Статья
6 Мая 2010 11:41

Газовые альянсы

<p><strong><em>Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов - об основных экономических трендах недели:</em></strong></p>
<p>Основным трендом недели стала активизация энергетического сотрудничества России и Украины. После газовых преференций в апреле Москва предложила объединить «Газпром» и «Нафтогаз Украины». В рамках прошлых договоренностей основная финансовая нагрузка от газовых преференций для Киева легла на российский бюджет за счет отмены экспортной пошлины на «голубое топливо» в направлении Украины. Предположительно казна может недополучить $3 только в этом году. Однако финансовые потери в случае сохранения действующей цены на газ были бы еще больше. При стоимости «голубого топлива» более $300 за тысячу кубометров НАК «Нафтогаз Украины» могла обанкротиться, перестать отплачивать российский газ и (при негативном сценарии) перекрыть транзит. Осенью 2009 года компании удалось избежать дефолта только благодаря реструктуризации внешней задолженности. 24 сентября НАК «Нафтогаз Украины» опубликовала условия реструктуризации выпуска еврооблигаций объемом $500 млн с датой погашения 30 сентября 2009 года. Компания предложила держателям еврооблигаций обменять бумаги на новые бонды со сроком погашения в 2014 году. При этом купонная ставка была повышена с 8,125% до 9,5% годовых, а госгарантии по ценным бумагам предоставил Минфин Украины. Учитывая, что дефицит бюджета НАК в 2010 году мог превысить $5 млрд, банкротство компании оказалось бы серьезным ударом по украинской казне, из которой бы пришлось оплачивать госгарантии.<br />
<br />
Еще одним финансовым преимуществом  апрельских соглашений стало внедрение схемы взаимозачета. Договоренности предполагают использовать имеющиеся долги Украины для погашения арендной платы Черноморского флота. Так, долг Киева перед Россией на начало 2010 года составлял $1,095 млрд. При этом ежегодная выплата по нему составляет $97,7 млн и равна платежу РФ за аренду базы Черноморского флота. Такая схема взаимозачета просуществует еще 11 лет - до 2020 года включительно. Только после этого срока Киев сможет рассчитывать на получение арендной платы «живыми деньгами».<br />
<br />
Однако помимо некоторых финансовых преференций, основные достижения апрельских договоренностей находились в политической сфере. Новые  предложения Москвы по объединению «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины» призваны активизировать экономическую составляющую энергетического сотрудничества. До последнего времени основной проблемой российско-украинских отношений оставалась проблема транзита. Причем, «Нафтогаз» ввиду плачевного финансового положения не мог позволить глубоко модернизировать газотранспортную систему (ГТС), которой в ближайшие несколько лет потребуется более 10 млрд евро. Более того, в случае введения в строй «Газпромом» «Южного потока» необходимость в украинском транзите может отпасть вообще. В контексте вышесказанного доступ к финансовым и аппаратным ресурсам газовой монополии РФ может оказаться крайне важным для «Нафтогаза».<br />
<br />
«Газпром» же может использовать альянс с украинской компанией для давления на Eni. Итальянский партнер последние полгода целенаправленно вставляет «палки в колеса» «Южному потоку». Угроза сворачивания проекта в обмен на расширение украинского транзита сможет сделать Eni более договороспособной.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".