выдвижении кандидатов в губернаторы, названная кем-то из кремлевских инсайдеров «народным фильтром», очевидно является более удачной затеей, чем ранее предлагаемое в качестве подобного очистительного механизма «проведение главой государства предварительных технических консультаций с представителями политических партий по кандидатуре глав регионов».

По-моему, установка этого самого «фильтра» не наверху системы, а почти в самом ее низу выглядит более демократическим механизмом необходимого и почти «естественного» отбора для тех, кто по разным причинам вознамерился «порулить» той или иной территорией.

В том, что подобный инструментальный «политический дарвинизм» в отношении кандидатов в главы регионов необходим, сомневаться не приходится. Вопрос даже не в естественном желании сократить стремящийся к бесконечности список претендентов. Вопрос в наличии или отсутствии принципа справедливости появления в этом списке.
 
Не может в одночасье любой желающий стать кандидатом в губернаторы. По крайней мере, не должен. Пусть сначала заработает это право, агитируя среди тех, кто представляет граждан в муниципалитетах. Не среди депутатов региональных заксов и дум, не среди чиновников, а среди тех, кому граждане (они же избиратели) доверили решить свои самые важные проблемы на местах.

Может, хотя бы этот инструмент заставит партии поработать (в хорошем смысле этого слова) с муниципалитетами. Ведь даже те партии, которые имеют фракции в федеральном парламенте, у нас не всегда участвуют в выборах на муниципальном уровне. А уж их текущую работу с местным самоуправлением в некоторых субъектах и представить страшно. Достаточно посмотреть, как они с гражданами общаются, чтобы понять, что ничего хорошего от партийных бонз депутатам сельсоветов пока ждать не приходится.

Некоторые партии не то что в муниципалитеты, а в целые регионы заходить поработать боятся. Вспомните, как совсем недавно, перед выборами в представительный орган власти одного из субъектов организаторы выборов чуть ли не силой заставляли одну из оппозиционных структур, не первое десятилетие заседающую в федеральной Госдуме, создать региональное отделение для участия в кампании. В результате, отчаявшись найти хоть какое-то понимание, местные единороссы «делегировали» конкурентам пару бывших соратников, которые в итоге и отделение для оппозиционной партейки создали, и даже получили для нее место в заксе.

Впрочем, вопрос - не в способности нынешней оппозиции работать на благо граждан, а в необходимости в будущем делать это нужное дело любыми партиями, вне зависимости от политической ориентации. Понятно, что сегодня партиям гораздо легче договариваться с региональным начальством и согласовывать с ним своих кандидатов, чем убеждать в собственной полезности несколько десятков муниципальных депутатов. Ну что ж, посмотрим, насколько теперь они смогут договориться. Кстати, именно наличие способности договариваться с большим кругом людей отличает настоящих политиков от политиков мнимых.

Конечно, предлагаемая модель тоже несовершенна, но польза от нее мне кажется очевидной.

Во-первых, партии, если захотят в перспективе выжить, уже в ближайшее время обязательно и в массовом порядке «пойдут в муниципальные депутаты». Возражения, что в этой среде им нечего делать и дескать все уже «заполнила партия власти», не принимаются. В среднем по стране в муниципалитетах работает около 60 процентов представителей «Единой России». Остальные – либо представители других партий, либо независимые депутаты. Достаточно посмотреть на последние муниципальные выборы в Москве, чтобы понять, что независимых может быть в некоторых регионах до трети от всего состава. А это уже совсем другой расклад сил.

Во-вторых, оппозиция, в том числе и несистемная, получает удобный инструмент влияния на власть. Самые дальновидные ее представители после стояния на Болотной так много говорили о необходимости работы через муниципалитеты, об эффективности этой «теории малых дел», что теперь глупо отказываться от возможности получения еще и дополнительного бонуса в виде непосредственного влияния избранных депутатов на выборы главы региона. Шанс на то, чтобы изменить таким способом как минимум региональную власть, у них появляется вполне реальный. Пусть попробуют. Хуже не будет.

Алексей ЧЕСНАКОВ, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".