Статья
8 Июля 2011 17:16

ФОМ: госуслугами в интернете пользуется около 6% населения РФ

ФОМ: госуслугами в интернете пользуется около 6% населения РФ
Фото: Shutterstock

Осведомленность россиян о возможности получать государственные услуги через интернет по-прежнему высока, но число реальных и потенциальных пользователей не увеличивается, показывают исследования ФОМ.

За последний год уровень осведомленности населения о том, что услугами многих государственных учреждений и служб можно пользоваться через интернет, практически не изменился: две пятых населения (41%) знают об этом, треть (32%) - что-то слышали, и около четверти (23%) заявили, что слышат о таких возможностях впервые, сообщает ФОМ.

Больше всего осведомленных об услугах электронного правительства - среди молодежи 18-20 лет (52%) и жителей крупных городов (55%), передает «Интерфакс».

Каждый десятый заявил, что пользуется интернет-услугами государственных учреждений и служб (среди пользователей интернета - почти четверть - 22%). «Перевод в абсолютные значения дает внушительную цифру в 11-12 миллионов пользователей госуслуг в Сети», - отмечают социологи. 

Между тем, по их данным, динамика показателей не столь оптимистична - эксперты ФОМ зафиксировали снижение доли россиян, затруднившихся определить, хотят ли они пользоваться госуслугами в интернете (с 28% в 2010 году до 22% в 2011). В то же время на 20% выросла доля тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы.

Наиболее ощутимо вырос показатель нежелания пользоваться госуслугами через интернет в городах с населением от 250 тысяч до 1 млн жителей, сообщает ФОМ.

Основные причины, по которым у людей нет желания пользоваться электронными госуслугами, - недостаток навыков или возможности работы с компьютером и интернетом, а также отсутствие такой необходимости, утверждают социологи. По их данным, подобные мотивы шире распространены среди людей старшего возраста (53%).

Среди желающих в будущем использовать данные услуги преобладают молодые, в качестве причин своей заинтересованности чаще отмечая удобство, доступность и простоту использования, возможность сэкономить время и не стоять в очередях (в целом 25%).

Результаты исследования также показывают, что часть россиян путают пользование госуслугами через интернет с сервисами, близкими к электронной торговле, - например оплатой товаров и услуг в интернете. Так, отвечая на открытый вопрос о том, какими именно госуслугами в интернете им приходилось пользоваться, по 20% упомянули онлайн-оплату ЖКХ и телефонной связи, покупку билетов, по 18% - вызов врача или запись на прием в поликлинику, а также уплату налогов.

Таким образом, делают вывод социологи ФОМ, «реально к государственным услугам в интернете прибегают лишь около 6% населения».

Опрос ФОМ проводился в начале июня в 100 населенных пунктов 43 субъектов РФ с участием 1500 респондентов.

Как писали «Актуальные комментарии», сервис по оплате государственных услуг через интернет-портал планируется запустить с начала 2012 года. Об этом ранее сообщил руководитель Федерального казначейства России Роман Артюхин.

Артюхин сообщил, что сейчас идет тестирование системы по обмену информацией между администраторами и банками. Он отметил, что соответствующие соглашения уже заключены со Сбербанком, Газпромбанком, другими крупными банками.

Ранее Артюхин заявлял, что российские граждане на всей территории РФ до конца 2011 года или в начале 2012 года получат возможность просмотра информации о начисленных платежах, оплатах и задолженностях, а также возможность оплачивать государственные услуги в электронном виде.

Между тем ранее премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал, что электронный формат не будет навязываться людям.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".