Статья
5 Сентября 2010 16:43

Гаман-Голутвина: клиентелизм мешает модернизации

<p><em>Темой работы одной из секции Мирового политического форума в Ярославле 9-10 сентября станет «Государство как инструмент технологической модернизации».<br />
</em></p>
<p><em>Эксперты будут обсуждать актуальные вопросы модернизации национальной экономики, создания современной высокотехнологичной инфраструктуры, качественного обновления всей производственной сферы.<br />
</em></p>
<p><em>Вызов технологической модернизации стоит сегодня перед многими странами мира - как развитыми, так и развивающимися.<br />
</em></p>
<p><em><strong>Доктор политических наук, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО Оксана Гаман-Голутвина рассказала «Актуальным комментариям»</strong> о препятствиях на пути модернизации:</em></p>
<p>В постсоветских государствах одним из препятствий на пути модернизаций является доминирование интересов сырьевых  секторов не только в экономике, но также и в системе принятия политических решений. Помимо изъянов общеполитического характера такая зависимость находит выражение, как правило, в кадровом составе управленческих кадров, протекционизме и скрытой «профилизации» процесса принятия государственных решений (многие из которых прямо или косвенно направлены на продвижение интересов сырьевого сектора).</p>
<p>Нефть и газ в постсоветских политиях по сути стали государствообразующими отраслями, а их представители в аппарате государственного управления – важнейшими режиссерами политико-административных процессов. Если в Индонезии в период ускоренной модернизации полученные от экспорта нефти средства направлялись на развитие технологических отраслей, в государствах постсоветского пространства, пожалуй, только в Казахстане – и то в чрезвычайно урезанном варианте, непоследовательно и выборочно – часть полученных от экспорта ресурсов средств направляется на модернизацию. В этом отношении строительство новой столицы - Астаны - выглядит вполне символично.</p>
<p>Причины неудач модернизационнных проектов на постсоветском пространстве во многом определены слабостью модернизационных ценостей и установок в структуре мотивационых характеристик элит. Базовые установки последних во многом определили конфигурацию конкретных проявлений неэффективности систем государственного управления на постсоветском пространстве.</p>
<p>Речь идет о специфике рекрутинга и ротации административно-политической бюрократии (практически повсеместное доминирование патрон-клиентных отношений и доминирование клановой матрицы в формировании элит, нивелировка меритократических принципов, фактическое отсутствие концептуально выстроенной системы подготовки кадров, непропорциональное высокое влияние партикулярных интересов по отношению к государственным, неоптимальность отношений управленческой бюрократии с крупным бизнесом, высокая степень внутриэлитной конфликтности и др.).</p>
<p>Особо негативную роль играют отношения клиентелизма в процессах рекрутинга элит. Несмотря на амбивалентность данного феномена (так, в большинстве стран Юго-Восточной Азии патро-клиентные связи бизнеса и бюрократии не помешали модернизации), на постсоветском пространстве клиентелизм выступает де-модернизационным фактором.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".