Статья
1207 11 мая 2011 14:48

Горы моря и гиганты

О мировой войне на территории Русской равнины, о покорении исландских вулканов и размораживании Гренландии, о нашествии доисторических чудищ на Европу и миграциях переселенческих групп.

Комментарии экспертов

Имя Альфреда Дёблина не может не встретиться тому, кто потратил время на чтение хотя бы пары статей о литературном сообществе Европы межвоенного периода. Игры с авангардом, визионерство, техника коллажа, даже еврейское происхождение — Дёблин был почти «обычным» писателем проигравшей Германии, который потом более-менее безуспешно пытался убежать от Германии встающей с колен. До самого Дёблина нацисты не добрались, но его сын покончил с собой, только бы не попасть в руки к режиму Гитлера.

Впрочем, советские критики Дёблина не любили. Он считался излишне депрессивным, склонным к философскому духу Шпенглера, а главное — в своем самом фантастичном романе «Горы моря и гиганты» не упомянул СССР.

Советских критиков можно понять. Конечно, сегодня нас сложно удивить толстым фантастическим романом. Френк Герберт со своей эпохальной «Дюной» или «Алгебраист» Бэнкса и многие прочие сделали большой объем чем-то обычным для космооперы или жанра пост-апокалипсиса. Поэтому, сюжетная линия Дёблина, включающая в себя семь столетий, начиная с XXIII, изобилующая такими экзотичными формами, как скрещенные с кристаллами и деревьями люди («гиганты») или гигантские птицы-ящеры, или растопленные силами взорванных вулканов ледники Гренландии, или порабощенные прогрессом представители элит, экспериментирующие со своей формой, сегодня кажется не такой уж и экзотичной. Но вот что в ней не нашлось места для СССР, а на его мете полыхает пожар — тут есть пространство для обиды.

Но (этого критики по понятным причина мне учитывали), как и для всякого писателя своего времени, форма для автора «Берлин, Александрплац» — только повод разыграть карту сатиры и оценки человеческой природы. 600 страниц романа монументальность сюжета действуют тут как увеличительное стекло.

Когда издательство Ивана Лимбаха выпускает «Горы моря и гиганты» (как обычно, в великолепном качестве — это визитная карточка издательства), оно рискует не сильно — аудитория романа и её численность более-менее ясны. И риска нет в том смысле, что допечатывать тираж вряд ли придется. Но как артефакт истории фантастики роман Дёблина, конечно, необходим на полке всякому футурологу.

Альфред Дёблин, «Горы моря и гиганты», С-Пб., Издательство Ивана Лимбаха, 2011 — 792 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".