Статья
11 Сентября 2010 0:01

Годовщина 11 сентября

<p>В США отметили девятую годовщину терактов, произошедших 11 сентября 2001 года. 9 лет назад один из угнанных террористами самолетов протаранил северную башню Всемирного торгового центра в нижней части Манхэттена. Затем последовало крушение самолетов в Вашингтоне и близ города Шэнксвилл (штат Пенсильвания).</p>
<p>В результате терактов 2001 года погибли 2 тыс 977 человек и более 6 тыс пострадали. Среди погибших - граждане более 90 стран мира, передает ИТАР-ТАСС.</p>
<p>Огромное количество жертв терактов, последовавшая война в Ираке не могли не сказаться на отношениях Запада с исламским миром, где действуют ряд радикальных террористических организаций.</p>
<p>Пастор протестантской церкви американского города Гейнсвилл (штат Флорида) Терри Джонс в преддверии 11 сентября заявлял, что сожжет Коран в знак протеста против возведения мечети рядом с разрушенными  «башнями-близнецами». Это в свою очередь вызвало протест исламских лидеров. В итоге он все же пообещал не проводить акцию сожжения Корана. Священнослужитель, который в течение последних двух дней все время менял свое мнение по этому поводу, в пятницу в интервью телекомпании Си-би-эс заявил: «Мы отменили это мероприятие».</p>
Комментарии экспертов
<p>Никакого конфликта между христианской и исламской цивилизацией нет. Другое дело, что Западная Европа – это никакая не христианская цивилизация. США – скорее, христианская фундаменталистская протестантская страна, по сравнению с которой Саудовская Аравия – это просто либеральная демократия.</p>
<p>В США пасторы огромных церквей, влиятельнейшие люди Америки, оказывающие влияние на сознание миллионов людей ( 70% американцев по воскресеньям ходит в свои евангелические церкви) говорили про ислам такие вещи,  что у нас бы их давно посадили на хорошие сроки по 282-ой статье. Но американская конституция гарантирует свободу слова. И в этом, кстати, есть большая мудрость. Свобода вынуждает нас к ясности мысли и анализа.</p>
<p>Просто надо понимать, в чём сейчас смысл этого скандала с пастором, который якобы хотел сжечь Коран 11 сентября. Кому это выгодно? Это организовано правым республиканским большинством, право-республиканской оппозицией и их партнерами из Израиля для дискредитации политики Обамы.</p>
<p>Происходит это потому, что Барак Обама решил добиться решения палестинского вопроса и усадил за один стол руководителей Палестины и Израиля. Позиция Обамы тут понятна: он за палестинское государство (об этом не проговаривается, но подразумевается именно Обамой) со столицей в Восточном Иерусалиме.</p>
<p>Всё израильское лобби Америки, их республиканские и неоконсервативные друзья сейчас ориентированы на дискредитацию и подрыв политики президента Обамы, его инициатив в исламском мире. Им позарез надо, чтобы Америка ни в какой мере не договорилась с Ираном, чтобы вопрос решения палестинской судьбы никак не продвинулся вперёд, чтобы те параметры, которые Барак Обама обозначил в каирской речи (он обозначил новые подходы к отношениям с исламским миром, революционные для Америки), просто исчезли под тиной времени и не были проявлены.</p>
<p>Так что это надо воспринимать, как атаку правого, фашистского крыла американского республиканского истеблишмента на демократическую, справедливую, человеческую политику Обамы. Я считаю, что в этой ситуации все вменяемые люди мира должны поддержать его инициативы, по крайней мере в деле отношений с исламским миром, и не поддаваться на эту провокацию.</p>
<p>Ни в коем случае мы не должны это представлять как какой-то конфликт христианской и исламской цивилизации. Нет никакого конфликта. Достаточно съездить в Сирию и увидеть, как 30% сирийских христиан сосуществуют и нормально живут с мусульманами. Это абсолютный диалог цивилизаций.</p>
<p>А Западная Европа… какая это христианская цивилизация? Какое Европа христианское пространство, когда там идёт такая атака на католическую и православную церковь, такая ненависть к ней?</p>
<p>Поэтому конфликта нет. Есть конфликт с Западом, с теми силами, которые хотят продолжать империалистическую экспансию, неоконсервативную идею о превращении человечества в пылающий хаос при наличии только Америки, как града, сияющего на холме. С ними есть конфликт, а так всё хорошо.<br />
 </p>
<p>Я думаю, что решение Обамы построить мечети там, где находились башни-близнецы, является попыткой нормализации контактов между США и исламским миром. Ничего удивительного в этой линии нет, так как администрации демократов реализует элементы этой линии с момента прихода к власти в январе 2009 года.<br />
 <br />
Достаточно вспомнить поздравления Обамы с Рамаданом тем исламским нациям, которые считают этот праздник одним из основных, в частности иранцам, курдам и ряду других. Также можно вспомнить прошлогоднюю встречу, которая прошла весной в Белом доме и также была посвящена восстановлению доверительного диалога с мусульманским миром. Здесь же можно отметить выступление Обамы в Каире во время его прошлогоднего визита в Египет. Все эти действия преследуют единственную цель – нормализовать контакты с государствами, в которых ислам является главенствующей или единственной религией.<br />
<br />
Партией демократов в период работы администрации Буша-младшего в условиях борьбы с исламистскими группировками был подорван авторитет США в этих странах. Сейчас Обама пытается сократить этот разрыв<br />
