Государство 2.0
публицистМихаил Бударагин2012 год должен стать временем окончательного перехода всех департаментов Великобритании на DirectGov, единую систему государственных услуг Главная идея сервиса, запущенного несколько лет назад и с большим трудом преодолевающего сопротивление самой чиновничьей среды, официально состоит в том, чтобы значительно сэкономить на расходах.
Проблема состоит в том, что электронное правительство и электронные услуги в том виде, в котором они уже существуют, на момент выхода будут устаревшими, потому что главный принцип – сделать из государственных услуг аналог покупки билетов через интернет (прекрасно работающая система, кстати говоря), - это вчерашний день.
Я думаю, чтобы понять, как будут развиваться сервисы этого типа, нужно обратить внимание на то, как продаются в Сети коммерческие услуги. Самый показательный пример – контекстная реклама: ты заходишь в поисковик и набиваешь запрос «холодильник», смотришь сайты, которые продают холодильники. А потом через день, читая какую-нибудь интернет-газету, ты видишь контекстную рекламу, которая выдает тебе сайты магазинов, продающих холодильники, бытовую технику или альпийский лед.
Интернет обладает в этом смысле еще не до конца реализованным потенциалом: Сеть – великий смотряший, она знает о твоих интересах, твоем круге общения, твоих запросах и материальных возможностях. Пакет услуг формируется автоматически. Бизнес только начинает осваивать эту нишу.
Государственные услуги не могут не работать по этой модели. Интернет должен помочь властям всех уровней составлять необходимые и функциональные пакеты сервисов. Государство в этом смысле выступает не просто инициатором принятия решений и ответственным за них, но и механизмом, который может подсказывать людям, как им принимать решения на своем уровне. И учитывая, что люди сегодня могут коммуницировать очень быстро, создавать локальные, сильные и влиятельные коммьюнити, государственные услуги – лишь начало широкого изменения самого принципа отношения гражданина с властью. Если сегодня государство представляет собой огромную машину (причем, это касается не только России, но и Великобритании, где количество сайтов различных ведомств было очень велико: например, в 2001 году был закрыт 551 сайт), то теперь для того, чтобы сохранить базовые государственные функции, их необходимо предельно упрощать, предельно приближать к людям.
Такова, скорее всего, будет форма.
Электронное правительство как функция, электронная демократия как принцип, знаменитый законопроект о полиции, твиттер Дмитрия Медведева – все это об одном и том же, о том, что государство становится ближе, пытается снять огромное количество устаревших барьеров – во имя сохранения субьектности и легитимности власти.
Когда Владимир Путин отвечает безымянному блогеру из Тверской области, когда Дмитрий Медведев выносит на голосование принципиальный закон о реформе МВД, когда завтра реальностью станет «электронный парламент», а послезавтра никто не удивится голосованию в микроблоге – самое дурное, что можно придумать – форсировать события и отменять государство из-за того, что интернет вскоре станет повсеместным.
Государство получает уникальный шанс стать частью огромного коммуникативного сообщества: называть это «прямой демократией» было бы преждевременно, но сама идея совместного принятия решений и совместной за них ответственности способно изменить политический ландшафт куда сильнее любой революционной смены власти.
Новый закон о полиции, когда он будет принят, уже невозможно будет раскритиковать с любимой всей сетевой общественностью позиции «вы тут дураки и ничего не понимаете». Придется сказать – «мы тут дураки», закон-то обсуждался публично.
Совместная ответственность – главная содержательная черта всех происходящих изменений, и какую бы форму в итоге не приняло «электронное правительство» (а форма эта в любом случае окажется сложнее, чем можно предположить сегодня), мир меняется необратимо, и в создании нового мира каждый может поучаствовать уже сегодня.