Статья
2423 24 сентября 2009 0:03

Генеральная Ассамблея ООН

В Нью-Йорке проходит 64-я Генеральная Ассамблея ООН, собравшая лидеров более 120 стран. Президент России Дмитрий Медведев выступил на ассамблее и принял участие в заседании Совета Безопасности ООН.

В своей речи на Генеральной Ассамблее ООН президент России Дмитрий Медведев высказался за главенство принципа неделимости безопасности."Необходимы четкие и действенные механизмы реализации принципа неделимости безопасности. Без этого нельзя перешагнуть ни наследие прошлой эпохи, ни преодолеть существующие на эту тему предрассудки", - заявил Дмитрий Медведев.

Такой подход необходим, чтобы не повторялось событий прошлого года в  Южной Осетии.  "С помощью силы можно лишь обострить ситуацию, это показала прошлогодняя безрассудная попытка властей Грузии решить проблемы в отношениях с Южной Осетией военными средствами. Тогда, в августе прошлого года мы были очень близки к ситуации, при которой локальный вооруженный конфликт был способен перерасти в масштабную войну", - сказал глава российского государства.  "При этом хочу сказать об этом особо: безответственные режимы не должны иметь никаких возможностей для того, чтобы ссорить между собой другие страны", - заявил Дмитрий Медведев.

Выступая с трибуны ООН, президент России говорил о возросшей роли таких форматов взаимодействия стран в мире как «большая восьмерка» и «группа двадцати», а также других переговорных структур. По словам главы государства, "все они должны действовать не против кого-то, а для продвижения совпадающих интересов их участников". Дмитрий Медведев подчеркнул, что согласен с президентом США Бараком Обамой, который заявил о недопустимости попыток какой-либо страны доминировать над остальными.

Глава российского государства высказался  за реформу Совета Безопасности, считая это важным компонентом обновления ООН.  «Пришло время ускорить поиск компромиссной формулы расширения состава Совбеза и повышения эффективности его работы", - заявил Дмитрий Медведев. По его словам, Россия считает важным "всемерное укрепление потенциала Организации Объединенных Наций". "ООН должна адаптироваться к новым мировым реалиям, укрепить свое влияние, сохранив свою межгосударственную природу и незыблемость ключевых положений и принципов Устава", - подчеркнул президент РФ.

Президент РФ Дмитрий Медведев надеется, что к усилиям США и России по ядерному разоружению присоединятся другие государства. "Считаем, что к разоруженческим усилиям России и США должны присоединиться другие ядерные страны", - заявил Дмитрий Медведев. "Не обязательно дожидаться прогресса в российско-американском процессе разоружения. Можно заранее начинать согласование приемлемых и практичных схем, которые будут учитывать различия в размерах потенциалов", - сказал президент РФ. Дмитрий Медведев подчеркнул, что "Россия будет неуклонно двигаться по пути проверяемых и необратимых сокращений ядерного оружия. Это важнейший элемент нового начала в наших отношениях с Соединенными Штатами".

Он напомнил, что в июле на переговорах с президентом США Бараком Обамой в Москве был подписан соответствующий документ, а также согласован мандат переговорным командам о создании юридически обязывающего нового Договора по СНВ. "Этот Договор должен прийти на замену Договору о сокращении и ограничении СНВ, срок действия которого истекает в декабре этого года", - отметил глава государства, добавив, что особое значение в этом плане имеет взаимосвязь между наступательными и оборонительными видами оружия. Без решения таких проблем, как ПРО и СНВ в неядерном оснащении, добиться реального прогресса в деле ядерного разоружения невозможно, считает президент. Он выразил надежду на то, что работа над новым Договором по СНВ будет в полной мере учитывать соответствующие положения документа, одобренного президентами РФ и США по итогам московской встречи.

