Статья
1265 10 августа 2010 0:01

ГЛОНАСС послужит людям

Премьер-министр России Владимир Путин во вторник совершил рабочую поездку в Рязанскую область, где провел совещание по вопросу об использовании технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития российских регионов.

По прибытии в Рязанскую область премьер-министр РФ Владимир Путин принял участие в тушении лесных пожаров с борта противопожарного самолета-амфибии Бе-200.  Глава правительства в ходе получасового полета занимал место второго пилота в кабине самолета и управлял как забором воды в реки Ока, так и ее сбросом на горящие леса в окрестностях Рязани. Всего самолет выполнил два забора воды и два сброса на очаги пожаров по 12 тонн воды каждый. В результате два очага лесных пожаров были потушены.

Самолет Бе-200, который входит в состав противопожарной авиационной группировки МЧС, которая работает в Рязанской области, базируется на военном аэродроме Дягилево, под Рязанью. На этот аэродром из Москвы прибыл самолет главы правительства, после чего Владимир Путин сразу пересел на Бе-200. Первоначально премьер занял место в салоне самолета за экраном тепловизора, с помощью которого осуществляется разведка и контроль за лесными пожарами. В полете Владимира Путина сопровождали глава МЧС Сергей Шойгу и губернатор Рязанской области Олег Ковалев.

Вскоре после взлета глава правительства неожиданно для сопровождавших его лиц и даже пилотов прошел в кабину и занял место второго пилота. Необходимый блиц-инструктаж премьеру провел начальник Управления авиации МЧС, заслуженный летчик России Рафаиль Закиров. Самолет приводнился на реку, не останавливаясь, за 11 секунд набрал 12 тонн воды и поднялся в небо. Спустя несколько минут машина уже заходила на один из пожаров.

Система наведения на цель в самолете установлена аналогичная той, которая работает на стратегических бомбардировщиках Ту-160, пояснил С.Шойгу. Кроме того, помогает тепловизор: если из иллюминатора горящий лес кажется одним большим облаком дыма, то на тепловизоре хорошо видны светящиеся точки - очаги пожара.

Бе-200 снизился на предельно низкую высоту и на вираже сбросил воду на огонь, после чего вновь ушел вверх. Во время полета Владимир Путин также наблюдал за действиями второго самолета Бе-200, который также тушил пожары.

Кроме того, по время полета удалось обнаружить степной пожар в опасной близости от двух деревень. Губернатор области прямо с борта самолета позвонил и дал указания местным властям принять меры к тушению этого пожара.

На сегодняшний день в окрестностях Рязани видно, что огонь уничтожил значительную часть лесов. Огромные серо-коричневые проплешины выделяются на фоне нетронутых огнем зеленых лесов. На выжженной земле хорошо видны лежащие вповалку березы, корни которых уничтожил низовой пожар.

По завершении полета Владимир Путин поблагодарил летчиков и с аэродрома направился в поселок Криуша, который серьезно пострадал от лесного пожара в конце июля.

Пожарная ситуация в регионе остается сложной. В области действуют 14 очагов природных пожаров, семь из которых не локализованы. Общая площадь охваченной огнем территории - 3752 га. Всего в тушении пожаров в Рязанской области задействовано 290 единиц техники и 2360 человек, а также несколько сот добровольцев. Среди тех, кто борется с огнем, - пожарные из Рязанской, Тульской, Тамбовской областей, Москвы, Карелии, представители Минобороны.

В ходе поездки в Рязань Владимир Путин ознакомился с работой Центра интеграции и использования космической информации. С помощью спутниковых и компьютерных технологий аппаратура Центра отображает в режиме реального времени информацию по ситуации в регионе. В частности, с помощью этих технологий можно отследить время и скорость распространения лесных пожаров, силы, задействованные для их тушения.

Кроме того, система позволяет, например, выделив конкретный участок земли в области, посмотреть, насколько он пригоден для строительства тех или иных объектов, какие полезные ископаемые содержатся в недрах, кому принадлежит данная территория. В режиме он-лайн Центр взаимодействует с другими подобными системами, уже установленными в нескольких регионах России.

Премьер позитивно оценил работу Центра.

«Роскосмос» и все другие службы должны сделать все, чтобы в регионах это было известно, чтобы люди могли воспользоваться (подобной системой). Надо доносить до регионов эту информацию», - сказал Владимир Путин.

Премьеру продемонстрировали и возможности Ситуационно-навигационного центра правительства Рязанской области. Центр, использующий систему ГЛОНАСС, позволяет в режиме реального времени осуществлять управление и контроль за различными транспортными средствами, в том числе за машинами служб быстрого реагирования. Сейчас аппаратурой ГЛОНАСС оснащено почти 700 единиц транспорта в регионе.

Владимир Путину показали, как система работает, например, при ДТП. После аварии прибор ГЛОНАСС, установленный, например, на автобусе, автоматически включается и передает информацию в Центр о причинах случившегося, а также точные координаты места ДТП. После этого прибор переходит в режим голосовой связи, давая возможность водителю связаться с экстренными службами. На место немедленно выезжают кареты скорой помощи, машины МЧС и милиции. В данном случае - после условного столкновения - автомобили экстренных служб приехали на место происшествия уже через 2 минуты.
Кроме того, данная система позволяет размещать на остановках общественного транспорта информацию о времени прибытия очередного рейсового автобуса, следить за работой машин коммунальных служб, а также показывать степени загруженности магистралей города.

