Гаман-Голутвина: клиентелизм мешает модернизации
Темой работы одной из секции Мирового политического форума в Ярославле 9-10 сентября станет «Государство как инструмент технологической модернизации».
Эксперты будут обсуждать актуальные вопросы модернизации национальной экономики, создания современной высокотехнологичной инфраструктуры, качественного обновления всей производственной сферы.
Вызов технологической модернизации стоит сегодня перед многими странами мира - как развитыми, так и развивающимися.
Доктор политических наук, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО Оксана Гаман-Голутвина рассказала «Актуальным комментариям» о препятствиях на пути модернизации:
В постсоветских государствах одним из препятствий на пути модернизаций является доминирование интересов сырьевых секторов не только в экономике, но также и в системе принятия политических решений. Помимо изъянов общеполитического характера такая зависимость находит выражение, как правило, в кадровом составе управленческих кадров, протекционизме и скрытой «профилизации» процесса принятия государственных решений (многие из которых прямо или косвенно направлены на продвижение интересов сырьевого сектора).
Нефть и газ в постсоветских политиях по сути стали государствообразующими отраслями, а их представители в аппарате государственного управления – важнейшими режиссерами политико-административных процессов. Если в Индонезии в период ускоренной модернизации полученные от экспорта нефти средства направлялись на развитие технологических отраслей, в государствах постсоветского пространства, пожалуй, только в Казахстане – и то в чрезвычайно урезанном варианте, непоследовательно и выборочно – часть полученных от экспорта ресурсов средств направляется на модернизацию. В этом отношении строительство новой столицы - Астаны - выглядит вполне символично.
Причины неудач модернизационнных проектов на постсоветском пространстве во многом определены слабостью модернизационных ценостей и установок в структуре мотивационых характеристик элит. Базовые установки последних во многом определили конфигурацию конкретных проявлений неэффективности систем государственного управления на постсоветском пространстве.
Речь идет о специфике рекрутинга и ротации административно-политической бюрократии (практически повсеместное доминирование патрон-клиентных отношений и доминирование клановой матрицы в формировании элит, нивелировка меритократических принципов, фактическое отсутствие концептуально выстроенной системы подготовки кадров, непропорциональное высокое влияние партикулярных интересов по отношению к государственным, неоптимальность отношений управленческой бюрократии с крупным бизнесом, высокая степень внутриэлитной конфликтности и др.).
Особо негативную роль играют отношения клиентелизма в процессах рекрутинга элит. Несмотря на амбивалентность данного феномена (так, в большинстве стран Юго-Восточной Азии патро-клиентные связи бизнеса и бюрократии не помешали модернизации), на постсоветском пространстве клиентелизм выступает де-модернизационным фактором.