Статья
1121 17 января 2012 15:59

Госкомпании сообщат о доходах

Президент России Дмитрий Медведев потребовал, чтобы руководители госкомпаний к 1 апреля представили сведения о своих доходах и имуществе за минувший год, а также доходах и имуществе своей семьи.

Как сообщает пресс-служба главы государства, премьер-министру Владимиру Путину поручено обеспечить «представление руководителями государственных корпораций и государственных компаний, а также акционерных обществ, где государство имеет блокирующий пакет акций, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год и последующие годы».

Медведев также поручил «принять меры, направленные на недопущение участия аффилированных лиц в договорах, заключаемых государственными корпорациями и государственными компаниями, а также акционерными обществами, где государство имеет блокирующий пакет акций».

Поручение должно быть исполнено к 1 апреля 2012 года.

Как пояснил помощник президента Аркадий Дворкович, поручение главы государства - это логическое продолжение заявленного им в послании Федеральному Собранию курса на борьбу с коррупцией, передаёт «Интерфакс».

Помощник президента выразил уверенность в том, что к 1 апреля 2012 года госкорпорации и акционерные общества с государственным участием «безусловно успеют» привести в соответствие с новым требованием свои внутренние документы.

Дворкович  также отметил, что будет отрегулирован и вопрос о круге лиц, которые будут обязаны предоставлять сведения о доходах. «Точно в этот круг войдут представители государства», - подчеркнул он.

По словам Дворковича, проверка поданной информации будет проводиться по тем же принципам, как и в случае с госслужащими. Прежде всего, будет проверяться наличие конфликта интересов. «По всем случаям, где есть какие-либо подозрения, обязательно будет проводиться проверка», - заверил помощник президента.

Между тем, в президентском Совете по правам человека назвали меры руководства страны по борьбе с коррупцией в госкомпаниях правильными, но недостаточными.

«Те меры, которые предложены, они, конечно, хорошие: прозрачность - всегда хорошо. Но этого, безусловного, недостаточно», - сказала на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» член совета, гендиректор Transparency International Russia Елена Панфилова.

По мнению Панфиловой, эти меры для многих корпораций «стали шоком, потому что они не привыкли к подобной прозрачности».

Как ранее сообщали «Актуальные комментарии», в декабре прошлого года Владимир Путин поручил профильным ведомствам совместно с правоохранительными органами проверить все компании с госучастием на предмет наличия коррупционных схем и связи с оффшорами.

Дмитрий Медведев, со своей стороны, в своём выступлении с посланием Федеральному собрании 22 декабря отметил, что необходимо рассмотреть вопрос о расширении перечня лиц, чьи доходы подлежат декларированию.

«Считаю правильным ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам. Речь идет о декларировании крупных расходов по приобретению земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных», - сказал президент, выступая с посланием.

«Введение данного положения вместе с установленными в уголовном законодательстве кратными штрафами, увольнением в связи с утратой доверия при совершении коррупционных правонарушений и другими уже принятыми мерами, по сути, является реализацией конвенции ООН против коррупции - об установлении ответственности за незаконное обогащение. Причем эта ответственность устанавливается в соответствии с принципами именно нашей правовой системы», - подчеркнул Медведев.

Он напомнил, что с 2010 года все государственные служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов декларируют доходы и имущество. «Сведения, содержащиеся в декларациях, проверяются, а результаты таких проверок рассматриваются специальными комиссиями. По итогам этой работы только за первую половину текущего года более трёх тысяч чиновников привлечено к ответственности. Хотел бы подчеркнуть, конечно, такая масштабная и системная борьба с коррупцией только началась, и мы будем её вести решительно, системно и последовательно», - отметил Дмитрий Медведев.

