Статья
832 22 октября 2009 0:01

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». В голосовании принимали участие представители всех четырех фракций нижней палаты парламента.

Госдума приняла в первом чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». В голосовании принимали участие представители всех четырех фракций нижней палаты парламента.

Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 30 сентября.

В соответствии с документом, бюджет РФ в течение всех последующих трех лет будет дефицитным.

Так, доходы федерального бюджета в 2010 году составят 6 трлн 950 млрд рублей (16,1% ВВП). При этом прогнозируется рост нефтегазовых доходов по сравнению с 2009 годом на 14,2% - до 3 трлн 194,7 млрд рублей и снижение ненефтегазовых доходов на 4,1% - до 3 трлн 754,9 млрд рублей. Расходы в 2010 году ожидаются на уровне 9 трлн 886,9 млрд рублей (22,9% ВВП). Таким образом, дефицит бюджета составит 2 трлн 936,9 млрд рублей (6,8% ВВП). Нефтегазовый трансферт планируется в размере 1 трлн 943,4 млрд рублей.

Доходы бюджета в 2011 году составят 7 трлн 455,7 млрд рублей (15,5% ВВП). В 2011 году ожидается рост нефтегазовых доходов по сравнению с 2010 годом на 3,7% - до 3 трлн 311,8 млрд рублей, ненефтегазовых - на 10,3% - до 4 трлн 143,9 млрд рублей. Расходы бюджета в 2011 году составят 9 трлн 389,8 млрд рублей (19,5% ВВП). Дефицит ожидается на уровне 1 трлн 934,1 млрд рублей (4% ВВП). Нефтегазовый трансферт составит 1 трлн 778,6 млрд рублей.

Доходы бюджета в 2012 году составят 8 трлн 69,6 млрд рублей (15% ВВП), в том числе нефтегазовые - 3 трлн 503,1 млрд рублей (увеличение по сравнению с предыдущим годом на 5,8%), ненефтегазовые - 4 трлн 566,5 млрд рублей (рост на 10,2%). Расходы бюджета в 2012 году ожидаются в размере 9 трлн 981 млрд рублей (18% ВВП). Дефицит составит 1 трлн 611,4 млрд рублей (3% ВВП). Нефтегазовый трансферт - 1 трлн 987,3 млрд рублей.

В общей структуре расходов бюджета в 2010 году на общегосударственные вопросы предусмотрено 1 трлн 253,2 млрд рублей, на национальную оборону - 1 трлн 253,2 млрд рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1 трлн 62,4 млрд рублей, на национальную экономику - 1 трлн 347,1 млрд рублей, на жилищно-коммунальное хозяйство - 137,7 млрд рублей, на охрану окружающей среды - 12,2 млрд рублей, на образование - 398,7 млрд рублей, на культуру, кинематографию и СМИ - 108,2 млрд рублей, на здравоохранение и спорт - 332,6 млрд рублей, на социальную политику - 328,7 млрд рублей, на межбюджетные трансферты - 3 трлн 719,3 млрд рублей.

Резервный фонд РФ в 2010 году планируется в размере 1 трлн 789,2 млрд рублей, в 2011 году - 48,8 млрд рублей, в 2012 году - 48,8 млрд рублей. Фонд национального благосостояния составит в 2010 году 2 трлн 812,9 млрд рублей, в 2011 году - 2 трлн 564,2 млрд рублей, в 2012 году - 1 трлн 815,8 млрд рублей.

Внутренний долг РФ прогнозируется на 1 января 2011 года в размере 3,301 трлн рублей, на 1 января 2012 года - 4,109 трлн рублей, на 1 января 2013 года - 4,344 трлн рублей. Внешний долг составит на начало 2011 года $63,3 млрд, на начало 2012 года - $83,4 млрд, на начало 2013 года - $104,3 млрд, в том числе кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций - $7,3 млрд, $6,5 млрд и $5,7 млрд соответственно, госбумаги в иностранной валюте - $44,5 млрд, $62,2 млрд, $80,9 млрд соответственно.

Проект бюджета основан на прогнозе социально экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. В соответствии с ним, цена на нефть марки Urals в 2010 году составит $58 за баррель, в 2011 году - $59 за баррель, в 2012 году - $60 за баррель.

Предполагается, что ВВП РФ в 2010 году вырастет на 1,6%, в 2011 году - на 3%, в 2012 году - на 4,3%. При этом объем ВВП в 2010 году составит 43 трлн 187 млрд рублей, в 2011 году - 48 трлн 72 млрд рублей, в 2011 году - 53 трлн 712 млрд рублей, передает «Интерфакс».

Репортаж Яны Бажиной:

Бюджет 2010 года правительство называет социально ориентированным. Только на пенсионное обеспечение будет направлено более четырех триллионов рублей. Однако, все оппозиционные парламентские фракции полагают, что в главном финансовом документе социальным аспектам уделено недостаточно внимания, а «Справедливая Россия» вообще пересчитала бюджет, опираясь на собственные прогнозы.

