Статья
1380 31 октября 2008 0:01

Госдума приняла бюджет в III чтении

Государственная Дума Российской Федерации приняла в III чтении проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.», а также ряд сопутствующих законопроектов. 

Основные параметры главного финансового документа страны в общих чертах уже ясны: отдельной строкой Правительство и Государственная Дума выделяют антикризисную помощь российской финансовой системе. Кроме того, бюджет предусматривает увеличение расходов на социальную сферу: рост пенсий, зарплат бюджетников, военных и др. 

Комментарии экспертов

К сожалению, за бюджет у нас отвечает г-н Жуков, и все его параметры в действительности обсуждаются в соответствующих кабинетах Правительства. Дума же голосует, как голосует, глупо предъявлять к ней какие-то претензии. Вообще бюджет, конечно, не выводит из кризиса, п.ч. существо этого кризиса (именно мирового, но уже и нашего тоже) - потребительское кредитование как таковое, отсутствие длинных денег, неумение копить. Понятно, что с этим всем нужно работать, а не кнопки нажимать: вливанием денег тут, конечно, ничего не решить.

В целом этот бюджет проектировался как бюджет развития. Я уверен, что даже в условиях кризиса он таковым и останется. Но по отдельным параметрам он все-таки не полностью отвечает своим целям. В частности, слишком мало ресурсов идет на ключевые высокотехнологические отрасли, где возможен российский прорыв: атомное машиностроение, авиакосмическую отрасль. Все еще недостаточно идет ресурсов на развитие образования и здравоохранения. Причиной этому является влияние на составление бюджета группировки рыночных фундаменталистов, возглавляемой Алексеем Кудриным.

Что касается профицита бюджета, то его наличие необходимо для сохранения дополнительной «подушки безопасности» в связи с неопределенностью прогноза цен на нефть. Но если цены снова будут серьезно понижаться, то бюджет может быть скорректирован. Впрочем, российская экономика демонстрирует способность к экономическому развитию, и это создает все основания для того, чтобы бюджет-2009 был полностью реализован — особенно в своей социальной части. Кроме того, даже реализация наихудшего кризисного сценария не означает, что все пострадают в равной степени. Например, некоторые социальные расходы являются абсолютно обязательными — такие, как субсидирование закупок инсулина. Это же касается и ряда других важнейших статей бюджета.

На мой взгляд, и концепция трехлетнего бюджета, которая была принята полтора года назад, и основные параметры более долгосрочной концепции-2020 уже никуда не годятся, потому что они принимались в других экономических условиях. И одним изменением среднемировых цен на нефть ничего не сделаешь, нужно менять всю концепцию в целом. Теоретически сейчас нужно будет увеличивать долю социальных расходов на пособия по безработице, на жилищно-коммунальные субсидии... Но будут ли в бюджете средства, чтобы обеспечить эти расходы, с учетом масштабного закрытия предприятий по всей стране, которое уже идет? Это неизвестно.

Министерство финансов ни за что не признается, что оно проглядело кризис, до тех пор, пока всем не станет ясно, что удерживать ситуацию и дальше уже нельзя. По этой причине, собственно, бюджет и составляется в рамках неактуальных экономических концепций и прогнозов. Как известно, любой бюджет основан на прогнозах, которые делает Министерство экономики. Сегодня этот прогноз вообще никакого отношения к реальности не имеет. Теоретически надо менять прогноз полностью и после этого на его основе делать новый бюджет, предложив для него новую модель. Но поскольку ни Министерство экономического развития, ни Министерство финансов не готовы отказаться от своих текущих прогнозов по инфляции, курсу рубля и ценам на нефть, делать этого они не будут. Таким образом, обсуждение новой модели откладывается до тех пор, пока не проявят себя экономические и социальные последствия кризиса.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".