Статья
2100 1 сентября 2010 0:02

Госсовету РФ - 10 лет

Госсовету РФ исполняется 10 лет. 1 сентября 2000 года президент России Владимир Путин подписал указ «О Государственном совете Российской Федерации», которым был восстановлен существовавший с 1810 по 1917 год в Российской империи совещательный орган. В постсоветский период был учрежден Государственный совет при президенте РСФСР, но функционировал он всего несколько месяцев - с августа по ноябрь 1991 года.

Накануне прошло юбилейное заседание, посвященное проблемам образования. На совещание в Кремле собрались не только все действующие, но бывшие члены Госсовета, принимавшие участие в его работе за последние 10 лет.

Немногим ранее президент России Дмитрий Медведев в интервью телеканалу «Россия 1» не исключил, что Государственный совет России, который уже на протяжении 10 лет работает в соответствии с указом главы государства, будет меняться. В частности, работа этого органа будет прописана в Конституции страны.

«Я ничего не хотел бы исключать», - сказал президент, отвечая на вопрос о возможности изменения статуса Госсовета. «В принципе я не предполагаю пока никаких действий в этом направлении, но Конституция - тоже живой инструмент, и в него так или иначе - я абсолютно в этом уверен - будут вноситься изменения; если не сейчас, то в будущем, через 5, 10, 15 лет, я не знаю когда», - заявил Дмитрий Медведев. «Потому что все Конституции так развиваются», - отметил он.

«При каких-то изменениях можем поменять и позицию Государственного совета», - считает президент. «Но это требует отдельного осмысления», - добавил он. «В любом случае я бы не исключал появления, конечно, отдельных положений Конституции, посвященных Государственному совету; тем самым будет в большей степени легализован его статус», - сказал Дмитрий Медведев.

При этом президент считает, что Госсовет как масштабный консультативный орган хорошо себя зарекомендовал. «В качестве серьезной, большой, консультативной площадки, которая отражает федеративные начала нашего государства, наш Государственный совет, безусловно, состоялся», - заявил он. «Как мне думается, именно эту задачу Госсовет с честью выполняет», - добавил глава государства.

Президент также считает полезными разные формы работы на этой площадке: в составе Госсовета полностью или на уровне президиума Госсовета, в Москве или в ходе выездных мероприятий. «Это всегда повод для региона мобилизоваться, подготовить город и соответствующий населенный пункт для проведения Госсовета, привести в порядок какие-то свои возможности, просто, что называется, показать товар лицом», - отметил он. Кроме того, Госсовет стал проводиться с участием общественных структур, с участием правительства, депутатов.

Как отмечает ИТАР-ТАСС, на заседаниях совета обсуждаются проекты важнейших федеральных законов и указов президента, проблемы госстроительства и укрепления основ федерализма, основные вопросы кадровой политики.

Среди главных задач Госсовета - содействие президенту в согласительных процедурах для решения разногласий между органами федеральной власти и органами государственной власти субъектов России.

Государственный совет формируется в составе председателя Госсовета и его членов, участвующих в его работе на общественных началах. Председателем Госсовета является президент РФ. Члены совета - руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов России. Обязанности секретаря госсовета возлагаются на общественных началах на одного из заместителей руководителя администрации президента РФ.

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Госсовета из семи человек, назначаемых президентом. Состав президиума обновляется раз в полгода.
 

Комментарии экспертов

Государственный совет, который впервые был сформирован Александром I по предложению Сперанского, долгое время был законосовещательным органом, а после принятия Октябрьского манифеста стал верхней палатой законосовещательного российского парламента, куда он входил наряду с Государственной Думой, затем он был упразднен.

Сегодня в работе Государственного совета кроме глав исполнительной власти регионов, как правило, принимают участие люди, которое долгое время были губернаторами в тех или иных субъектах федерации и в настоящее время, как правило, занимают должности помощников глав администрации президента.

По моему мнению, через какое-то время, в соответствии с буквой Конституции, мы перейдём к некоему выборному порядку избрания членов Совета Федерации. Тем самым верхняя палата Федерального Собрания в каком-то смысле будет немного реформирована.

Что касается Государственного совета, то я думаю, что придать ему большую эффективность было бы совершенно нелишне.  Уверен, что какие-то изменения могли бы пойти на пользу государству в целом и отдельным субъектам Федерации.

