Статья
2 Июня 2010 0:02

Фурсенко выступил в Госдуме

<p>Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко в ходе «правительственного часа» в Госдуме рассказал депутатам о нововведениях в системе образования. </p>
<p>Министр остановился на проблеме образовательных стандартов, которые, по его словам, будут приняты до конца текущего года. Он отметил, что в прошлом году был утвержден и зарегистрирован в Минюсте стандарт начального образования. С 1 сентября 2010 года он начнет действовать в школе, передает «Интерфакс».</p>
<p>Проект стандарта для второй школьной ступени в настоящее время находится на общественно-профессиональной экспертизе, завершается подготовка стандарта для третьей ступени школы, сказал министр.</p>
<p>Кроме того, по его словам, на сегодня утверждены более 400 стандартов для начального и среднего профобразования, а также порядка 500 - для высшего (бакалавриат, магистратура, специалитет).</p>
<p>В отношении нового закона о бюджетных учреждениях Андрей Фурсенко сказал, что это позволит очистить систему образования от нелегальных поборов. «Закон закрывает серые схемы и добивается того, чтобы никаких нелегальных поборов не было. В этом плане закон делает очень многое», - сказал министр. Так он прокомментировал существующие опасения, что данный закон приведет к увеличению платности в социальных сферах, в том числе, в образовании.</p>
<p>«Я думаю, что все хорошо знают объем услуг, многие из которых предоставляются противозаконно, в рамках серых схем», - сказал министр, добавив, что новый закон как раз позволит избавиться от таких схем.</p>
<p>Он рассказал, что Минобрнауки РФ готовит законопроект, снимающий многие барьеры для развития альтернативных форм детских садов. Глава Минобрнауки отметил, что в связи с ростом рождаемости в последние годы возникла острая потребность в новых детских садах. На сегодняшний день, по словам министра, дошкольные учреждения посещают 5,3 млн детей, однако порядка четверти малышей старше трех лет не имеют места в детском саду. Поэтому принято решение развивать альтернативные формы детских дошкольных учреждений, например, частные детские сады или семейные, когда родители сами организуют детский сад.</p>
Комментарии экспертов
<p>Предстоит серьезная работа именно в том, чтобы Единый Государственный Экзамен по специальностям гуманитарного цикла сделать таким, чтобы он действительно отражал содержание тех курсов, которые ученики в школе получили, тех уроков, на которых они работали, но, в то же время, чтобы это не сводилось к некоему примитиву – расстановке запятых или к точной формулировке.</p>
<p>Но здесь проблема упирается не в то, что экзамены составлены неудачно, а в то, что тип учебника, который господствует до сих пор по этим дисциплинам, почти не изменился с советских времен. Он так же ориентирован на заучивание. На то, что уже известно, и ученики должны это запомнить, а потом пересказать.</p>
<p>Поэтому я бы ожидал от министра образования постановки вопроса о том, что хотя бы в части социально-гуманитарных дисциплин в школе нужна совершенно революционная какая-то подвижка. То есть надо заново посмотреть на преподавание этих дисциплин в школе, понять, зачем они преподаются. Они преподаются вовсе не для того, чтобы ученики заучивали, как зовут Татьяну Ларину, Евгения Онегина, когда родился Иван Грозный и что такое общество, что это какая-то динамичная изменяющаяся система. Не для этого школьники учат предметы.</p>
<p>Вот если это понимание начнет как-то проникать в управленческие структуры образования, тогда, видимо, и сам экзамен и тип экзамена, тип проверки знаний, который там будет получаться, будет меняться. Потому что, повторяю, если мы не изменим стилистику, методику преподавания этих наук, этих дисциплин, если не превратим их в актуальную современную жизненно важную школу о современном мире, даже о прошлом, но в интересном ключе, важном для сегодняшнего дня, то мы будем биться в этом замкнутом круге.</p>
<p>Формализовать вопросы не удастся – история не математика, а от того, что нужен экзамен, тоже никуда не уйдешь. Я решения<br />
непосредственного не вижу, кроме того, что я предположил – необходимо менять тип преподавания социально-гуманитарных дисциплин.</p>
<p>На сегодняшний день можно констатировать безусловные успехи национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа». Я рада, что один из пяти приоритетов, которые определил президент РФ в рамках этой программы – здоровье школьников. Сохранить здоровье здоровых людей – вот важная задача современности.</p>
<p>Сейчас для этого многое делается в рамках приоритетных нацпроектов «Образование» и «Здоровье»: проводится лицензирование школ только при наличии медкабинетов, стимулируется создание центров здоровья школьников, строятся бассейны и закупается спортоборудование. Причем это происходит не на добровольных началах, а вменяется в обязанность каждому учебному заведению.</p>
