Статья
1444 13 января 2010 0:01

Госдума определила фронт работы

Открылась весенняя сессия Госдумы, в ходе которой депутаты намерены рассмотреть более 550 законопроектов. Депутаты сосредоточатся на инициативах социальной направленности.

На первом пленарном заседании спикер Госдумы заявил, что принятие антикризисных мер останется одной из центральных задач на ближайшие месяцы. «Нельзя снижать внимание к проблемам, порожденным кризисом. Мы не имеем права отказывать российским предприятиям и гражданам в поддержке, если они оказались в тяжелой ситуации», - заявил Борис Грызлов. По его словам, налицо благоприятный фон, который свидетельствует о постепенном выходе из кризиса, однако антикризисную работу парламент обязан продолжить.

Кроме того, по мнению спикера Госдумы, необходимо сохранить высокий уровень парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Он напомнил, что депутатам предстоит рассмотреть антикризисный отчет правительства по итогам всего 2009 года.

Он обратил внимание на то, что в период весенней сессии предстоит принять целый ряд законопроектов, инициированных президентом РФ, и в том числе по совершенствованию судебной системы страны. В числе ключевых приоритетов он назвал поддержку социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения; создание условий для оживления экономики, а также наращивание модернизации.

На первый в этом году пленар  вынесен для обсуждения план законопроектной работы на ближайшие полгода. Депутаты должны  утвердить и календарь своей работы на январь - в нем предполагается рассмотрение 122 законопроектов.

В повестке заседания также рассмотрение в первом чтении президентского законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Он подготовлен в рамках реализации положений послания главы государства Федеральному Собранию, касающихся введения института социально ориентированных некоммерческих организаций, и направлен на поддержку тех из них, которые ведут общественно полезную деятельность. По итогам обсуждения законопроект был принят в первом чтении.

Что касается 14-го протокола Европейской конвенции по правам человека, то Комитет  Государственной думы по законодательству принял решение рекомендовать палате ратифицировать этот документ. Россия не принимала его ранее из-за разногласий с СЕ, что тормозило процесс реформирования Европейского суда. Реформа этого института необходима, т.к. в суде скопилось большое число жалоб, которые еще до сих пор не рассмотрены. Изменения в схему их рассмотрения позволят навести порядок в этом вопросе. В настоящий момент разногласия России с СЕ в большей части преодолены. Депутаты рассмотрят протокол на втором пленарном заседании, уже 15 января.

Комментарии экспертов

Прения по поводу ратификации 14-го протокола Европейской конвенции по правам человека ведутся давно, и Госдума в своём прежнем составе, на мой взгляд, просто морально была не готова к этому процессу, поскольку и Европейский суд по правам человека, и Совет Европы с его конвенциями, нормами и вообще европейским подходом к соблюдению прав человека – всё это было далеко от наших парламентариев, которые, видимо, всё-таки больше соотносились с прежними советскими реалиями.

За последние несколько лет отношения России и ЕС, Совета Европы укрепились. К нам постоянно приезжают и сам комиссар Совета Европы по правам человека, и представители ПАСЕ и Совета Европы, развиваются контакты и активно обсуждается тема соблюдения прав человека.

Россия действительно входит в пятёрку стран, которые лидируют по обращениям в Европейский суд по правам человека. Это прежде всего жалобы на неисполнение судебных решений, на плохое качество следствия, судебных разбирательств и неэффективных судебных решений. Поэтому, безусловно, российское правосудие, как общество и государство, должно быть заинтересовано в торжестве истины и правосудия. Я думаю, мы все должны быть заинтересованы в совершенствовании взаимоотношений с Европейским судом по правам человека.

Те решения, которые выносит Европейский суд, и те суммы ущерба, которые взыскивают с России, во многом имеет воспитательное, показательное значение, потому что наглядно и выпукло обозначает проблемы российского правосудия, заставляет эффективнее производить реформу нашей судебной системы. Я думаю, Государственная Дума, наверное, всё-таки подошла к пониманию этого вопроса.

