Комментарий
1567 19 августа 2010 21:32

Государство 2.0

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

2012 год должен стать временем окончательного перехода всех департаментов Великобритании на DirectGov, единую систему государственных услуг  Главная идея сервиса, запущенного несколько лет назад и с большим трудом преодолевающего сопротивление самой чиновничьей среды, официально состоит в том, чтобы значительно сэкономить на расходах.

Проблема состоит в том, что электронное правительство и электронные услуги в том  виде, в котором  они уже существуют, на момент выхода будут устаревшими, потому что главный принцип – сделать из государственных услуг аналог покупки билетов через интернет (прекрасно работающая система, кстати говоря), - это вчерашний день.

Я думаю, чтобы понять, как будут развиваться сервисы этого типа, нужно обратить внимание на то, как продаются в Сети коммерческие услуги. Самый показательный пример – контекстная реклама: ты заходишь в поисковик и набиваешь запрос «холодильник», смотришь сайты, которые продают холодильники. А потом через день, читая какую-нибудь интернет-газету, ты видишь контекстную рекламу, которая выдает тебе сайты магазинов, продающих холодильники, бытовую технику или альпийский лед.

Интернет обладает в этом смысле еще не до конца реализованным потенциалом: Сеть – великий смотряший, она знает о твоих интересах, твоем круге общения, твоих запросах и материальных возможностях. Пакет услуг формируется автоматически. Бизнес только начинает осваивать эту нишу.

Государственные услуги не могут не работать по этой модели.  Интернет должен помочь властям всех уровней составлять необходимые и функциональные пакеты сервисов. Государство в этом смысле выступает не просто инициатором принятия решений и ответственным за них, но и механизмом, который может подсказывать людям, как им принимать решения на своем уровне. И учитывая, что люди сегодня могут коммуницировать очень быстро, создавать локальные, сильные и влиятельные коммьюнити, государственные услуги – лишь начало широкого изменения самого принципа отношения  гражданина с властью. Если сегодня государство представляет собой огромную машину (причем, это касается не только России, но и Великобритании, где количество сайтов различных ведомств было очень велико: например, в 2001 году был закрыт 551 сайт), то теперь для того, чтобы сохранить базовые государственные функции, их необходимо предельно упрощать, предельно приближать к людям.

Такова, скорее всего, будет форма.

Электронное правительство как функция, электронная демократия как принцип, знаменитый  законопроект о полиции, твиттер Дмитрия Медведева – все это об одном и том же, о том, что государство становится ближе, пытается снять огромное количество  устаревших барьеров – во имя сохранения субьектности и легитимности власти.

Когда Владимир Путин отвечает безымянному блогеру из Тверской области, когда Дмитрий Медведев выносит на голосование принципиальный закон о реформе МВД, когда завтра реальностью станет «электронный парламент», а послезавтра никто не удивится голосованию в микроблоге – самое дурное, что можно придумать – форсировать события и отменять государство из-за того, что интернет вскоре станет повсеместным.

Государство получает уникальный шанс стать частью огромного коммуникативного сообщества: называть это «прямой демократией» было бы преждевременно, но сама идея совместного принятия решений и совместной за них ответственности способно изменить политический ландшафт куда сильнее любой революционной смены власти.

Новый закон о полиции, когда он будет принят, уже невозможно будет раскритиковать с любимой всей сетевой общественностью позиции «вы тут дураки и ничего не понимаете». Придется сказать – «мы тут дураки», закон-то обсуждался публично.

Совместная ответственность – главная содержательная черта всех происходящих изменений, и какую бы форму в итоге не приняло «электронное правительство» (а форма эта в любом случае окажется сложнее, чем можно предположить сегодня), мир меняется необратимо, и в создании нового мира каждый может поучаствовать уже сегодня.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  6 октября 2023 Новости  Устойчивое снижение глобальной свободы Интернета: отчет Freedom House* Глобальная свобода Интернета снижается 13-й год подряд, а достижения в области искусственного интеллекта усиливают кризис прав человека в сети, говорится в отчете Freedom House* «Свобода в сети 2023: репрессивная сила искусственного интеллекта». Эксперты организации также высказывают озабоченность по поводу встраивания цензуры в чат-боты. 1 сентября 2023 Колонки
Интернет-цензура: мировой опыт
 Интернет-цензура: мировой опыт Павел Иванов об интернет-цензуре
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".