<p>Более того, с 1 сентября 2010 года начнет действовать новый государственный образовательный стандарт, в котором закреплено обязательное преподавание основ здорового образа жизни. Школьники начнут его изучать как отдельный предмет, уже выделена в школах ставка для специалиста. Но вот проблема с кадрами сейчас является основной. Нужны специалисты по общественному здоровью, которые смогут обучать не только детей, но также их родителей и самих педагогов.</p>
<p>Следует отдать должное Министерству образования и науки: введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Общественное здравоохранение». Теперь окончившие этот курс магистры будут получать российские дипломы, а не израильские или европейские – как это происходит сейчас.</p>
<p>Но чтобы общество воспринимало здоровый образ жизни как тренд современности, необходимый атрибут повседневности - следует с самого юного возраста это воспитывать в детях, стимулировать их к заботе о собственном организме. Например, под эгидой партии «Единая Россия» можно провести «Единый государственный экзамен» для школьников по вопросам здорового и безопасного образа жизни. В ходе такого необычного «ЕГЭ» ученики будут сдавать  нормативы по физической подготовке,  выполнять творческие задания,   проходить тестирование на знание основ здорового образа жизни. В соответствии с набранными баллами может производиться награждение обучающихся специальными знаками 3-х степеней (как значки ГТО). То есть каждый школьник ежегодно будет иметь возможность подняться на одну ступень. В результате такой экзамен станет трамплином к  укреплению здоровья нации.</p>
<p>Не меньшую эффективность даст и реализация проекта «Команда нашего двора»  для  детей, подростков и молодежи с целью создания дворовых команд по игровым видам спорта (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и др.). На мой взгляд, необходимо порекомендовать руководителям субъектов Федерации разработать и принять локальные нормативные акты для 2-х процентных отчислений из средств ЖКХ на развитие детско-юношеского спорта на дворовых площадках.</p>
<p>К тому же реализация образовательного госстандарта, особенно в части проведения внеклассных занятий по различным видам спорта и участию команд в соревнованиях потребует создания соответствующих организационных структур – школьных спортивных клубов. Вузы уже имеют опыт создания и деятельности таких клубов, поэтому их опыт может быть использован. Только все вместе – государство, бизнес и гражданское общество сможет обеспечить здоровое будущее сегодняшних школьников.</p>
<p>Не последним является вопрос, связанный со школьным питанием. На этот год на эти цели было выделено 600 миллионов рублей, однако дали всего 300. Может быть, всё-таки нужно было принять более энергичные меры, поскольку питание школьников – это большой вопрос. Как бы они не учились, какие бы не были экзамены, но речь идет об их здоровье, причем в рамках национального проекта «Образование». Вместе с тем, за последние 2 года ни одного комбината школьного питания не было построено. Эта проблема остаётся нерешенной. Деньги на ее реализацию на этот год до сих пор не выделены.</p>
<p>Затем, когда у нас будут оборудовать школы новым оборудованием и школьные столовые? У нас ремонты происходят в сентябре-октябре, в разгаре учебного года. А это запрещено. Почему бы в январе средства не направить в регионы, чтобы они могли сейчас приступить к монтажу оборудования, и с 1 сентября заработали бы новые школьные буфеты. Это общая проблема нашей политики: деньги есть, школы есть, дети есть – всё есть, а проблема решается искажённо и плохо.</p>
<p>И самое главное. Раз мы не можем побороть здесь коррупцию, давайте вообще отменим экзамены, давайте в школе на учительском совете будет собеседование, пусть посидят учителя и побеседуют с выпускниками. Не один день потратят и общую оценку поставят. Получил аттестат – и любой вуз, как за рубежом. В некоторые университеты за рубежом достаточно заявления, из дома направить заявление по электронной почте. Примите его, а если он ошибся, значит он поменяет вуз. Но не исключайте из вуза.</p>
<p>В своё время исключили Ульянова из Казанского университета, что получили? Революцию. Ввели экстерн? Никаких знаний экстерн не даёт. Что получили? Он стал юристом. То же самое Гитлер – не приняли в художественную академию, получили диктатора для Германии.</p>
<p>Да пускай учатся все, кто хотят. Исключать не надо, обижать не надо, и дайте выбор. Любые предметы, любые вопросы, любые ответы. И не мешайте им войти в учебный процесс. Нужны годы и годы, чтобы определить, чего достоин человек. А учиться достойны все.</p>
