Статья
1735 11 апреля 2011 18:36

Госдума приняла поправки в закон о госзакупках

Госдума на заседании в понедельник приняла во втором и третьем, окончательном, чтении поправки в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», сообщает корреспондент «Актуальных комментариев».

Как уже писали АК, законопроектом устанавливаются общие требования к порядку и условиям обоснования начальных максимальных цен государственных и муниципальных контрактов.

Как заверил глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, предложенные меры снизят остроту проблемы коррупции в сфере госзакупок. Однако депутат полагает, что необходимо разрабатывать новое законодательство в этой сфере.

Глава ЛДПР Владимир Жириновский, напротив, заявил, что его фракция не будет поддерживать поправки к законопроекту, поскольку новый закон никак не решает проблему коррупции в сфере госзакупок.

Согласно законопроекту, источниками информации о ценах на товары (работы, услуги), являющиеся предметом заказа, для установления начальной (максимальной) цены контракта могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр государственных и муниципальных контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты исследований рынка и иные источники информации.

Правительство, согласно законопроекту, получает право устанавливать порядок определения цен на отдельные товары. Кроме того, прописана возможность для заказчика устанавливать в документации о торгах требования к сроку и объему предоставления гарантий качества товара (работ, услуг), к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, использующих и обслуживающих товар.

Установление этих требований становится обязательным, если размещается заказ на поставку основных средств в виде машин и оборудования. Федеральные органы вправе установить сроки гарантий на поставки отдельных видов товаров, работ и услуг. В случае, если установлены указанные требования, заказчик вправе (обязан при начальной цене более 50 миллионов рублей) установить требование обеспечения указанной гарантии от 5 до 10% начальной цены контракта.

В ближайшие дни в Государственной Думе состоятся парламентские слушания по проблеме разработки нового законодательства в области государственных контрактов.

Комментарии экспертов

Комитет Государственной Думы по культуре уже долгое время занимается совершенствованием законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Благодаря нашим усилиям многие творческие специальности удалось вывести из-под действия 94-го ФЗ. Сегодня этот список наконец-то дополнился, и теперь работы художников-постановщиков, художников по костюмам, декораторов, бутафоров и гримеров можно проводить без конкурса и таким образом привлекать к постановке спектакля проверенного, зарекомендовавшего себя профессионала.

Все мы также понимаем особенности размещения заказов, связанных с культурными ценностями. При размещении заказов, связанных со страхованием, транспортировкой и охраной культурных ценностей, в документации о торгах и проекте указываются технические подробности, которые могут быть использованы злоумышленниками в целях совершения преступлений в отношении культурных ценностей. Принятые сегодня поправки наделяют заказчика правом проводить закрытые торги и аукционы при заказе услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии).

Также в целях защиты персональных данных в закон вводится еще одна поправка, позволяющая не вносить в реестр контрактов сведения (фамилия, имя, отчество, место жительства) о физических лицах – продавцах культурных ценностей. Это позволит защитить от потенциальных преступников частных коллекционеров.

Для улучшения ситуации с сохранением культурного наследия мы вводим норму, по которой посредством конкурса будет выбираться не только исполнитель реставрационных, но и других работ по сохранению памятника. Причем основополагающим критерием при проведении конкурса будет качество, а не цена работ.

Конечно, в сфере культуры еще остаются проблемы, связанные с 94-м ФЗ. Так, в частности, работы реставраторов также должны заказываться без проведения конкурса – у единственного, зарекомендовавшего себя исполнителя. Хотелось бы, чтобы и конкурсы на реставрацию некоторых объектов не проводились ежегодно. Сейчас частенько происходит некая чехарда: реставрацию начинает одна организация, ее сменяет другая, а заканчивает следующая. Естественно, в таком случае о качестве работ говорить не приходится.

И конечно, мы по-прежнему, выступаем за увеличение максимальной цены государственного или муниципального контракта без проведения конкурса. Сейчас максимальная цена государственного или муниципального контракта без проведения конкурса составляет 100 тысяч рублей. И эта сумма явно не соответствует объективным экономическим показателям.

На сегодняшний день основную массу государственных или муниципальных контрактов, заключаемых учреждениями культуры, составляют контракты на выполнение работ, оказание услуг по обеспечению текущих нужд учреждений на сумму до 250 тысяч рублей. Проведение торгов требует значительных организационных, трудовых и финансовых затрат, что при значительной себестоимости проведения самого тендера приводит к тому, что в цене небольших контрактов затраты на организацию торгов занимают основную долю, превышая экономию бюджетных средств от его проведения, и сводит на нет экономический эффект от тендерных процедур. Таким образом, увеличение указанных сумм позволит осуществить существенную экономию бюджетных средств.

Я считаю, что необходимо учитывать изменение экономических показателей и принять меры, направленные на совершенствование процедур размещения заказа с учетом практики применения Закона. Необходимо увеличить максимальные суммы запроса котировок и проведения конкурсов до 750 и 250 тысяч рублей соответственно.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".