Статья
504 13 Декабря 2017 10:13

Год с Навальным: спорный результат

Ровно год назад, 13 декабря 2016 года, Алексей Навальный выпустил видеообращение, в котором объявил о своем участии в президентских выборах.
  
Это действие раскололо экспертов. Одни посчитали, что блогеру-политику удалось опередить конкурентов и с этого момента он определяет повестку. Другие заявили о фальстарте, неминуемой потере темпа и нехватке ресурсов для «игры вдолгую».

За год Навальному удалось сделать несколько сильных ходов.

Однако, программа-максимум, по всей видимости, так и не будет достигнута — оппозиционера явно не зарегистрируют в качестве кандидата на предстоящих выборах.

Навальному нужно было предстать в качестве безальтернативного кандидата от оппозиции, без которого выборы бы нельзя было назвать настоящими. Реакция на появление Ксении Собчак, вне зависимости от причины ее активизации, говорит о том, что и эта программа-минимум не реализована политиком.

Что Навальный успел сделать за это время, а по каким направлениям он так ничего и не достиг?

Информационное поле

Сам Навальный неоднократно подчеркивал, что ему и команде за год удалось создать работающую информационную машину, которая может соперничать по аудитории с некоторыми федеральными телеканалами. Навальный представлен практически во всех популярных социальных сетях, недавно даже завел канал в Telegram. Суммарная аудитория оппозиционера в соцсетях на данный момент составляет 4,87 миллионов человек:



Конечно, среди подписчиков есть большое количество пересекающихся аккаунтов, а, согласно данным сервиса Twitteraudit, половина подписчиков Навального в Twitter — боты (1,05 миллионов). Тем не менее, ему удается успешно распространять новости о своей деятельности.

Главным информационным каналом для политика продолжает оставаться YouTube. Если взглянуть на статистику каналов, то здесь можно заметить явный спад в последние месяцы:



Причин у такой динамики несколько: от отсутствия ярких инфоповодов до ошибок, совершенных самим Навальным при выстраивании работы региональных штабов и идеологического позиционирования.

Региональная инфраструктура

На данный момент по всей стране открыто 83 региональных штаба, в которых работают, если верить официальному сайту Навального, 189 тысяч волонтеров. За год Навальному удалось создать политическую сеть, которая в некоторых случаях подтвердила, что ее невозможно игнорировать. Например, при организации митингов 26 марта и 12 июня. Однако провал акций 7 октября показал, что без информационной поддержки из Москвы многие штабы не способны самостоятельно организовывать масштабные акции.

Кроме того, именно из-за деятельности региональных штабов Навальный попадал в центр скандалов. Достаточно вспомнить случай в Волгограде, когда в официальном сообществе штаба в социальной сети «ВКонтакте» было опубликовано фото скульптуры «Родина-мать зовет!», на котором у памятника зеленые, как от зеленки, лицо и рука. Некоторые волгоградцы восприняли это как глумление над исторической памятью, а на руководителя волгоградского штаба даже завели уголовное дело о реабилитации нацизма. Позже само открытие штаба, на котором присутствовал Навальный, закончилось потасовкой с участием оппозиционера.

К заслугам региональной инфраструктуры, которая занимается агитацией на местах, следует отнести финансовые успехи кампании. За первые 7 месяцев оппозиционеру удалось собрать 100 миллионов рублей. Аналогов у такой краудфандинговой политической кампании в России пока нет.

То есть структура создана довольно масштабная, но не вполне понятно, какие именно функции, кроме агитации и помощи в сборе пожертвований, она может выполнять в условиях реальной политической борьбы. Очевидно, что главное испытание для штабов начнется на следующей неделе, когда будет дан официальный старт выборов, и кандидаты смогут приступить к сбору подписей.

Команда Навального сейчас проводит активную подготовительную работу для верификации своих сторонников, но на итоговый успех влияет не только точность собранных подписей (чтобы не было ошибок в паспортных данных и т.д.), но и качество составления подписных листов, а это уже зависит от квалифицированности работников каждого отдельного штаба. Навальному для логичного перехода к бойкотированию выборов необходимо если не сделать, то хотя бы продемонстрировать, что он сделал все возможное, а ошибки его же штабов могут этому помешать.
  
Социология

За прошедший год Навальному удалось повысить свою узнаваемость, однако, согласно данным социологических служб, результаты продолжают оставаться низкими для политика федерального уровня, на звание которого и претендует оппозиционер. Согласно июньскому опросу «Левада-центра», узнаваемость политика с 2014 года выросла всего лишь на 6%:



При этом Навальный до ноября являлся лидером по уровню недоверия населения — 12%. Сейчас пальму первенства в этой сфере перехватила Собчак, антирейтинг которой составляет 16%. Электоральный рейтинг Навального, согласно последним опросам, не превышает 1%.

То есть Навальному не удалось значительно расширить свою электоральную базу и увеличить свой рейтинг. Он имеет высокую узнаваемость среди интернет-пользователей, но 46% россиян по-прежнему не знают, кто такой Навальный. И эти цифры убивают всякие электоральные перспективы Навального на выборах, что, однако, не мешает зарубежным СМИ называть его главным оппозиционным политиком в России.