<p>В текущем созыве фракция поддержала все 8 внесённых правительством и непосредственно относящихся к сфере образования и науки, законопроектов. Благодаря этому создана законодательная база для формирования федеральных, национальных и сельских университетов. Установлено право родителей на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, которые реализуют программу дошкольного образования. Получили ясный правовой статус студенческие отряды. Уточнены вопросы государственной поддержки наукоградов. Стали более совершенными правовые отношения в области деятельности государственных научных центров. Наконец, только что в мае внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений, которые касаются всех государственных и муниципальных образовательных  учреждений.</p>
<p>В свою очередь, 6 законопроектов по вопросам образования, которые были подготовлены депутатами фракций, стали федеральными законами. Они органично дополнили законодательные инициативы президента и правительства, устранили существующие пробелы действующего законодательства и дали возможность учреждениям профессионального и религиозного образования проходить лицензирование и аккредитацию, учреждениям здравоохранения на безвозмездной основе пользоваться имуществом образовательных учреждений для осуществления бесплатного медицинского обслуживания обучающихся и работников.</p>
<p>К сожалению, такая слаженная работа с министерством и правительством получается не всегда. В соответствии с принятыми федеральными законами сейчас полным ходом идёт формирование сети федеральных, национальных и сельских университетов. Из федерального бюджета им выделяются значительные средства. Возникает вопрос у образовательной общественности: а что будет происходить с остальными университетами, многие из которых играют в своих регионах системообразующую роль? Пока целостной программы оптимизации сети высших учебных заведений ни вузы, не регионы ни видят.</p>
<p>О поддержке студентов. При принятии федерального закона о федеральном бюджете на 2010 год на плановый период 2011-1012 годов Государственная Дума рекомендовала правительству рассмотреть с 1 сентября 2010 года возможность увеличения стипендий учащимся федеральных государственных образовательных учреждений с учётом результатов исполнения федерального бюджета в первом полугодии 2010 года. О необходимости решения этой задачи недавно говорил депутатам Государственной Думы и председатель правительства, представляя отчёт правительства в Государственную Думу. Студенты вузов и техникумов ждут со стороны министерства активных действий по этому поводу.</p>
<p>Федеральный закон о новой структуре образовательных стандартов был принят в декабре 2007 года, но работа по их дальнейшей разработке так затянулась, что Государственной Думе уже дважды пришлось переносить сроки вступления в силу. Не придётся ли депутатам делать это ещё раз, следуя известной поговорке «бог троицу любит»? А как в этих условиях повышать качество учреждений профессионального образования? Неоправданно затянулось оформление законодательных инициатив по совершенствованию проведения ЕГЭ, подготовленных и созданных президентом РФ, комиссией по ЕГЭ.</p>
<p>Комитет по образованию при поддержке фракции в 2008-2009 годах провёл почти два десятка парламентских слушаний и круглых столов по наиболее актуальным проблемам, которые волнуют образовательные учреждения, профессиональное сообщество, в том числе они были проведены в режиме видео-трансляций во все субъекты РФ.</p>
<p>В адрес правительства и министерства были приняты и разосланы десятки рекомендаций, которые учитывали мнение широкой образовательной общественности. Однако и мы, и регионы не почувствовали и не чувствуем, что эти рекомендации в должной степени учитываются при формировании и реализации государственной образовательной политики.</p>
<p>В послании Федеральному собранию президент дважды говорил о необходимости совершенствования школьного образования, создания «новой школы», но в регионах пока не ощущают, как реально происходит реализация утверждённых президентом инициатив.</p>
<p>При подготовке депутатами нашей фракции законодательных инициатив в сфере образования мы всегда проводим их предварительное согласование со специалистами министерства в режиме нулевого чтения. И что? На законопроект о расширении возможности выбора языка обучения при получении общего образования мы получаем отрицательный отзыв правительства.</p>
<p>У нас впереди большая и сложная работа. Необходимо законодательно обеспечивать многие задачи, поставленные в концепции долгосрочного развития. Однако, к сожалению, у нас возникают такие недоработки. Мы с вами находимся в одной лодке, и я думаю, что всем надо грести вместе и в одну сторону.<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".