Статья
960 22 января 2010 0:00

Госдума узаконила новую должность

Госдума приняла изменения в закон «О правительстве», позволяющие совмещать должности вице-премьера и полпреда президента.

«Это необходимо, чтобы новый институт как можно скорее начал функционировать в столь сложном регионе, как Северо-Кавказский федеральный округ, а у нового полпреда президента в СКФО появилась правовая основа для осуществления деятельности», - отметил накануне глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

При этом он подчеркнул, что поправки в закон «О правительстве» не касаются конкретного человека. «Они предусматривают принципиальную возможность соединения института вице-премьера и полномочного представителя президента в федеральных округах», - сказал Владимир Плигин.

Президент РФ Дмитрий Медведев в минувший вторник внес в Госдуму два законопроекта в связи с назначением Александра Хлопонина вице-премьером - полномочным представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе. В первом из них предлагаются изменения в статьи 6 и 11 федерального конституционного закона «О правительстве РФ», а во втором - изменения в статью 17 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Комментарии экспертов

Совмещение должности полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе с должностью вице-премьера устанавливается для того, чтобы усилить позиции назначаемого руководителя в диалоге с кавказской элитой, усилить в целом его позиции в российской элите. Конечно, это уникальный пост, и этому необходимо законодательное закрепление, что и произведёт Государственная Дума.

Что касается предложений по присоединению дотационных регионов к благополучным, то эта инициатива находится в общей логике по объединению субъектов, которая уже была заявлена. Но ясно, что субъекты-доноры будут сопротивляться объединению. Здесь необходима значительная воля федеральных властей, направленная на это объединение.

Федеральный центр должен выбирать. Сейчас в тех регионах, которые получают трансферты – в дотационных регионах – необходим жёсткий контроль и очень мощное представительство федерального чиновничества. В случае присоединения к более мощному региону, необходимость в этом контроле отпадёт в значительной степени, и, соответственно, уменьшатся расходы. Но возникнут расходы, связанные с объединением двух регионов. Нужно будет создать механизм перетока средств региона-донора в более слабый регион, получающий помощь.

То есть, в каждом случае нужно взвешивать необходимость принятия такого решения. Но совершенно очевидно, что регионы-доноры будут против, потому что это приведёт к размазыванию уровня жизни и, может быть, к его общему понижению, а регионы слабые, дотационные, конечно же будут за.


 

 
Инициатива президента о создании Северо-Кавказского федерального округа отражает новый подход федерального Центра к управлению Северным Кавказом, приоритетом которого выступает повышение уровня социально-экономического развития «депрессивных» территорий. С точки зрения антитеррористической борьбы этот подход вполне оправдан: важным фактором дестабилизации ситуации на Северном Кавказе остается сохранение социальной базы экстремизма (высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, низкий уровень жизни населения, масштабная коррупция и недоверие к власти и т.д.). Назначение на пост полпреда президента в новом округе Александра Хлопонина соответствует обозначенным приоритетам: бывший губернатор Красноярского края, имеющий значительный опыт работы в бизнес-структурах, известен как эффективный управленец. Инициированная им антикризисная программа в Красноярском крае была реализована достаточно успешно, теперь же основными задачами Хлопонина станут привлечение инвестиций для развития южных республик и эффективная разработка их экономического потенциала, а также контроль над расходованием средств, направляемых в регион из федерального бюджета.
 
В текущем году начнут работать две адресные программы содействия развитию «депрессивных» регионов ЮФО: они затрагивают Ингушетию и Чечню. Средства на развитие остальных республик Северного Кавказа, а также Калмыкии, предусмотрены общей ФЦП «Юг России» (рассчитана на 2008-2012 гг., общий объем – 146 млрд. руб.). Подобная программа существовала и ранее, однако преодолеть депрессивные тенденции в развитии рассматриваемых территорий это не помогло: с начала 1990-х гг. республики юга России остаются высокодотационными территориями (доля федеральных финансов в бюджетах, в среднем, выше 60%). Для того, чтобы реализация адресных мер принесла ощутимый экономический эффект, необходима смена общей модели воздействия на ситуацию: Центр вынужден переходить от дотирования к стимулированию бизнес-активности.
 
Проблема повышения инвестиционной привлекательности регионов Северного Кавказа приобрела новую актуальность после выступления президента с Посланием Федеральному Собранию. Дмитрий Медведев поручил правительству создать перечень инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы в южных республиках и которым будет оказана адресная поддержка (в сфере энергетики и строительства, развития туризма и санаторно-курортного дела, сельского хозяйства и малого бизнеса). Он также призвал крупных бизнесменов – выходцев из региона – финансово помогать малой Родине. В этом контексте показательно выглядит пример миллиардера Сулеймана Керимова, который за счет налоговых отчислений пополняет бюджет Дагестана (бизнесмен зарегистрирован в родном Дербенте).
 
Инвестиции востребованы, однако стоит учесть, что по уровню социально-экономического развития республики Северного Кавказа существенно отстают от наиболее привлекательных для бизнес-активности «русских» регионов российского Юга: Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской, Ростовской и Астраханской областей. К относительно устойчиво развивающимся регионам «переходного» типа можно отнести Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Адыгею, Северную Осетию и Калмыкию, «депрессивными» территориями остаются Дагестан, Чечня и Ингушетия. В этом контексте стимулирование инвестиционной активности со стороны федеральной власти выглядит востребованной мерой: самостоятельно республики Кавказа не смогут выиграть конкурентную борьбу у региональных «локомотивов роста».
 
Стоит учесть ряд объективных негативных факторов, препятствующих ускорению развития «проблемных» регионов. Так, отрасли, доминирующие в экономике южных регионов, отличаются низкой производительностью труда и заработной платой. Для того, чтобы обеспечить экономическое ускорение, в ЮФО перспективно развивать отрасли с максимальной производительностью труда и добавленной стоимостью: туризм, машиностроение, металлургию, лесную промышленность и пр. Так, на привлечение туристов может рассчитывать большинство субъектов ЮФО, кроме Чечни, Ингушетии и Дагестана (при всех достигнутых успехах эти территории пока не воспринимаются общественным мнением как гарантированно безопасные), промышленность (производство стройматериалов, розлив минеральной воды и пр.) могла бы обеспечить рост в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Есть широкие возможности и для развития гидроэнергетики – по экспертным оценкам, не используется до 80% ресурсов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".