Восприятие международным сообществом

Благодаря громким расследованиям, публичным конфликтам и всероссийским акциям протеста Навальному удалось закрепить за собой звание «Russia’s main opposition leader». И этот статус для оппозиционера-блогера является едва ли не одним из самых важных, потому что именно он позволяет ему объяснять свое «уголовное преследование» политическими мотивами. В таком случае он может заявить о том, что все уголовные дела против него были сфабрикованы только для того, чтобы не допустить его до выборов. Однако в октябрьском решении ЕСПЧ суд, признав несправедливость приговора против братьев Навальных по делу «Ив Роше», не нашел в нем политических мотивов. Тем не менее, борьба за репутацию в глазах международного сообщества у Навального удается значительно лучше, чем за узнаваемость и рейтинг среди своих сограждан. Кстати, это довольно хорошо понимают и пропагандисты от власти, которые используют этот тезис для дискредитации Навального.

Кроме того, статус «главного оппозиционного лидера» позволяет Навальному и его команде принимать участие в формировании санкционных списков против России. Эта тема стала одной из главных на недавнем 4-м оппозиционном «Форуме свободной России», в котором принимали участие и представители ФБК. Таким образом, политик пытается бороться со своими политическими конкурентами. Является ли эта борьба допустимой? Это вопрос, на который Навальному, по всей видимости, придется отвечать в ходе попыток оправдать бойкот кампании 2018.

Содержание

Главным провалом политической кампании Навального продолжает оставаться его программа, которая до сих пор представляет из себя набор популистских лозунгов. На следующий день после того, как Навальный объявил о своем участии в выборах, «Медуза» выпустила материал «Пять главных вопросов к предвыборной программе Алексея Навального», и все эти вопросы продолжают оставаться актуальными до сих пор. За год команда Навального так и не смогла создать внятную политическую программу.

Почему отсутствие программы является главной проблемой Навального? Потому что она продуцирует большое количество сопутствующих проблем. Сторонники не понимают, за что они выступают, если не за своего лидера, за какие идеи? Поэтому, разочаровавшись в своем лидере, как это сделал, например, Александр Туровский, сторонники не остаются в движении.
Формируя повестку, Навальный активно использует негативные эмоции, что в принципе для оппозиционного политика является не только допустимым, но, по всей видимости, и единственно возможным. Поэтому, когда поводов для таких эмоций становится заметно меньше, Навальный начинает сильно проигрывать, так как собственных тем у него нет.

Главным генератором информационного шума для Навального стало расследование «Он вам не Димон», которое уже воспринимается как прошлогоднее. Навальный предпринимал попытки по созданию аналогичных материалов о других политиках, но они и близко не могли сравниться по успешности с февральским расследованием. В этом отношении оппозиционер крайне зависим от самой власти: если она не дает поводов, то Навальному попросту не о чем говорить.

Последствия

Навальный уже заявил, что в случае, если его не зарегистрируют в качестве кандидата, он будет призывать своих сторонников бойкотировать выборы. В идеологическом смысле совершить поворот от участия в выборах к их бойкотированию будет сделать довольно просто, ведь ни идеологии, ни политической программы у Навального нет, но на практике все окажется сложнее.

В одном из разборов последствий бойкота парламентских выборов 2016 года, который также был инициирован Навальным, прозвучала фраза что «кампания по бойкоту выборов — это тоже кампания, и ее нужно вести». То есть в организационном смысле необходимы новые агитационные материалы, которые бы призывали сторонников и простых граждан не идти на выборы и объясняли, почему этого не нужно делать. Нужны новые информационные продукты, такие же поездки Навального в регионы, нужна активная работа штабов, на все это необходимы ресурсы и время, которого тоже будет крайне мало, всего лишь 1,5 месяца после окончания регистрации кандидатов.

И главный вопрос — сможет ли Навальный своей кампанией по бойкоту выборов (даже если она ему удастся) серьезно повлиять на явку? Учитывая уровень его узнаваемости и поддержки — нет.

Единственное, что остается у Навального после года его предвыборной кампании — это региональная инфраструктура и опыт ведения политических кампаний на уровне страны. Если он сможет в каком-то виде сохранить свою региональную сеть (на что нужны большие ресурсы), то она может послужить Навальному для создания собственной политической партии, которую ранее ему так и не удавалось зарегистрировать. Но добиться серьезных результатов на этих выборах (успешный бойкот — это тоже возможные результат) ему так и не удастся.


6 Ноября 2018 Анонс
Промежуточные выборы в США: главные интриги
 Промежуточные выборы в США: главные интриги 6 ноября в США пройдут промежуточные выборы, американцы выберут 35 сенаторов, 36 губернаторов штатов и 435 членов палаты представителей, а также десятки других законодателей. Итоги голосования являются крайне важными для политического процесса США.
20 Октября 2018 Новости
Новый взлом выборов. Западные СМИ о российских кибератаках на США
 Новый взлом выборов. Западные СМИ о российских кибератаках на США Россия вновь пытается оказать воздействие на американские выборы, сообщает Bloomberg. По информации издания, на этот раз хакеры используют механизмы, созданные в рамках частных экономических проектов в США.
28 Октября 2018 Анонс
Последние выборы президента Грузии
 Последние выборы президента Грузии 28 октября 2018 года в Грузии пройдут последние прямые президентские выборы. Далее глава государства будет избираться выборщиками из парламента и органов местного самоуправления. О том, кто из политиков претендует на этот пост, и какие интриги сохраняются за месяц до дня голосования, в нашем материале.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".