Статья
12 Мая 2009 0:03

Год новому правительству

<p>Год назад сформировано новое правительство Российской Федерации. Кабинет министров возглавил Владимир Путин, в течение восьми лет руководивший государством на посту президента. </p>
<p>Продолжение активной политической жизни Владимира Путина в качестве премьер-министра и преемственность прежнего курса новым избранным президентом Дмитрием Медведевым позволило говорить о формировании в российской политике тандема Путин-Медведев. </p>
<p>Без анализа и критического взгляда на действия правительства трудно находить эффективные и верные решения. Такое мнение высказал премьер-министр РФ Владимир Путин 10 мая в интервью японским СМИ. "Критический взгляд на действия правительства является абсолютно нормальной вещью, а в условиях кризиса она должна подвергаться особо внимательному и тщательному анализу", - передает слова главы правительства "ИТАР-ТАСС". </p>
<p>"И только так мы можем находить наиболее эффективные и верные решения. Уверен, так будет и дальше", - добавил Путин. Глава кабинета министров признал, что "сам не всегда доволен тем, что делают отдельные министерства и ведомства". "Мы живем в условиях мирового финансового и экономического кризиса, перед всеми властными структурами любой страны стоят очень острые задачи, которые мы должны эффективно решить и помочь людям пройти этот тяжелый период, который связан с сокращением рабочих мест, со снижением доходов", - считает председатель правительства РФ. "И мы должны предложить такие решения, в эффективность которых люди поверят, поверят в то, что мы сделали все, что могли в этих условиях", - добавил он. </p>
<p>Первый год работы Владимира Путина на посту премьер-министра оказался вполне успешным, правительство под его руководством демонстрирует свою эффективность в кризисных для экономики условиях, считают российские политологи.</p>
<p>"Владимир Путин - не технический, а политический премьер. Популярность Путина как политика в значительной мере способствовала росту авторитета и эффективности деятельности кабинета министров", - сказал "Интерфаксу" генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.</p>
<p>По мнению политолога, важным преимуществом В.Путина является опыт руководства правительством в конце 90-х годов, когда Россия "находилась в более сложной экономической ситуации, чем сейчас". "У Путина есть этот опыт, что, безусловно, помогает премьеру в работе", - сказал Д.Орлов.</p>
<p>По его оценке, нынешняя экономическая ситуация в стране, развивающаяся, несмотря на кризис, без социальных катаклизмов, является "показателем качества работы правительства Путина". "Социальные волнения, вызванные мировым финансовым кризисом, мы наблюдаем в странах Восточной и Западной Европы, но в России ничего подобного нет", - отмечает Д.Орлов.</p>
<p>В.Путин продемонстрировал свою способность принимать решения в кризисных для экономики условиях, считает заместитель руководителя Центра политических технологий Алексей Макаркин.</p>
<p>"Кризис не застал Путина врасплох. Путинское правительство вполне адаптировалось к работе в кризисных условиях, когда требуется умение экономно и эффективно распределять бюджетные средства", - сказал А.Макаркин "Интерфаксу".</p>
<p>Финансовый кризис и резкое падение цен на нефть "задали новые темпы работе правительства", считает политолог. "До кризиса были более благоприятные условия из-за высоких цен на нефть. Но Путин показал, что правительство может работать и в куда менее благоприятных условиях", - сказал А.Макаркин.</p>
<p>По его мнению, премьерство В.Путина также продемонстрировало жизнеспособность тандема президента и главы правительства. "В тандеме с президентом Медведевым, который концентрируется на макроэкономике и международных вопросах, Путин делает особый упор на решение конкретных экономических проблем", - сказал политолог.</p>
Комментарии экспертов
<p>Сложившийся тандем, который в некотором смысле является беспрецедентной для тысячелетней политической истории России конструкцией власти, формировался в условиях очень жёстких вызовов, резких встрясок по всему диапазону, начиная от чеченской войны и заканчивая мировым экономическим кризисом. Он доказал в этом смысле свою жизнеспособность. Правительство освоило немыслимый ранее, при предыдущих премьерах, темп принятия решений.</p>
<p>Собственно, главное, что удалось Путину-премьеру и не удалось за 8 лет Путину-президенту – это резко ускорить работу правительства в части принятия решений и их реализации. Не все решения были стопроцентно эффективными, можно отдельно обсуждать ошибки или какие-то недотянутые вещи. Но факт, что темп работы правительства существенно вырос, в том числе и в плане возможности принимать крупные решения, особенно что касается денег – это, мне кажется, безусловное достижение. </p>
<p>Если бы эта линия была продолжена именно в плане увеличения темпа работы аппарата, то на самом деле это было бы огромное дело на следующие 3 года последующего цикла. <br>
</p>