В последнее время полемика велась по поводу включения российских судей для рассмотрения дел. Я думаю, это чрезвычайно важно. Поскольку рассматривается дело из России, то, наверное, представитель России, который знает российские реалии, имеет полное право участвовать в рассмотрении этого дела. Относительно независимости, неподкупности и высокого профессионализма российских судей в Европейском суде по правам человека сомневаться не приходится, потому что туда действительно очень строгий отбор и судьи находятся под строгим контролем.

Поэтому я думаю, что Дума всё-таки достигла прогресса, и ратификация этого протокола позволит наиболее быстро, эффективно рассматривать жалобы из России, которых действительно скопилось много. И медленная скорость рассмотрения, то, что дела рассматриваются 2-3 года – это, конечно, недопустимо. Это позволит, наверное, ускорить процедуру рассмотрения и её эффективность.

Мы поддерживаем законопроект, утверждающий новый тип общественных организаций – социально-ориентированных НКО. Хотя ко второму чтению будем вносить в него свои уточняющие и дополняющие поправки. На наш взгляд, эта инициатива - серьезный шаг в сторону саморазвития общества. Это шаг, свидетельствующий о снятии барьеров между властью и гражданским обществом. Ведь никакая модернизация в России без участия гражданского общества невозможна. Поэтому, этот закон нужен, как воздух, потому что власти (особенно на местном уровне) были в последнее время напуганы нападками на некоммерческие объединения, получавшие финансирование из-за рубежа, и теперь любой гражданин, проявляющий социальную активность, им мерещится в образе врага. И нам представляется, что принятие этого законопроекта в первом чтении уже будет позитивным сигналом.

Должен сказать, что мы конечно здесь далеко не впереди планеты всей. Мы, например, от Великобритании лет так на 400 отстали. Отстали потому, что они еще в 1601 году приняли закон о благотворительной деятельности, и это препятствие в 400 лет нужно теперь преодолевать семимильными шагами. Сегодня, образно говоря, некоммерческое объединение - это социальный hi-tech в современном мире. Если посчитать количество занятых в этом секторе, то получится 40 миллионов человек (практически седьмая экономика мира, уступающая Великобритании и Франции, но опережающая такие страны, как Бразилия, Россия, Канада). Поэтому наша фракция, несмотря на все недостатки закона, в первом чтении его поддержит.

Что касается конкретной поддержки НКО, то в законе она прописана достаточно подробно. Это и налоговые льготы, и возможность  предоставления имущества, и возможность финансирования, и возможность предоставления государственного и муниципального заказа... В законопроекте прописан очень широкий спектр возможной поддержки. Вопрос только в том, что любое хорошее дело можно извратить, поэтому нужно постараться, чтобы в федеральном законе было как можно меньше лазеек для местных чинуш, чтобы извлекать корыстную пользу.

Говоря о законопроекте по социально-ориентированным НКО, прежде всего, отмечу, что законопроект разработан в рамках целого пакета мер по совершенствованию политической системы и развитию гражданского общества, предложенных Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года.

Согласно законопроекту, вводится институт социально ориентированных некоммерческих организаций, которым органы государственной власти и местного самоуправления будут оказывать финансовую, информационную и консультативную помощь, предоставлять  льготы по уплате налогов и сборов, отдавать приоритет при размещении государственных и муниципальных заказов. Напомню, что в прошлом году на нужды НКО только из Федерального бюджета было выделено более 1,2 млрд. рублей. Полагаю, что принятие законопроекта создаст условия для их более существенной государственной поддержки. Причем основная роль здесь отводится региональным и местным властям.

Законопроект преследует совершенно определенные цели. Во-первых, стимулирует ряда решение социальных проблем, до которых у государства подчас просто не доходят руки. Речь идет, в частности, о защите малоимущих, уходе за больными и престарелыми, реабилитации детей-сирот, охране окружающей среды, оказании бесплатной юридической помощи гражданам. Во-вторых, поднимает авторитет некоммерческих организаций в обществе, давая ему ясный сигнал, что государство готово вести с НКО партнерский диалог. И, наконец, в-третьих, стимулирует самоорганизацию общества, что является необходимым условием как укрепления демократических институтов, так и преодоления патерналистских настроений.