Событие такого масштаба, как рассмотрение проекта федерального бюджета вернуло в зал заседаний даже фракцию КПРФ, целую неделю упорно бойкотировавшую работу парламента. Не устояв перед соблазном голосовать против «бюджета стагнации и дальнейшего провала экономики», Геннадий Зюганов перенес протестные акции из коридоров Охотного ряда на улицы российских городов, тем более, что красные знамена все равно пора уже доставать - близится седьмое ноября.

Единоросс Мартин Шаккум возмущался поведением оппозиционеров. «Не голосовать за этот проект - либо экономическая безграмотность, либо политическая безответственность», говорил он журналистам в перерыве у выхода из зала заседаний. А немногим ранее на этом же самом месте лидеры оппозиционных фракций ругали на чем свет стоит правительство и его многостраничный труд.

Владимир Жириновский называл бюджет «паршивым» и отвергал его социальную направленность. «Почему только 6% дают на социалку,  а 94% уходит на погашение долгов, - вопрошал лидер фракции ЛДПР, - если бюджет назван социальным, то 90% должно идти в эту сферу. Ну или хотя бы 30%, - немного подумав, вице спикер все же показал готовность идти на уступки.

«Справедливая Россия» разработала собственный альтернативный вариант бюджета 2010. В зале эсэров можно было легко отличить от остальных по желтым книжкам, выставленным на депутатских столах, в которой партийные экономисты изложили основные претензии к финансовому документу. В этой брошюре, кроме прочего, как выразился лидер справороссов Николай Левичев, было разоблачение «тайного замысла правительства». По мнению Левичева, бюджет с самого начала был неверно рассчитан. Дело в том, что расчет проекта исходит из цены на нефть в 58 долларов за баррель, но динамика развития цены на черное золото совсем иная - в будущем году она может остановиться на отметке в 70 долларов. И эту разницу примерно в 12 условных единиц с каждого барреля направят в резервный фонд, а не на «вывод экономики России в ее инновационное будущее».

Министр финансов Алексей Кудрин говорил об улучшениях в экономике страны с гордым оптимизмом, они оправдывали даже ухудшения, вызванные кризисом, предотвратить которые было невозможно. Расходы в основном растут, доходы практически не падают. Особое внимание - пенсионерам, студентам, военным. 47% бюджета пойдет на межбюджетные трансферты, стипендии и пенсии. Благодаря таким затратам, средняя пенсия уже в будущем году должна приблизиться к 8 тысячам рублей.

Дешевле обойдутся государству в будущем году чиновники. Затраты на содержание госорганов сократятся на одну пятую. Само правительство тоже выйдет казне дешевле, правда в отличие от остального чиновничьего аппарата, всего на 5%.

Конечно, любые улучшения имеют свою цену. Государственный долг возрастет на 4,4 триллиарда рублей. Но это, по словам Кудрина, никак не скажется на российской экономике. А если скажется, то по крайней мере, не в ближайшее время.

Кудрин, начиная выступление перед депутатами, остроумно назвал бюджет 2010 «бюджетом примирения». Но по мере развития событий призрачная надежда на мир парламентской оппозиции и правительства испарялась на глазах. Итогом почти трехчасового рассмотрения бюджета в парламенте стали следующие цифры: 315 проголосовали за его принятие, против выступил 131 депутат. Судя по этим цифрам можно предположить, что «за» голосовали все единоросы (у них в думе ровно 315 мандатов), а «против» - три оппозиционные фракции.

И если это так, то пожалуй впервые думские фракции выразили свое мнение столь согласованно.

Комментарии экспертов

Прежде всего бюджет является одним из основных документов, особенно в кризисный и посткризисный год. Бюджет-2010– это очень сложно, и с самого начала было понятно, что его обсуждение не будет простым, особенно на фоне демарша некоторых партий в Государственной Думе. В бюджете, соответственно, есть очень много сильных и в принципе слабых сторон, он фактически дефицитный (впервые дефицитный, но принимаемый бюджет). Напомним, что бюджет  2009-го года был секвестирован, то есть сокращен.

Кроме того, стоит отметить, что там по всем статьям практически происходит сокращение расходов и естественно, это не могло устроить депутатов. Плюс ко всему, как показала практика 2009 года, он еще, скорее всего, может быть не очень точно спрогнозирован. Напомню, например, что цена на нефть рассчитана на три года чисто механически, то есть предварительная сумма плюс один доллар каждый год, так же примерно рассчитывается и курс рубля. Тем не менее бюджет рабочий - достаточно консервативный, жесткий, но рабочий. Поэтому, в принципе, изначально было понятно, что он вызовет ряд споров и нареканий, причем они уже появлялись на уровне правительства, но фактически бюджет был принят именно в редакции Минфина.

Поэтому, собственно говоря, ведомство Алексея Кудрина – это одна из основных проигравших сторон в результате проблем с бюджетом. Понятно, что он лично за него отвечает, и он лично его готовит. И во многом проблемы 2009 и 2010 года можно отнести в том числе к особой финансовой политике Российской Федерации и Минфина в частности. Поэтому мне кажется, что какие-то проблемы были в него изначально заложены, но они были не критичны. Понятно, что проблемы с обсуждением прежде всего связаны с политическими моментами, серьезных экономических оснований в этом отношении, мне кажется, нет.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".