Статья
1084 12 мая 2009 0:03

Год новому правительству

Год назад сформировано новое правительство Российской Федерации. Кабинет министров возглавил Владимир Путин, в течение восьми лет руководивший государством на посту президента.

Продолжение активной политической жизни Владимира Путина в качестве премьер-министра и преемственность прежнего курса новым избранным президентом Дмитрием Медведевым позволило говорить о формировании в российской политике тандема Путин-Медведев.

Без анализа и критического взгляда на действия правительства трудно находить эффективные и верные решения. Такое мнение высказал премьер-министр РФ Владимир Путин 10 мая в интервью японским СМИ. "Критический взгляд на действия правительства является абсолютно нормальной вещью, а в условиях кризиса она должна подвергаться особо внимательному и тщательному анализу", - передает слова главы правительства "ИТАР-ТАСС".

"И только так мы можем находить наиболее эффективные и верные решения. Уверен, так будет и дальше", - добавил Путин. Глава кабинета министров признал, что "сам не всегда доволен тем, что делают отдельные министерства и ведомства". "Мы живем в условиях мирового финансового и экономического кризиса, перед всеми властными структурами любой страны стоят очень острые задачи, которые мы должны эффективно решить и помочь людям пройти этот тяжелый период, который связан с сокращением рабочих мест, со снижением доходов", - считает председатель правительства РФ. "И мы должны предложить такие решения, в эффективность которых люди поверят, поверят в то, что мы сделали все, что могли в этих условиях", - добавил он.

Первый год работы Владимира Путина на посту премьер-министра оказался вполне успешным, правительство под его руководством демонстрирует свою эффективность в кризисных для экономики условиях, считают российские политологи.

"Владимир Путин - не технический, а политический премьер. Популярность Путина как политика в значительной мере способствовала росту авторитета и эффективности деятельности кабинета министров", - сказал "Интерфаксу" генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

По мнению политолога, важным преимуществом В.Путина является опыт руководства правительством в конце 90-х годов, когда Россия "находилась в более сложной экономической ситуации, чем сейчас". "У Путина есть этот опыт, что, безусловно, помогает премьеру в работе", - сказал Д.Орлов.

По его оценке, нынешняя экономическая ситуация в стране, развивающаяся, несмотря на кризис, без социальных катаклизмов, является "показателем качества работы правительства Путина". "Социальные волнения, вызванные мировым финансовым кризисом, мы наблюдаем в странах Восточной и Западной Европы, но в России ничего подобного нет", - отмечает Д.Орлов.

В.Путин продемонстрировал свою способность принимать решения в кризисных для экономики условиях, считает заместитель руководителя Центра политических технологий Алексей Макаркин.

"Кризис не застал Путина врасплох. Путинское правительство вполне адаптировалось к работе в кризисных условиях, когда требуется умение экономно и эффективно распределять бюджетные средства", - сказал А.Макаркин "Интерфаксу".

Финансовый кризис и резкое падение цен на нефть "задали новые темпы работе правительства", считает политолог. "До кризиса были более благоприятные условия из-за высоких цен на нефть. Но Путин показал, что правительство может работать и в куда менее благоприятных условиях", - сказал А.Макаркин.

По его мнению, премьерство В.Путина также продемонстрировало жизнеспособность тандема президента и главы правительства. "В тандеме с президентом Медведевым, который концентрируется на макроэкономике и международных вопросах, Путин делает особый упор на решение конкретных экономических проблем", - сказал политолог.

Комментарии экспертов

Сложившийся тандем, который в некотором смысле является беспрецедентной для тысячелетней политической истории России конструкцией власти, формировался в условиях очень жёстких вызовов, резких встрясок по всему диапазону, начиная от чеченской войны и заканчивая мировым экономическим кризисом. Он доказал в этом смысле свою жизнеспособность. Правительство освоило немыслимый ранее, при предыдущих премьерах, темп принятия решений.

Собственно, главное, что удалось Путину-премьеру и не удалось за 8 лет Путину-президенту – это резко ускорить работу правительства в части принятия решений и их реализации. Не все решения были стопроцентно эффективными, можно отдельно обсуждать ошибки или какие-то недотянутые вещи. Но факт, что темп работы правительства существенно вырос, в том числе и в плане возможности принимать крупные решения, особенно что касается денег – это, мне кажется, безусловное достижение.

Если бы эта линия была продолжена именно в плане увеличения темпа работы аппарата, то на самом деле это было бы огромное дело на следующие 3 года последующего цикла.

Многие считали, что Путин плохо будет руководить правительством, потому что он как бы создан для роли президента. Внутриполитическое направление, внешняя политика, военная политика и т.д. – это его сфера, где он действительно добился больших успехов. По крайней мере, судя по реакции общественного мнения, он пользовался уважением и на Западе в том числе.