 Полагаю, что такие изменения могли бы быть очень удачно совмещены с некоторыми изменениями структуры налоговой базы, с увеличением налоговых поступлений в пользу субъектов Федерации и с расширением некоторых их полномочий. Не стоит спешить с подобного рода решениями, но думаю, что рассматривать такие предложения было бы вполне правильно.
 

Госсовет – сам по себе институт достаточно интересный. Его появление в должной мере не было оценено фактически никем. Между тем, он стал очень важной составной частью новой политической системы, которая стала выстраиваться после избрания Владимира Путина.

Важной частью этой системы является возникновение новых звеньев консультативно-совещательного характера и вообще утверждение института консультаций в качестве одного из важнейших механизмов взаимоотношений между участниками политической системы.

Очень важной и отличительной характеристикой новой политической системы стала маргинализация конфликта. Конфликт, как форма отношений между участниками, который фактически доминировал в 90-е годы, причём иногда в крайних и драматических формах, в нулевые был отодвинут на периферию системы отношений между участниками. В центре системы в самых разных областях стал утверждаться институт консультации.

Одним из конкретных проявлений, воплощений этого нового института консультаций стал Госсовет. Причём важно понимать и помнить, что в качестве института консультаций Госсовет родственен таким механизмам и практикам, как, например, первоначально Совет по предпринимательству при правительстве, который потом превратился в Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, или такому механизму, как нулевые чтения в Государственной Думе. Это всё консультативно-совещательные механизмы, которые позволяют вытеснять конфликт. Ещё одно проявление этих механизмов – это общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах.

Поэтому в данном случае Госсовет не одинок. Госсовет является очень важной частью среди других институтов и механизмов новой политической системы.

Появление такого рода механизмов действительно позволило повысить роль консультаций и снизить роль конфликта. Оно способствовало снижению напряжённости, поддержанию политического равновесия. Здесь тоже есть свои издержки, но, тем не менее, вклад достаточно позитивный.

Проблема в том, что многие новые институты и механизмы, которые появились и которые обеспечили маргинализацию конфликта, и Госсовет в том числе, носят параконституционный характер, то есть о них в Конституции ничего не сказано. Об этом очень любят говорить представители оппозиции. Но в данном случае нельзя ставить знак равенства между параконституционным характером и тем, что эти институты нелегальны или нелегитимны. Они легальны, они приняты, они созданы в соответствии с законными процедурами и т.д.

Появление такого рода институтов свидетельствует о том, что новая политическая система живая, она развивается, впитывая опыт реальных отношений и откликаясь на те проблемы, которые возникают. В данном случае это была проблема повышенной конфликтности, в частности повышенной конфликтности во взаимоотношениях между президентской властью и губернаторским корпусом. Она была решена при помощи ряда шагов. Создание совещательного органа было важной составной частью решения этой проблемы. Всё это росло из опыта, всё это признак того, что система развивается.

Конечно, в дальнейшем встаёт вопрос о том, что необходимо эти институты привести в определённое соответствие с Конституцией. Если Госсовету будет придан конституционный статус, это будет свидетельствовать о том, что он, как институт, закрепится. Это будет свидетельствовать о важности этого института, о том, что он займёт в политической системе очень важное место.

На мой взгляд, развитие Госсовета вписывается в общую эволюцию губернаторского корпуса от полного подчинения электоральным практикам, от сверхполитизации к полноценному институту, который воплощает в себе политическую составляющую. Нельзя быть руководителем территории и не опираться в той или иной форме на поддержку граждан РФ, которые на данной территории живут и работают.

В то же время, всё более востребованным в губернаторском корпусе становятся управленческие навыки, роль губернатора, как экономического менеджера территории. На эти позиции стали привлекаться соответствующие кадры по мере того, как президент Медведев начал обновление губернаторского корпуса.

Собственно говоря, Госсовет может помочь обеспечить использование опыта и компетенции губернаторов в качестве эффективных управленцев, которые пользуются косвенной общественной поддержкой, на общегосударственном уровне. В этом я вижу новую роль Госсовета, которая выстраивается. Плюс, придание ему конституционного статуса говорит о том, что он займёт серьёзное место в развивающейся политической системе.
 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".