Сверхактуальной задачей сегодня президент России видит «создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от доставки всех видов оружия массового уничтожения". Как отметил глава государства, "вопрос этот ставится давно, есть и соответствующая резолюция обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия"."Россия, которая является участником "квартета" международных посредников по ближневосточному урегулированию, последовательно поддерживает усилия, направленные на упрочение режима ядерного нераспространения на Ближнем Востоке", - подчеркнул президент.

Продолжая тему ядерного разоружения российский лидер напомнил о предстоящей в 2010 году конференции по рассмотрению договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). «Рассчитываем на ее успешное проведение", - подчеркнул Дмитрий Медведев. Хорошей возможностью обсудить эти проблемы будет, по его словам, и глобальный саммит по ядерной безопасности в апреле следующего года.

Следующее заседание Генассамблеи в мае 2010 года президент России предложил посвятить 65-й годовщине окончания Второй мировой войны. «Россия выступила с предложением принять соответствующую резолюцию генеральной ассамблеи и провести в мае следующего года ее специальное заседание в память о всех жертвах той войны", - заявил президент.  По его словам, "нельзя допустить, чтобы ее уроки были забыты". Он убежден, что "жесткое совместное противодействие проявлениям неонацизма и попыткам подвергнуть ревизии закрепленные в Уставе ООН итоги Второй мировой войны должно оставаться приоритетной задачей ООН".

"На полях" Генассамблеи ООН состоялась встреча президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Лидеры двух стран обсудили вопросы, связанные с проектом создания системы стратегической противоракетной обороны в Европе и сроками заключения нового Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений. "Мы считаем принятое американской администрацией решение отказаться от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии весьма разумным, выражающим точку зрения действующей администрации по ПРО, и в то же время, выражающим и наши обеспокоенности по поводу того, каким образом выстраивать противоракетную оборону в Европе и мире", - сказал Медведев по итогам переговоров со своим американским коллегой.

Президент РФ также сообщил, что Россия и США намерены заключить новый Договор - СНВ-2 в намеченные сроки. Он также отметил, что Россия готова сотрудничать с США по вопросу возможных санкций в отношении Ирана. "Что касается санкций в отношении Ирана, то позиция России здесь проста: санкции редко приводят к продуктивному варианту, но в отдельных случаях их использование является неизбежным", - сказал Медведев. "В любом случае, - подчеркнул российский лидер, - мы готовы продолжать сотрудничество с США по вопросам, связанным с мирным использованием ядерной энергии".

Ранее Дмитрий Медведев также провел двусторонние встречи с председателем КНР Ху Цзиньтао, новым японским премьер-министром Юкио Хатоямой, президентом Австрии Хайнцем Фишером, премьер-министром Дании Ларсом Леке и обсудил с ними актуальные вопросы двусторонних отношений.

Далее в программе мероприятий в Нью-Йорке было заседание Совбеза ООН на высшем уровне. Центральной темой обсуждения стали вопросы ядерного нераспространения и разоружения. По итогам принята резолюция Совбеза по глобальной ядерной безопасности.

Выступая на заседании, президент России Дмитрий Медведев выразил уверенность, что принятая резолюция будет способствовать ядерному разоружению и поможет эффективно бороться с общими угрозами.

Президент РФ Дмитрий Медведев призвал также страны к скорейшему подписанию и ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. " По мнению президента, "это позволит, наконец, ввести его в действие", что "является важнейшей задачей".

Он отметил, что следует активнее использовать "новые нераспространенческие механизмы, прежде всего, принятую по инициативе России и США резолюцию Совбеза ООН 1540 о нераспространении оружия массового уничтожения и глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма".

Президент РФ Дмитрий Медведев призвал развивающиеся страны реализовывать программы в сфере мирного атома, строго соблюдая принципы нераспространения. "Государства, которые реализуют программу (в сфере мирного атома), должны строго соблюдать нераспространенческие соглашения", - заявил Дмитрий Медведев.  Глава государства отметил, что "специально подчеркивает это здесь, в Совете безопасности". Между тем, он признал, что новые атомные станции - это "ключ к решению многих проблем, в первую очередь, проблем развивающихся стран, стимул для экономического подъема целых регионов, повышения уровня жизни миллионов людей на планете".

