Статья
256 22 Января 2010 0:00

Госдума узаконила новую должность

Госдума приняла изменения в закон «О правительстве», позволяющие совмещать должности вице-премьера и полпреда президента.

«Это необходимо, чтобы новый институт как можно скорее начал функционировать в столь сложном регионе, как Северо-Кавказский федеральный округ, а у нового полпреда президента в СКФО появилась правовая основа для осуществления деятельности», - отметил накануне глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

При этом он подчеркнул, что поправки в закон «О правительстве» не касаются конкретного человека. «Они предусматривают принципиальную возможность соединения института вице-премьера и полномочного представителя президента в федеральных округах», - сказал Владимир Плигин.

Президент РФ Дмитрий Медведев в минувший вторник внес в Госдуму два законопроекта в связи с назначением Александра Хлопонина вице-премьером - полномочным представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе. В первом из них предлагаются изменения в статьи 6 и 11 федерального конституционного закона «О правительстве РФ», а во втором - изменения в статью 17 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Комментарии экспертов

Совмещение должности полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе с должностью вице-премьера устанавливается для того, чтобы усилить позиции назначаемого руководителя в диалоге с кавказской элитой, усилить в целом его позиции в российской элите. Конечно, это уникальный пост, и этому необходимо законодательное закрепление, что и произведёт Государственная Дума.

Что касается предложений по присоединению дотационных регионов к благополучным, то эта инициатива находится в общей логике по объединению субъектов, которая уже была заявлена. Но ясно, что субъекты-доноры будут сопротивляться объединению. Здесь необходима значительная воля федеральных властей, направленная на это объединение.

Федеральный центр должен выбирать. Сейчас в тех регионах, которые получают трансферты – в дотационных регионах – необходим жёсткий контроль и очень мощное представительство федерального чиновничества. В случае присоединения к более мощному региону, необходимость в этом контроле отпадёт в значительной степени, и, соответственно, уменьшатся расходы. Но возникнут расходы, связанные с объединением двух регионов. Нужно будет создать механизм перетока средств региона-донора в более слабый регион, получающий помощь.

То есть, в каждом случае нужно взвешивать необходимость принятия такого решения. Но совершенно очевидно, что регионы-доноры будут против, потому что это приведёт к размазыванию уровня жизни и, может быть, к его общему понижению, а регионы слабые, дотационные, конечно же будут за.


 

 
Инициатива президента о создании Северо-Кавказского федерального округа отражает новый подход федерального Центра к управлению Северным Кавказом, приоритетом которого выступает повышение уровня социально-экономического развития «депрессивных» территорий. С точки зрения антитеррористической борьбы этот подход вполне оправдан: важным фактором дестабилизации ситуации на Северном Кавказе остается сохранение социальной базы экстремизма (высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, низкий уровень жизни населения, масштабная коррупция и недоверие к власти и т.д.). Назначение на пост полпреда президента в новом округе Александра Хлопонина соответствует обозначенным приоритетам: бывший губернатор Красноярского края, имеющий значительный опыт работы в бизнес-структурах, известен как эффективный управленец. Инициированная им антикризисная программа в Красноярском крае была реализована достаточно успешно, теперь же основными задачами Хлопонина станут привлечение инвестиций для развития южных республик и эффективная разработка их экономического потенциала, а также контроль над расходованием средств, направляемых в регион из федерального бюджета.
 
В текущем году начнут работать две адресные программы содействия развитию «депрессивных» регионов ЮФО: они затрагивают Ингушетию и Чечню. Средства на развитие остальных республик Северного Кавказа, а также Калмыкии, предусмотрены общей ФЦП «Юг России» (рассчитана на 2008-2012 гг., общий объем – 146 млрд. руб.). Подобная программа существовала и ранее, однако преодолеть депрессивные тенденции в развитии рассматриваемых территорий это не помогло: с начала 1990-х гг. республики юга России остаются высокодотационными территориями (доля федеральных финансов в бюджетах, в среднем, выше 60%). Для того, чтобы реализация адресных мер принесла ощутимый экономический эффект, необходима смена общей модели воздействия на ситуацию: Центр вынужден переходить от дотирования к стимулированию бизнес-активности.
 
Проблема повышения инвестиционной привлекательности регионов Северного Кавказа приобрела новую актуальность после выступления президента с Посланием Федеральному Собранию. Дмитрий Медведев поручил правительству создать перечень инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы в южных республиках и которым будет оказана адресная поддержка (в сфере энергетики и строительства, развития туризма и санаторно-курортного дела, сельского хозяйства и малого бизнеса). Он также призвал крупных бизнесменов – выходцев из региона – финансово помогать малой Родине. В этом контексте показательно выглядит пример миллиардера Сулеймана Керимова, который за счет налоговых отчислений пополняет бюджет Дагестана (бизнесмен зарегистрирован в родном Дербенте).
 
Инвестиции востребованы, однако стоит учесть, что по уровню социально-экономического развития республики Северного Кавказа существенно отстают от наиболее привлекательных для бизнес-активности «русских» регионов российского Юга: Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской, Ростовской и Астраханской областей. К относительно устойчиво развивающимся регионам «переходного» типа можно отнести Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Адыгею, Северную Осетию и Калмыкию, «депрессивными» территориями остаются Дагестан, Чечня и Ингушетия. В этом контексте стимулирование инвестиционной активности со стороны федеральной власти выглядит востребованной мерой: самостоятельно республики Кавказа не смогут выиграть конкурентную борьбу у региональных «локомотивов роста».
 
Стоит учесть ряд объективных негативных факторов, препятствующих ускорению развития «проблемных» регионов. Так, отрасли, доминирующие в экономике южных регионов, отличаются низкой производительностью труда и заработной платой. Для того, чтобы обеспечить экономическое ускорение, в ЮФО перспективно развивать отрасли с максимальной производительностью труда и добавленной стоимостью: туризм, машиностроение, металлургию, лесную промышленность и пр. Так, на привлечение туристов может рассчитывать большинство субъектов ЮФО, кроме Чечни, Ингушетии и Дагестана (при всех достигнутых успехах эти территории пока не воспринимаются общественным мнением как гарантированно безопасные), промышленность (производство стройматериалов, розлив минеральной воды и пр.) могла бы обеспечить рост в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Есть широкие возможности и для развития гидроэнергетики – по экспертным оценкам, не используется до 80% ресурсов.

17 Апреля 2019 Новости
Без сенсаций: эксперты об отчете Медведева перед Госдумой
 Без сенсаций: эксперты об отчете Медведева перед Госдумой Премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с отчетом о работе правительства за 2018 год. Для Медведева это выступление в Госдуме в качестве председателя правительства стало седьмым.
13 Апреля 2019 Новости
Грубое нарушение: эксперты о голосовании Володина вне Госдумы
 Грубое нарушение: эксперты о голосовании Володина вне Госдумы Председатель Госдумы Вячеслав Володин проголосовал за законопроект об изоляции Рунета во втором чтении, находясь в 800 километрах от Госдумы. На этот инцидент обратили внимание журналисты «Медузы», которые затем выяснили, что спикер грубо нарушил регламент.
17 Апреля 2019 Анонс
Отчет Медведева перед Госдумой
 Отчет Медведева перед Госдумой 17 апреля в Москве премьер-министр Дмитрий Медведев выступит перед депутатами Госдумы с отчетом о работе правительства за 2018 год. Думские фракции уже направили вопросы в адрес правительства. Депутатов интересует, как кабинет министров намерен выполнять майский указ президента в экономической и социальной сферах.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".