 <br />
Почему он это делает? Во многом, по мнению его команды, в силу демографического потенциала исламских стран. Нужно учитывать, что это не только Египет или Палестина, Ирак или Иран, а это северная Индонезия, которая является одной из крупнейших по численности стран в мире, она практически полностью исламская. Эти государства обладают серьёзным демографическим потенциалом, а некоторые из них, в частности Индонезия, обладают серьёзными экономическими возможностями, и их роль будет возрастать.<br />
 <br />
Неслучайно что уже в «большой двадцатке» исламские государства присутствуют и играют далеко не последнюю роль. Учитывая, что Саудовская Аравия – один из партнёров Америки, нужно понимать, что значение этих государств для Америки будет только возрастать, особенно в контексте того, что американцы стремятся добиться легитимного морального лидерства в международной политике.<br />
 <br />
Такое лидерство подразумевает, что их должна поддерживать подавляющая часть мировых держав. Учитывая факт присутствия исламских стран в «большой двадцатке», их голоса для Америки нелишние. Так как эти голоса нужно получить и это доверие нужно завоевать, естественно, идёт курс на смещение акцентов во внутриполитической плоскости, и попытка примирения с исламскими странами.<br />
 <br />
Я думаю, что в текущей перспективе, до окончания кампании в Афганистане, серьёзных сдвигов большей части исламским стран в отношении США скорее всего не последует. Во всяком случае, в регионе среднего Востока, так как, помимо Афганистана, сложные проблемы есть в Ираке, плюс есть Иран. Это, наверное, также будет накладывать отпечаток на восприятие американцев в мусульманском мире.<br />
 <br />
Но в долгосрочной перспективе, если Обама сможет переизбраться в 2012 году на второй срок и относительно незатратно потушить проблему в Афганистане, то, скорее всего, те инициативы, которая администрация сейчас демонстрирует, дадут определённый эффект. Я думаю, что эта линия будет долгосрочной. Она находит отражение в действиях Государственного департамента, где активно отмечают исламский месяц Рамадан, всячески взаимодействуют с представителями исламского сообщества и представителями дипломатических миссий исламских стран, находящихся в Вашингтоне.<br />
 <br />
Другое дело, что касаемо ислама, здесь существует серьёзное противодействие у Обамы. Оно заключено в Конгрессе и представлено одним из его ведущих союзников – это либеральный пул Демократической партии. Я думаю, что по ряду статусных решений добиться полной реализации своих инициатив президент не сможет, потому что в том демонстративном действии, как сожжение корана на  месте, которое сейчас ассоциируется с исламским экстремизмом и терроризмом, они скорее всего не будут реализованы.<br />
 <br />
Здесь демократы уже переориентируются на внутриполитическую борьбу, потому что попытка активного конфликта с исламом во внутриполитическом дискурсе сегодня не способствует мобилизации тех категорий граждан, которые являются электоратом Демпартии. Скорее всего, внутренний аспект, особенно учитывая такую реакцию, которая последовала на проект идеи создания мечети, будет снижаться. Это объективно, так как исламская община в США не такая уж и большая.<br />
 <br />
Другое дело, внешний аспект, в контексте таких действий, как выступление в Каире, активное приглашение на празднование тех или иных ритуальных мероприятий в Госдепе, а также визиты в эти страны. Они будут продолжаться. Я думаю, основными реципиентами этой американской активности станут традиционные партнёры США на Ближнем Востоке:  Египет и Саудовская Аравия. Скорее всего, через них будет реализовываться проект взаимодействия. А вторым реципиентом станет Индонезия, как наиболее мощный лидер исламского мира в Юго-Восточной Азии.</p>
<p>Формула компромисса сосуществования этих двух больших миров – западного и исламского, прежде всего в Европе и Северной Америке, будет найдена. Для собственно исламского мира конфликта между цивилизациями нет, потому что среди них европейцев-христиан практически нет. Более того, в сугубо мусульманских странах вообще иноверцам нет места (может, кроме Ливана).</p>
<p>Обострение, которое сейчас есть и в Германии, и в США, говорит о том, что всё-таки найдут европейцы какую-то формулу, где не будет насилия. Весь прошлый опыт об этом говорит, что в нашей стране, где есть традиции совместного сосуществования людей в христианской и исламской традициях, надо вести себя более спокойно, сдержанно и, может быть, даже поделиться этим опытом.</p>
<p>Западный мир находил компромиссы и в более сложных ситуациях. Я думаю, что они здесь что-то найдут без резких шагов, как, например, запрет миграции или какие-то другие крайние действия. Но противостояние, напряжённость сейчас нарастает. Я не думаю, что дойдёт дело до открытого насилия.</p>
<p>Всё-таки в основном западное общество готово находить формы сосуществования, интеграции мигрантов и какой-то совместной адаптации в этой новой ситуации. По крайней мере, американцы ещё 30 лет тому назад возмущались, что у них негры стали полицейскими, а сейчас имеют президента афроамериканца. США пошли не по пути раскола и расовых войн, а по пути поиска каких-то других форм. <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".