Комментарии экспертов

Судьба выборов, которые состоятся 4 марта, зависит во многом и от поведения того, что осталось от путинского электората. Это такая консервативная часть общества – пенсионеры, бюджетники, военные, жители маленьких городов, те, которые нуждаются в тех благах, которые им дает «Единая Россия». Эти люди не очень часто сталкиваются с чиновничеством, это не мелкий бизнес. Для них проблема коррупции подчинена проблеме социальных различий, а не социального неравенства, и особенно в сегодняшней ситуации.

Если раньше для путинского большинства главной угрозой были утрата страны, утрата стабильности, утрата суверенитета, то сейчас актуально то, что, на мой взгляд, Путину не удалось до конца сделать. К стабильности все привыкли и не очень ее ощущают. Казалось бы, мы стали благодаря Путину, ведущим игроком, мы признаны снова как мировая держава, которая играет роль в мировой политике. Но, как ни странно, эти блага не очень воспринимаются, и при этом весьма болезненно воспринимаются проблемы растущего социального неравенства. Люди знают без всяких социологических исследований, что происходит колоссальное расслоение, и это для них первая проблема. Вторая – очень болезненно общество реагирует на поведение нашей элиты. По телевидению с утра до вечера показывают, что чиновничий класс учит детей за границей, имеет там дома. Произошло то, с чем мы не сталкивались на протяжении последнего десятилетия - полное слияние чиновничества, олигархии и власти. И драма состоит в том, что и Путина, и Медведева тоже относят к этой когорте, хотя они из другого мира. А проблема коррупции у обычных граждан жестко в сознании связана с проблемой социального неравенства.

И я думаю, что проблема коррупции и должна быть связана с проблемой социального неравенства. В таком контексте эта проблема будет работать на путинский электорат.

С моей точки зрения, это правильно, что президент начинает вводить государственные корпорации в систему контроля, хоть этого, на мой взгляд, и недостаточно. Ни Счетная палата, ни прокуратура, никто не может по действующему сейчас закону проверять руководителей госкорпораций.

Мне понятны мотивы тех, кто это организовывал, были понятны мотивы руководителей, когда они инициировали подобный закон, предусматривающий эти нормы. Но, на мой взгляд, в современных условиях это неправильно. На эти корпорации должна распространяться создаваемая государством контрактная система. Это будет средство и профилактики, и борьбы с коррупцией. Но, кроме того, необходимо, чтобы на руководителей госкорпораций распространялись все те нормы, которые распространяются на крупных чиновников, на министров и т.д.,  поскольку статус их никак не меньше министров.

Инициатива Дмитрия Медведева – шаг последовательный. Мы помним, что относительно недавно подобные же шаги были предприняты в отношении чиновников. Представляется, что выведение доходов и чиновников, и руководителей госкомпаний в публичное пространство – это мера достаточно адекватная, мягкая, но в то же время действенная.

Правда, действенность будет носить скорее кумулятивный характер, то есть она будет растянута во времени, но постепенно накапливаться. Собственно говоря, выводя доходы и чиновников, и руководителей госкомпаний в публичное пространство, власти тем самым подключают общественное мнение к контролю над доходами, а значит, и к антикоррупционной политике. Превращение официальных отчетов о доходах в предмет публичной дискуссии – это один из инструментов общественного контроля, на который, к сожалению, мало обращают внимание. Конечно, быстро такого рода меры, не говоря уже, об антикоррупционной политике, вряд ли принесут результаты. Но они представляются совершенно необходимыми.

Мне кажется, что сегодня  спрашивать, а где же результаты тех шагов, которые предпринял премьер в конце минувшего года, конечно, рановато. И как мне кажется, не исключено, что люди, которые торопятся с оценками о том, что президент или премьер с коррупцией не борются, что это борьба неэффективная и т.д.,  ставят задачу не разобраться в сути проблемы, а поскорее вынести  негативную политическую оценку. Тем более, что эти неадекватные оценки даются в контексте избирательной кампании.