 

По сообщениям "Интерфакс" и "ИТАР-ТАСС".

Комментарии экспертов

В этом году вспоминается годовщина начала Второй мировой войны, следующий год ознаменован 65-летием ее окончания. Поэтому линию обсуждений по Второй мировой войне необходимо продолжить, и не только с точки зрения поиска того, кто ее начал, и выяснения обстоятельств европейской мировой политики межвоенного периода. Уроки из этого извлекать надо, но крайне важно, чтобы следующий год, год 65-летия окончания войны и начала формирования новой послевоенной системы глобальной безопасности, был для международной политики ключевым. Все нации, все государства и международные сообщества должны были бы сейчас снова обратиться к вопросам архитектуры международной безопасности, вопросам функционирования институтов, диалога, согласования интересов.

Нельзя забывать и то, что мы сегодня переживаем довольно серьёзный экономический кризис. И предыдущий такой же серьёзный экономический кризис (так называемая Великая депрессия) вообще-то закончился Второй мировой войной. И экономические причины, связанные с той ситуацией в экономике, которая тогда сложилась в условиях Великой депрессии и после неё – это не последние факторы, которые привели к глобальному военному столкновению. Об этом нельзя забывать и сейчас. То, что экономические трудности и проблемы часто приводят к власти популистские, фашистские, нацистские режимы – это тоже один из уроков истории.

Почему об этом говорится, помимо всего прочего, с трибуны ООН – это тоже вещь довольно понятная. Всё дело в том, что ООН и создавалась, как главный институт международной безопасности и обеспечения политического и правового порядка после Второй мировой войны. ООН – это структура, созданная по инициативе государств-победителей, это тот институт, на который изначально возлагались задачи, связанные с тем, чтобы в том числе такие глобальные конфликты никогда не повторились. И сами принципы действия ООН, сам устав ООН – это важнейшие институциональные основы системы международной безопасности, которая как раз формировалась по итогам Второй мировой войны. Поэтому более чем логично, что Медведев именно с трибуны ООН обращается с этим призывом, и абсолютно логично, что он призывает ООН вспомнить и активизировать свою роль именно в этом смысле, как основу системы международной глобальной безопасности.

Другое дело, что, скорее всего, в сегодняшнем мире ООН требует модернизации. Наверное, необходимо обсуждать какие-то возможные подходы к реформированию ООН, принципов её работы, что нужно сделать для того, чтобы ООН была более эффективным инструментом и институтом. Предложений, инициатив по этому поводу существует достаточно много, и было бы логично и важно, чтобы как раз год 65-летия победы в войне (а ООН является важным «ребёнком» Второй мировой войны и тем институтом, который остаётся институциональной основой системы международной безопасности) ООН заявила о себе по-новому и подтвердила свою основополагающую роль в системе международной безопасности.

 

Постоянные члены Совета безопасности ООН обладают правом вето, которое предостерегает мир и великие державы от чрезмерно поспешных решений. Мы знаем примеры, когда страны не пользовались правом вето, и это приводило к войнам. Когда Советский Союз ушёл с голосования Совета безопасности, это привело к тому, что, в отсутствии представителя СССР Совет безопасности ООН принял решение о введении коалиционных войск в Корею, что привело к кровопролитной Корейской войне. То есть, Совет безопасности тогда использовался в политических целях. Точно такие же решения, на мой взгляд, были, когда был ещё ряд других военных конфликтов.

Поэтому когда говорится о реформе Совета безопасности, то, я надеюсь, обсуждается не его структура и само по себе право вето. Наверное, речь идёт о том, что державы-победители в войне, постоянные члены Совета безопасности (США, Великобритания, Россия, Франция, Китай), уже не исчерпывают силовую конфигурацию мира. В мире появился ещё ряд держав, которые являются могучими державами и которые точно так же претендуют на то, чтобы их голос был услышан.