Казалось, что это его прирождённая сфера, а вот экономическая политика – это совсем не его. Он её отдавал на откуп специалистам, Кудрину и др. Казалось, что его будет тяготить заниматься чисто экономической политикой и получаться у него будет плохо. Тем более, когда произошёл кризис, то есть ситуация, требующая максимум усилий на трудном, непривычном для Путина направлении – решении конкретных экономических задач. Дело в том, что общую экономическую стратегию он как президент, конечно, определял. Но одно дело – определять общую стратегию, и совсем другое дело – заниматься решением сиюминутных оперативных экономических проблем. Казалось, что это не его.

Но за прошедший год выяснилось, что с тяжёлой ситуацией он справляется совсем неплохо. Что я имею в виду под словами «совсем неплохо»? То, что ожидаемых многими вещей – коллапса банковской системы, катастрофической девальвации рубля и т.д. – удалось избежать. Естественно, это не заслуга персонально одного премьера, это работа всего правительства, но организовать работу для решения таких конкретных оперативных экономических задач Путин сумел.

Для многих это стало сюрпризом: для кого-то – приятным, для кого-то – нет, но в любом случае сюрпризом. Выяснилось, что не только определение стратегических планов на 10 лет вперёд, но и совершенно конкретные задачи (сколько денег давать такой-то отрасли, как проводить девальвацию, кого санировать, кого не санировать, и т.д.), которые надо решать оперативно, и нет времени месяцами взвешивать и принимать решения, правительство во главе с Путиным решало.

Естественно, наделали как всегда кучу ошибок - это совершенно неизбежно и совершенно нормально. Но в целом баланс решений правильных и неправильных оказался положительным, о чём говорит простейший факт –  в данный момент наиболее катастрофические сценарии развития для российской экономики считаются пройдёнными. Сейчас ситуация очевидно лучше, чем её предсказывали полгода тому назад. Конечно, это и результат того, что цена на нефть поднялась и сложилась общеэкономическая, мировая конъюнктура, но одновременно это, конечно, результат деятельности правительства. При любой мировой конъюнктуре, при любых ценах на нефть, неумелыми решениями можно бесповоротно загубить дело.

Фатальных ошибок удалось избежать. Многие ошибки сделаны, многие верные решения приняты. В целом, линия правительства оказалась жизнеспособной, его деятельность оказалась работающей на экономику достаточно эффективно за эти очень тяжёлые полгода. Так что в непривычной для себя роли Путин выступил за этот год вполне нормально.

Я бы назвал два существенных отличия нынешнего правительства от предыдущих. Во-первых, впервые после долгого перерыва это не техническое правительство, условно говоря, хозяйственная администрация при президенте, а наделенный реальными полномочиями (по сравнению с временами Фрадкова-Зубкова) орган. Причем произошло это без изменения Конституции, даже без изменения ФКЗ "О правительстве" и федерального законодательства вообще, а "явочным порядком" - благодаря приходу в него Владимира Путина.

Этот факт демонстрирует, что российская политическая система обладает достаточной гибкостью, позволяющей перемещать центры принятия решений в той или иной области между различными властными институтами в зависимости от необходимости. Это признак зрелой политической системы, незрелая требует постоянного вмешательства в "ручном режиме", постоянной корректировки законодательных и даже конституционных норм. Естественно, такое повышение неформального статуса правительства налагает повышенную ответственность на всех его членов и вообще всех чиновников, причастных к его работе.

Второе отличие - впервые после долгого перерыва правительству пришлось действовать в стрессовой кризисной ситуации, когда ресурсы постоянно скудеют. Многие его члены привыкли за "тучные нулевые", что денег будет все больше и больше, поэтому нет особой нужды заботиться об эффективности расходования уже имеющихся. Теперь ситуация иная, и всем приходится поумерить аппетиты.

Еще одно последствие кризиса - необходимость действовать оперативно, а не забалтывать решение проблем в бесконечных согласованиях. С этим по осени наблюдались проблемы - слишком расслабились наши чиновники за долгие годы роста. Не зря ходили слухи, что Владимир Путин недоволен не столько самими членами правительства, сколько медленной системой принятия решений, и намерен ее изменить. Частично это и было сделано (на уровне правительственного регламента), но кардинального изменения структуры, как ожидалось, не последовало. Весной оперативность и качество работы правительства повысились. С одной стороны, чиновники адаптировались к ситуации, с другой - ситуация начала выправляться. Но расслабляться, конечно, не стоит: кризис далек от завершения, да и вторая его волна может последовать.

21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".