Статья
1787 3 октября 2009 0:01

Годовщина обстрела Белого дома

В течение 1993 года важнейшим фактором государственно-политического развития России стало все более обостряющееся противостояние двух высших институтов государственной власти: исполнительной в лице президента РФ и его аппарата и законодательной - в лице руководства Верховного Совета РФ. В основе развернувшегося соперничества этих главных политических сил лежало различие в подходах к развитию конституционного процесса, осуществлению стратегии и тактики переходного периода, реализации основных положений рыночных реформ в стране. В марте 1993 года на VIII Съезде народных депутатов консервативная часть депутатского корпуса попыталась ограничить полномочия президента и принять ряд поправок к Конституции. Борис Ельцин назвал эти действия «ползучим переворотом» и подписал Указ «Об особом порядке управления», согласно которому на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту. До этого времени деятельность Верховного Совета РФ приостанавливалась. Конституционный Суд (председатель Валерий Зорькин) признал эти действия Бориса Ельцина противоречащими сразу девяти статьям Основного закона.

Экстренно был созван IХ съезд народных депутатов, который классифицировал указ Ельцина как попытку государственного переворота, за что по Конституции предусматривалось его отречение от власти. Мартовский кризис завершился компромиссом: президент отказался от своего обращения, а съезд согласился с проведением референдума 25 апреля 1993 года. Выраженная на референдуме поддержка курса, проводимого президентом (из 64 процентов граждан, принявших участие в голосовании, большинство высказалось за доверие к главе исполнительной власти) стала той правовой основой, которая позволила Ельцину продолжить обсуждение конституционной реформы. Президент и его окружение приступили к разработке проекта Основного закона, в основу которого была положена идея президентской республики. Особой остроты противостояние между исполнительной и законодательной властью достигло осенью 1993 года. 21 сентября Ельцин выступил по Центральному телевидению с обращением к народу и заявил, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, а стал оплотом оппозиции.

Он подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого распускались представительные органы власти - Верховный Совет и Съезд народных депутатов и на 11-12 декабря 1993 года назначались выборы в Государственную Думу - нижнюю палату парламента. Значительная часть народных депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении Ельцина от власти. К присяге в качестве нового президента был приведен вице-президент Александр Руцкой. Сторонники Верховного Совета стали проводить демонстрации протеста, на улицах возникли баррикады, а в Белом доме, где находился Верховный Совет, из добровольцев формировались отряды самообороны. Противниками властей была предпринята попытка штурма мэрии и телекомплекса в Останкино. 3 октября 1993 года указом Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение. Для борьбы с оппозицией в столицу были введены танки. Начался обстрел Белого дома. К вечеру 4 октября сопротивление оппозиции было сломлено. В ходе этих событий  погибли более ста человек.

Руководители обороны Белого  дома (Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и др.) были арестованы. Борис Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по Конституции России. 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную Думу. Одновременно с ними был проведен референдум по принятию новой Конституции. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Комментарии экспертов

События октября 1993 года для России – это не только большая трагедия, но и упущенные возможности для построения нормальной президентско-парламентской республики ещё тогда. Вместо этого был избран нелегитимный путь насилия. Упоминание об упущенных возможностях не случайно – существует распространённое мнение о неизбежности крупнейший трагических событий в российской истории. Но такое мнение на самом деле очень опасно. Исторический фатализм в оценке событий 1993 года оправдывает и насилие, и представление о невозможности влиять на историю своей страны. Между тем, история создаётся непрерывно и в каждый момент времени существует возможность выбора. Россия и в 1993 году имела возможность ненасильственного перехода к новой политической системе. Тенденция централизации власти в конце концов возобладала бы и Ельцин бы победил – но вместо этого мы получили сверхпрезидентскую республику, и парламентские институты пришлось создавать с нуля. Впрочем, в обострении политической ситуации и исчерпании мирных решений конфликта, и в конечном счете - во всех трагических событиях октября 1993 года в равной степени виновны и Борис Ельцин, и лидеры Верховного Совета.

События 93-го года, конечно, были катастрофой, но катастрофой абсолютно неизбежной. Причины этой катастрофы лежали ещё в советской системе. Дело в том, что концепция верховной власти советов приходила в противоречие с концепцией президентской республики. Верховный Совет и Президент одинаково претендовали на то, чтобы представлять интересы народа и быть основным центром легитимности. Это не могло не привести к конфликту. Само по себе такое противоречие не уникально. Оно уже происходило в других странах, в частности, в некоторых странах Латинской Америки: когда президент не мог распустить парламент по закону, это часто приводило к конфликту между ними. Но собственно российской проблемой стал не сам конфликт, а обстоятельства его разрешения. Прежде всего то, что кризис был решен применением демонстративной силы - Верховный Совет был расстрелян, а его здание сожжено.

Трагические события 93-го года продемонстрировали качество тогдашней российской политической элиты. Выработалась и стала восприниматься нормально модель некомпромиссного политического действия. Это оказало глубокое влияние как на российскую Конституцию, которая была принята после переворота 93-го года, так и на российскую политическую традицию. Характерными чертами последовавшего за событиями политического периода стали резкий перехлёст власти в президентских структурах (ставший возможным благодаря Конституции), и склонность политических игроков к силовому продавливанию решений. К сожалению, нельзя сказать, что сегодня эта модель политического мышления полностью преодолена. Главное наследие 93-го года, которое до сих пор довлеет над нами - это легитимация насилия как способа решения политических проблем.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".