Может быть, имеет смысл формировать Совет безопасности по принципу представительства континентов. В Латинской Америке есть Бразилия, это могучая экономическая держава с большим числом населения, динамично развивающаяся, обладающая ядерными технологиями, позволяющими в кратчайший срок создать ядерное оружие. Есть Индия, которая на момент войны была членом Британской империи, и поэтому формально сама по себе не участвовала. Но, согласитесь, это абсурд, что страна с населением в миллиард с лишним людей не имеет какого-то специально статуса.

Систему голосования менять ни в коем случае не надо, и право вето является важным правом, которое сдерживает мир от поспешных решений, но представительство новых держав, которые претендуют на более высокий статус в мировом ансамбле, на мой взгляд, могло бы быть более внятным, более существенным.

Но здесь есть другая опасность. Мы не можем разделить страны на страны экономически и демократически более мощные и на экономически и демократически менее мощные. Де-факто это существует, но закрепление такого правила на юридическом уровне (то есть страны с более мощной экономикой могут иметь большее право голоса, чем страны с менее развитой экономикой) может привести к неравенству де-юре, что приведёт к искажению международной политики и может вернуть мир во времена колониализма.

Резюмируя, подчеркну еще раз три момента. Совершенно очевидно то, что появились страны, статус которых требует более адекватного представительства в международном сообществе. Очевидно, что конфигурация образца мая 45-года, когда была создана ООН, не исчерпывает современный мир. Очевидно и то, что не надо менять принцип голосования и принцип резолюции Совета безопасности, который является могучим инструментом мировой политики.
 

Отказавшись  от размещения ПРО в Восточной Европе, США нашли оптимальное решение. Они теперь направляют свои корабли в Северное и Средиземное море. А это уже не десять ракет, это сотни ракет. На одном крейсере – 122 ракеты, если я не ошибаюсь, на другом – 96. Вот и представьте себе, что мы получаем вместо того, чтобы получить 10 ракет в Польше. Здесь, может быть, чисто психологическое удовлетворение от того, что в Польше не стоят ракеты. Но в Северном и Средиземном море их будет стоять в 10 раз больше, чем мы предполагали.

Что касается Ирана, то он в данном случае не представляет никакой угрозы для России. На прошлой неделе МАГАТЭ приняло резолюцию о контроле над ядерным оружием Израиля, и никто на это не обратил особого внимания. В Израиле сегодня 400 ядерных боеприпасов. А все разговоры вокруг Ирана, что он, в принципе, может создать ядерную бомбу, то это, как сказал президент Ирана : «Простите, оружие прошлого века». Поэтому я думаю, что вокруг этой темы просто идут дипломатические игры.

27 марта 2024 Новости  Выборы президента США: роль женщин и независимых избирателей Итоги президентских выборов в США будут зависеть от того, за кого проголосуют независимые избиратели, а также женщины, отмечают эксперты американских аналитических центров. Они также указывают на ненадёжность нынешнего преимущества Трампа, которое демонстрируют социологические опросы. 19 марта 2024 Новости  Запад настраивают на поглощение Армении Соединенным Штатам следует начать продавать Армении оружие в случае нового вооруженного конфликта с Азербайджаном, пишет группа экспертов американского аналитического центра RAND*. По их словам, после карабахской войны Армения в настоящий момент находится в политическом кризисе. 15 марта 2024 Новости  Угроза национальной безопасности: американские эксперты о запрете TikTok TikTok угрожает национальной безопасности США, считают эксперты американских аналитических центров. По их словам, соцсеть является частью операции влияния китайского правительства, имеющей целью повлиять на политику США, однако новый законопроект о запрете этой социальной сети несет в себе определенные риски и вызывает вопросы о конституционности такого решения.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".