Одним из крупнейших проектов федерального значения, который планируется к реализации на территории всех субъектов Российской Федерации, является создание системы экстренного реагирования при автоавариях "ЭРА-ГЛОНАСС", направленной на снижение тяжести последствий ДТП.

Ускорение начала оказания помощи пострадавшим достигается путем оснащения автотранспорта автоматизированными навигационными терминалами, передающими в реальном времени информацию об аварии службам экстренного реагирования, включая координаты транспортного средства.

Система ГЛОНАСС обладает значительным потенциалом для использования в различных отраслях экономики, в том числе - при реализации различных инновационных программ и проектов. В частности, на базе ГЛОНАСС-технологий разработана система мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

По экспертным оценкам, сфера использования спутниковых навигационных технологий в ближайшие один-два года существенно расширится.

Что касается совещания, то в нем примут приняли участие вице-премьер Сергей Иванов, вице-премьер - руководитель аппарата правительства Сергей Собянин, министр транспорта Игорь Левитин, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, глава МЧС Сергей Шойгу, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко, руководители ряда регионов РФ, представители министерств и ведомств.

На совещании премьер-министр РФ Владимир Путин ставит задачу повысить уровень использования российских навигационных систем на транспорте в РФ. «Уровень использования российских навигационных систем на транспортных средствах у нас в целом не превышает 10%, и нам нужно серьезно ускорить эти процессы», - заявил Владимир Путин на совещании по использованию систем ГЛОНАСС для развития регионов.

Владимир Путин отметил, что главной задачей является формирование широкого внутреннего рынка услуг ГЛОНАСС. В перечень сфер, где востребована современная навигация, входит работа МЧС, МВД, медицинских служб, кадастровый учет и контроль сложных технических сооружений, напомнил премьер-министр.

«В соответствии с законом о навигационной деятельности, начиная с 2011 года, большой перечень транспортных и других технических средств должен будет в обязательном порядке оснащаться системами навигации - соответствующие требования к технике закладываются и в новые технические регламенты», - сказал Владимир Путин. Например, отметил он, это будет касаться водного и высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Он поручил Минтрансу и МВД подготовить совместное предложение по установке навигационного оборудования на автомобили, перевозящие до восьми пассажиров и не подлежащие лицензированию. «Вы вместе с министерством транспорта сформируйте эти предложения, и давайте будем на правительстве их рассматривать», - сказал Владимир Путин, обращаясь к главе МВД Рашиду Нургалиеву.

Перед этим министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что согласно существующим законам, автотранспорт вместимостью до восьми человек не подлежит лицензированию. «Сегодня человек может купить машину до восьми мест и выйти с ней на маршрут», - сказал он. Он предложил обязать устанавливать навигационные системы для отслеживания передвижения таких автомобилей. В том числе, по словам министра, установка навигационного оборудования поможет противодействовать терроризму.

В свою очередь глава МВД Рашид Нургалиев сказал: «С точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе антитеррористической безопасности, это важная составляющая. Я только поддерживаю это предложение. Кроме того, зампред правительства - руководитель аппарата правительства Сергей Собянин сказал, что с 1 января 2011 года «все 900 тыс. автобусов в стране должны быть оборудованы» навигационным оборудованием.
 

Комментарии экспертов

Россия должна развивать свою систему навигации ГЛОНАСС, подобные системы ведь используются и в военных вопросах, а доверять американцам, чьей системой GPS мы активно пользуемся сегодня, в этих вопросах, понятно, не стоит. Да, России нужно развивать собственную систему навигации. Другое дело, что эффективность этого развития пока не велика. Однако, тот факт, что глава российского правительства лично обратил внимание на систему ГЛОНАСС, дает надежду, что усилия российских ученых не пропадут зря.

Думаю, что чисто теоретически будущее у системы ГЛОНАСС есть. Но вопрос в том, сможет ли российская наука, проходящая сейчас непростой период, позволить себе этот проект. Очень многое здесь зависит от состояния нашего научного сообщества. Для того чтобы использовать российскую систему для помощи в чрезвычайных ситуациях, ее нужно довести до ума. А ГЛОНАСС пока нельзя назвать готовым проектом.

ГЛОНАСС как любой продукт должен быть востребован на рынке. Это может произойти тогда, когда он удобен, распространен и имеет подходящую цену. Сегодня поскольку большинство пользователей имеют GPS, ГЛОНАСС, выходя на рынок, должен о себе заявить как конкурентоспособный продукт.

Сегодня он не очень удобен, т.к. спутников меньше, чем у GPS,  цена также не очень приемлема. Ожидать его популярности не стоит, однако сегодня многие производители приборов уже поняли, что равно или поздно будет несколько систем, они пытаются объединить их в одном приемнике. В Европе существует своя система, например, мы больше пользуемся американской.

Теоретически, если будет воля сверху, то ГЛОНАСС может распространяться административным путем. Например, при покупке автомобиля он будет уже укомплектовываться соответствующим прибором. Таким образом, это может быть возложено на плечи потребителя.

Сегодня даже в ситуации с пожарами, где GPS не всегда могли дать точную географическую информацию, говорить о том, что ГЛОНАСС справился бы с задачей лучше я бы не стал. Пока у ГЛОНАСС меньше спутников, но рано или поздно информация будет в достаточном объеме.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".