<p>Многие считали, что Путин плохо будет руководить правительством, потому что он как бы создан для роли президента. Внутриполитическое направление, внешняя политика, военная политика и т.д. – это его сфера, где он действительно добился больших успехов. По крайней мере, судя по реакции общественного мнения, он пользовался уважением и на Западе в том числе. </p>
<p>Казалось, что это его прирождённая сфера, а вот экономическая политика – это совсем не его. Он её отдавал на откуп специалистам, Кудрину и др. Казалось, что его будет тяготить заниматься чисто экономической политикой и получаться у него будет плохо. Тем более, когда произошёл кризис, то есть ситуация, требующая максимум усилий на трудном, непривычном для Путина направлении – решении конкретных экономических задач. Дело в том, что общую экономическую стратегию он как президент, конечно, определял. Но одно дело – определять общую стратегию, и совсем другое дело – заниматься решением сиюминутных оперативных экономических проблем. Казалось, что это не его.</p>
<p>Но за прошедший год выяснилось, что с тяжёлой ситуацией он справляется совсем неплохо. Что я имею в виду под словами «совсем неплохо»? То, что ожидаемых многими вещей – коллапса банковской системы, катастрофической девальвации рубля и т.д. – удалось избежать. Естественно, это не заслуга персонально одного премьера, это работа всего правительства, но организовать работу для решения таких конкретных оперативных экономических задач Путин сумел. </p>
<p>Для многих это стало сюрпризом: для кого-то – приятным, для кого-то – нет, но в любом случае сюрпризом. Выяснилось, что не только определение стратегических планов на 10 лет вперёд, но и совершенно конкретные задачи (сколько денег давать такой-то отрасли, как проводить девальвацию, кого санировать, кого не санировать, и т.д.), которые надо решать оперативно, и нет времени месяцами взвешивать и принимать решения, правительство во главе с Путиным решало.</p>
<p>Естественно, наделали как всегда кучу ошибок - это совершенно неизбежно и совершенно нормально. Но в целом баланс решений правильных и неправильных оказался положительным, о чём говорит простейший факт –  в данный момент наиболее катастрофические сценарии развития для российской экономики считаются пройдёнными. Сейчас ситуация очевидно лучше, чем её предсказывали полгода тому назад. Конечно, это и результат того, что цена на нефть поднялась и сложилась общеэкономическая, мировая конъюнктура, но одновременно это, конечно, результат деятельности правительства. При любой мировой конъюнктуре, при любых ценах на нефть, неумелыми решениями можно бесповоротно загубить дело. </p>
<p>Фатальных ошибок удалось избежать. Многие ошибки сделаны, многие верные решения приняты. В целом, линия правительства оказалась жизнеспособной, его деятельность оказалась работающей на экономику достаточно эффективно за эти очень тяжёлые полгода. Так что в непривычной для себя роли Путин выступил за этот год вполне нормально.<br>
</p>
<p>Я бы назвал два существенных отличия нынешнего правительства от предыдущих. Во-первых, впервые после долгого перерыва это не техническое правительство, условно говоря, хозяйственная администрация при президенте, а наделенный реальными полномочиями (по сравнению с временами Фрадкова-Зубкова) орган. Причем произошло это без изменения Конституции, даже без изменения ФКЗ "О правительстве" и федерального законодательства вообще, а "явочным порядком" - благодаря приходу в него Владимира Путина. </p>
<p>Этот факт демонстрирует, что российская политическая система обладает достаточной гибкостью, позволяющей перемещать центры принятия решений в той или иной области между различными властными институтами в зависимости от необходимости. Это признак зрелой политической системы, незрелая требует постоянного вмешательства в "ручном режиме", постоянной корректировки законодательных и даже конституционных норм. Естественно, такое повышение неформального статуса правительства налагает повышенную ответственность на всех его членов и вообще всех чиновников, причастных к его работе.</p>
<p>Второе отличие - впервые после долгого перерыва правительству пришлось действовать в стрессовой кризисной ситуации, когда ресурсы постоянно скудеют. Многие его члены привыкли за "тучные нулевые", что денег будет все больше и больше, поэтому нет особой нужды заботиться об эффективности расходования уже имеющихся. Теперь ситуация иная, и всем приходится поумерить аппетиты.</p>
<p>Еще одно последствие кризиса - необходимость действовать оперативно, а не забалтывать решение проблем в бесконечных согласованиях. С этим по осени наблюдались проблемы - слишком расслабились наши чиновники за долгие годы роста. Не зря ходили слухи, что Владимир Путин недоволен не столько самими членами правительства, сколько медленной системой принятия решений, и намерен ее изменить. Частично это и было сделано (на уровне правительственного регламента), но кардинального изменения структуры, как ожидалось, не последовало. Весной оперативность и качество работы правительства повысились. С одной стороны, чиновники адаптировались к ситуации, с другой - ситуация начала выправляться. Но расслабляться, конечно, не стоит: кризис далек от завершения, да и вторая его волна может последовать.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".