Статья
25 Марта 2010 2:15

Город будет

Основным трендом недели  стало развитие проекта по созданию инновационного центра. К среде стало известно место и основной руководитель иннограда. В качестве местоположения было выбрано Сколково, а  координатором назначен Виктор Вексельберг. Общие очертания проекта позволяют надеяться, что он окажется намного успешнее предыдущих ведомственных инициатив направленных на развитие инновационного потенциала отечественной экономики.

Создание инновационного центра обусловлено неэффективностью особых экономических зон (ОЭЗ). Первоначально запуск зон был инициирован Минэкономразвития. Причем, у проекта министерства было несколько серьезных конкурентов, которые так и не удалось встроить в единый производственный процесс.

Собственно в государственных структурах представлены два основных проекта развития высокотехнологических секторов.

Первый заключается в создании особых пространств инновационного развития, так называемых технопарков. Последние проектировались еще в 80-х годах прошлого века. Основой для технопарков стали научные городки советского образца. Начало реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» было положено Владимиром Путиным. Так, 22 января 2005 года он дал официальное поручение (№ Пр-91) об ее подготовке Правительству. 10 марта 2006 года Правительство уже утвердило программу (распоряжение №328-р), предусматривающее общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в объеме до 29 млрд рублей (свыше $1,1 млрд. долларов США в ценах 2006 года) в течение 4 лет с 2007 до 2010 года. До последнего времени в Правительстве данный проект проводила Минкомсвязи. Однако после смены министерства в прошлом году создание технопарков затормозилось. 

Основным ведомственным конкурентом связистов является Минэкономразвития. Именно министерство активно лоббировало проект создания ОЭЗ, которые изначально позиционировались как альтернатива технопаркам. Напомним, принципиально различие между ними состоит в различных схемах стимулирования инвестиционной деятельности.  Так, технопарк представляет значительные преференции за счет коллективной аренды площадей и совместного пользования инфраструктурой. ОЭЗ же предполагает, прежде всего, налоговые послабления.

В качестве поддержки ОЭЗ Минэкономразвития активно продвигало создание государственных венчурных фондов, в которые впоследствии можно будет привлечь частные компании. В рамках проекта было пролоббировано создание «Российской венчурной компании» (РВК). Однако уже в 2009 году РВК подвергалась атаки  Генпрокуратуры. Так, ведомство Юрия Чайки в конце февраля 2009 года выявила нарушения в деятельности бизнес-структуры, связанные с расходованием бюджетных средств. По итогам проверки Генпрокуратура отметила, что ОАО «РВК» и созданные с его участием фонды размещают средства на депозитных счетах в банках, так, по состоянию на 20 января 2009 года, на депозитах было размещено 85% уставного капитала РВК. По итогам проверки Минэкономразвития и сама компания предприняли меры к повышению эффективности деятельности РВК, а также прозрачности созданных с ее участием венчурных фондов. В частности, совет директоров утвердил концепцию, согласно которой средства РВК будут размещаться только в тех банках, которые наращивают кредиты малому и среднему бизнесу.

Борьба между технопарками Минкомсвязи и ОЭЗ Минэкономразвития оказалась крайне ожесточенной. В конечном счете, проект ведомства Эльвиры Набиуллиной победил: для того, чтобы поддержать ОЭЗ, было создано отдельное агентство. Однако за последние годы органу так и не удалось активизировать развитие экономических зон в РФ.  Большинство зон было выбрано еще в 2005 году, а федеральная поддержка проектов была сведена к минимуму.

Наибольшая проблема возникла с ОЭЗ технико-внедренческого типа. Их утвержденное количество оказалось в семь раз меньше чем заявок. На конкурс, на создание технико-внедренческих зон, проводившийся с 2 по 28 ноября 2005 года, поступило 29 заявок, победителями по созданию особых экономических зон технико-внедренческого типа были признаны 4 региона - Санкт-Петербург, Москва (Зеленоград), Московская область (Дубна), Томская область (Томск). Причем, все ОЭЗ уже имели необходимую инфраструктуру и новых кластеров не создавалось

Осенью 2009 года Дмитрий Медведев вернул контроль над ОЭЗ непосредственно Минэкономразвития. Таким образом, президент пытался повысить эффективность их управления, так как в качестве отдельного органа Федеральное агентство оказалась неспособно создавать технико-внедренческие кластеры в регионах. Однако и этого оказалось недостаточно для повышения эффективности ОЭЗ, и Медведев инициировал проект создания иннограда.
 

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".