Убежден, что реализация внесенного Президентом  законопроекта положительно скажется на работе некоммерческих организаций. Одновременно будет сделан еще один важный шаг по созданию условий для развития гражданского общества.

Для парламентариев, для всех органов государственной власти России наступил очередной ответственный этап. 2010 год обещает стать непростым периодом для нашей страны.

Последствия мирового экономического кризиса по-прежнему негативно сказываются на ситуации во многих отраслях экономики, в сфере занятости, снижают возможности государственного бюджета.

И хотя благоприятный фон, свидетельствующий  о постепенном выходе из кризиса, становится все более устойчивым, мы обязаны продолжать антикризисную работу.

Нельзя  снижать внимание к проблемам, порожденным  кризисом. Мы не имеем права отказывать российским предприятиям и гражданам  в поддержке, если они оказались  в тяжелой ситуации.

Поэтому продолжение выработки и принятия антикризисных мер останется одной из центральных задач нашей весенней сессии в 2010 году.

Вы  знаете, что в конце декабря были утверждены Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, которые касаются трех ключевых приоритетов:
первый – это поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;
второй – это поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;
третий – это наращивание модернизационной работы, то есть первоочередное решение тех проблем российской экономики, которые наиболее выпукло стали видны именно в период кризиса.

Считаю, что депутаты Государственной Думы должны поддержать исполнительную власть в работе по этим и по другим важнейшим для страны направлениям.

Но одновременно мы обязаны сохранить  высокий уровень парламентского контроля. Напомню, что в соответствии с принятым нами законом, депутатам предстоит рассмотреть антикризисный отчет Правительства по итогам всего 2009 года.

В целом в период весенней сессии особое значение будут иметь вопросы, связанные  с обеспечением качества жизни граждан России. Среди них законопроекты об обращении лекарственных средств, о продлении приватизации жилых помещений, о повышении качества государственных и муниципальных услуг.

На период весенней сессии придется основной объем работы по реализации идей, изложенных в Послании Президента Российской Федерации. Некоторые из них уже оформлены в виде проектов законодательных актов – например, это законопроект, устанавливающий требования к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в конце прошлого года Президент  России внес в Государственную Думу ряд законопроектов, касающихся совершенствования судебной системы страны.

Безусловно, эти законопроекты дополняют наши планы на сессию.

Всего же наша примерная программа насчитывает  более 550 проектов законов.

Таким образом, работы предстоит немало, и  работы чрезвычайно ответственной.

Уверен, что депутаты Государственной Думы осознают это в полной мере и готовы к дальнейшему законодательному обеспечению развития России.

Мы приложим все силы, чтобы это развитие было стабильным, качественным и современным.

Партия «Единая Россия» считает, что это прорывной законопроект, важный и необходимый. Социально ориентированные  некоммерческие организации почувствуют  помощь со стороны государства. Тем самым мы улучшим взаимосвязь общественных организаций с государством.

В чем суть законопроекта? Сегодня  многие некоммерческие организации, в  том числе и общественные, которые  оказывают важную конкретную социальную помощь населению, отдельным гражданам, сталкиваются с проблемами: сложно оформить аренду помещений, нет поддержки со стороны местной власти.

Президент в законопроекте предлагает ряд  механизмов совершенно иного подхода. Во-первых, он определяет, что такое  социально-ориентированные некоммерческие организации. Во-вторых, законопроект показывает, какие виды помощи социально-ориентированные  НКО могут получить. Это касается и финансовой поддержки, и имущественной, и консультационной, и поддержки с точки зрения подготовки специалистов. Президент предлагает использовать опыт, который накопился в деятельности многих субъектов Федерации, на всю страну, чтобы социально-ориентированным НКО оказывать такую поддержку из бюджетов всех уровней – федерального, регионального или местного».

Напомним, что законопроект об экономической  поддержке социально ориентированных  НКО Госдума планирует рассмотреть  на пленарном заседании в среду, 13 января. Изменения предлагается внести в законы «О некоммерческих организациях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О защите конкуренции», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".