Статья
22 9 Июня 2009 0:01

Форум "Стратегия 2020"

В Петрозаводске открылся форум "Стратегия 2020". В рамках Форума работают 3 тематические секции:  «Новая элита России», "Наша демократия" (Роль институтов гражданского общества. Культура и СМИ: современные ценности и демократия) и "Право против коррупции" .

Открытие форума возложено на В.Плигина - председателя комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству и Н.Левина - председателя Законодательного собрания Карелии.

Заседания проходят с участием экспертов, ученых, представителей законодательной и исполнительной власти, культурного сообщества.

Среди них - директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская, член генсовета «Единой России» Юрий Котлер, сопредседатель Совета по национальным стратегиям Иосиф Дискин,  президент Института гражданского общества Мария Слободская (секция "Новая элита").

Председатель Координационного совета МОО автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, вице-президент Общероссийской организации работников СМИ «Медиасоюз», заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по сохранению культурного и духовного наследия Елена Зелинская, гендиректор Российской государственной библиотеки Виктор Федоров, министр образования Республики Карелия Александр Селянин - принимают участие в обсуждении темы "Наша демократия".

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы Федерального Собрания РФ по безопасности Михаил Гришанков - участвуют в работе секции "Право против коррупции".

 

Комментарии экспертов

Задача Форума "Стратегия 2020"  - повернуть сознание людей, убедить, сформировать группы поддержки стратегического курса государства, донести, дать возможность высказаться людям, которые далеко от Москвы, внести свои предложения, суждения и т.д. Это же всё-таки форум - не Дума, не Совет Федерации, не заседание правительства. Здесь задача прежде всего идейно политическая. Она состоит в том, чтобы обсудить, услышать мнения, сформировать обратную связь, если нужно – скорректировать какие-то позиции «Стратегии 2020», если нужно – внести какие-то свежие идеи и т.д.


Например, на этом форуме, в отличие от других, первой панелью и одной из самых значимых являются новые российские элиты. Конечно, в регионах это существенный вопрос. И всё-таки форум – это дело партии «Единая Россия», которая заинтересована в формировании механизма. Форум был задуман довольно давно. Два дня назад, на петербургском форуме президент Медведев заговорил о том, что необходимо менять отношение к элитам. Как видите, это всё находится в неком резонансе и диалоге.


Я много раз говорил и повторяю, что необходимым условием модернизации является общественно-политический климат. Пока общественно-политический климат не будет повёрнут на социальную динамику, на инновацию, на вертикальную мобильность и т.д., никакой модернизации не будет. Это ещё не сдвинутая проблема, за это ещё нужно бороться.

Говоря о конкретных действиях в рамках форума «Стратегия «2020»,  необходимо упомянуть о том, что сейчас готовится несколько докладов по ключевым темам. Это доклады по среднему классу, по инновациям и повороту экономики на инновационный путь развития. Возможно, будет готовиться доклад по финансовой системе.


Эти доклады должны быть максимально прикладными, такими, чтобы на их основе можно было принимать управленческие решения.


Что касается возможности реализовать предложенные рекомендации – думаю, что это вполне возможно. Необходимо двигаться так, как и задумано, пытаясь делать практические шаги.   

В рамках форума "Стратегия 2020" разрабатывается тема формирования новой элиты. Сегодня возникает вопрос, отвечает ли сегодняшняя элита тем требованиям, которым она должна соответствовать? С точки зрения проблемы ротации или попросту замены элиты или её созревания, эта тема очень актуальна. Что касается бизнес-элиты, каких-то общественных элит и даже политических элит, самая главная проблема в том, что элиты не осознают себя представителями каких-то социальных групп или больших слоёв. В этом смысле они не выполняют свою главную функцию – функцию представительства. Причём элита должна эту функцию выполнять, даже вне зависимости от характера политического режима – демократический он или какой-то иной.


Люди, в силу определённых причин скопившие много денег, возглавившие какие-то общественные организации или, например, попавшие в депутаты или куда-то ещё во власть, не ощущают себя и, следовательно, не являются представителями интересов тех социальных групп, которые их так или иначе выдвинули, к которым они теперь по факту принадлежат. Поэтому при наличии достаточно широкого слоя состоятельных людей, при наличии трёх организаций, которые формально представляют их интересы, реально бизнес на общенациональном уровне никак не представлен.


Именно формальность этих организаций, то, что ни одна из них не ощущает себя представителем интересов широкого предпринимательского сословия, и приводит к тому, что высшая политическая власть их, в общем-то, игнорирует. О чём с ними разговаривать? Это не ведёт ни к каким результатам. Например, человек, который является олицетворением идеологии свободных рынков, Фридрих Хайек, чьи взгляды даже для неолибералов являются чуть ли не экстремистскими, считал важнейшей категорией, обеспечивающей функционирование свободного рынка - нравственность.


У нас существует такое выражение – «кошмарить» бизнес. Но не только государственные органы «кошмарят» бизнес. Мало кто так «кошмарит» бизнес, как бизнесмены  друг друга. Все эти локальные, региональные монополии, перехваты управления, перехваты бизнеса – это же всё кто-то делает, и всё в конце концов достаётся каким-то собственникам, бизнесменам, которые задействуют в своих операциях власти.


Помимо этого, можно ещё много чего сказать относительно бизнеса и хоть какого-то нравственного климата. Но ни одна из этих организаций перед бизнес-сообществом, насколько я помню, никогда не ставила вопрос о нравственности, о каких-то правилах ведения бизнеса, о каких-то договорённостях. Какие-то хартии вроде бы существуют, но они совершенно формальные.


В период кризиса РСПП направили какое-то предложение в правительство. Они чувствуют себя неким контрагентом правительства, но они не чувствуют себя контрагентом в бизнес-среде. Надо обратиться к бизнес-среде, собрать какую-то всероссийскую конференцию бизнесменов и решить, что мы делаем в условиях кризиса, чем мы помогаем своей родине, чем мы помогаем своим бизнесам, чем мы помогаем своим правительствам. Это не бюро РСПП должно решать, должна собраться широкая конференция всех трёх – РСПП, «Деловой России» и «Опоры», пусть РСПП будет главным.


Как решается проблема моногородов? Понятно, что там не может быть принято каких-то обязательных для исполнения решений, но удивительная сила невидимых инструментов гражданского общества, тем не менее, существует. И люди, которые смотрели друг другу в глаза и говорили друг другу какие-то вещи, при том, что нас могут завтра кинуть и т.д., всё-таки берут на себя какие-то обязательства. Кроме того, когда обсуждаются какие-то решения, они становятся куда более результативными.


Что касается политиков и общественных структур - к сожалению, во многом та же ситуация, хотя она должна быть совершенно иной. Какие-то узкие, местные интересы, интересы взаимодействия, допустим, со своими  ближайшими начальниками, коллегами по политической, общественной деятельности. Поэтому у нас вы не видите ни одного, кроме автомобилистов, время от времени просыпающихся, широкого общественного движения, хотя общественных организаций море.


Обсуждать эти вопросы можно и нужно. Не знаю, имеют ли они какое-то краткосрочное решение. Скорее всего, это всё-таки вопрос лет на 20. С моей точки зрения, и эта точка зрения, которую мы высказываем в подготовленном нами докладе к встрече клуба "4 ноября", ближайший шаг состоит в том, что должны выдвинуться несколько десятков ярких лидеров на всю страну, которые будут первыми персонами этой новой элиты. То есть все начнётся буквально с нескольких людей, и если их еще нет, они должны появиться.


© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".