В нынешней избирательной кампании антикоррупционная тематика заняла несколько  парадоксальное положение. Парадоксальная с учетом того, что борьба с коррупцией была поднята на щит и превращена в составную часть официального политического курса с соответствующим информационным освещением, действующим президентом. Но довольно скоро этой темой стала пользоваться оппозиция, как старая, так и новая. И в данном случае парадокс состоит в том, что власть, судя по всему, впервые превратила антикоррупционную политику в составную часть государственной политики и сделала ее (антикоррупционную политику) долгосрочной. Но, поскольку быстрые дивиденды и быстрые результаты в борьбе с коррупцией как с системным явлением ожидать не приходится, то проблема коррупции очень эффективно используется в политической борьбе с властью со стороны оппозиции. Собственно говоря, парадокс состоит в этом.

В том, что борьба с коррупцией является одной из основных тем избирательного сезона, можно не сомневаться. Без сомнения, эта тема будет активно использоваться. В выступлениях первых лиц именно системная коррупция признается одним из главных дефектов существующей системы власти. Это официально признанный порок, изъян существующего режима, с которым руководители и создатели этого режима могут и должны открыто бороться, особенно в предвыборный период. Власть признает эту проблему, и готова сделать какие-то шаги. Антикоррупционная повестка выгодна, потому что именно первые лица способны принять такие решения, которые сформируют какую-то новую реальность в этой сфере, которые могут позволить перехватить инициативу.

Если первые лица, президент и фаворит президентской гонки сделают те шаги, которых они раньше не делали, то это может еще и превратить  антикоррупционную тематику в один из эффективных инструментов предвыборной мобилизации. И сейчас на самом деле мы видим, что делается нечто из ряда вон выходящее. Вспомним, что раньше вопрос о контроле над расходами чиновников поднимался только очень осторожно в качестве гипотетически возможного варианта. Сейчас он уже переходит в практическую плоскость.

Это мера поддерживается, согласно недавним опросам, подавляющим большинством населения страны. Она становится частью нашей политической правоприменительной практики. Дальше, вероятно, начнется борьба с оффшорными схемами, они являются важнейшим инструментом коррупции в окологосударственном секторе. Партнерство с фирмами, бенефициары, которых неизвестны, является одной из основных системных серьезных коррупционных схем, гораздо более укорененной и распространенной, чем банальное взяточничество. Здесь тоже какие-то шаги делаются. А именно: появится необходимое требование к государственным компаниям раскрывать структуры собственности своих партнеров. Прежде всего, речь должна идти о подрядчиках, о тех компаниях, которым государственные компании платят деньги. Здесь уже звучит критика, высказываются сомнения в том, что эту политику доведут до конца. Для того, чтобы эта абсолютно правильная, разумная мера раскрытия структур партнеров госкомпаний действовала, это должно быть переведено в плоскость законодательных требований.

И здесь, на мой взгляд, важен не столько демонстративно показательный режим по отношению к нескольким крупным или мелким фирмам, сколько то, чтобы эти требования о прозрачности структуры собственности для контрагентов госкомпаний были укоренены в законе достаточно прочно и вошли в нашу повседневную практику. Пожалуй, главный принцип в системной коррупции в современной России - это неформальный принцип круговой поруки, уверенность крупных и должностных лиц, представителей крупного бизнеса в том, что если они соблюдают системные правила игры, не нарушают определенных неформальных, негласных границ, то им могут быть гарантировано отсутствие неприятностей.

Знаком серьезности намерений действующей власти может являться отказ от этого принципа круговой поруки, который мог бы выразиться в показательных процессах против тех нескольких лиц, которые раньше считались неприкасаемыми.

Это самая действенная электоральная мера, которая действительно может иметь большой потенциал с точки зрения антикоррупционной санации. Правда, она станет и самой сложной для нынешней правящей команды. Поэтому, я предполагаю, что она будет претворена в жизнь лишь в том случае, если политический кризис потребует таких радикальных выходов и решений.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".