Статья
9 Сентября 2010 11:22

Государство не может отстраниться от процесса модернизации

<p><em>В рамках Мирового политического форума, который проходит 9-10  сентября в Ярославле, действует секция «Государство как  инструмент технологической модернизации». Эксперты обсуждают актуальные  вопросы модернизации национальной экономики, создания современной  высокотехнологичной инфраструктуры, качественного обновления всей  производственной сферы.</em><br />
<br />
<em><strong>Экономист Андрей Кобяков</strong> рассказал «<strong>Актуальным Комментариям</strong>» о тех проблемах, которые стоят перед российским государством в сфере технологической модернизации:</em><br />
<br />
«Совершенно очевидно, что государству отстраниться от процесса  модернизации нельзя, и вообще успех ее во многом, если не кардинально,  будет зависеть от государственного участия. На сегодняшний день  инновационный процесс практически в любой стране мира предполагает  участие государства. На этапах, когда он там зарождался, ещё более была  выражена роль государства.<br />
<br />
Создавались всевозможные инновационные и технологические инкубаторы. В  качестве примера можно привести Японию, Израиль, Китай сегодня и целый  ряд других стран. Существовали и продолжают существовать мощные  государственные исследовательские программы. В этом смысле процент  расходов бюджета на эти цели в России совершенно несопоставим как с  развитыми, так и с активно развивающимися странами. Скажем, в Индии и  Китае процент средств бюджета, который тратится на эти цели, в разы  выше.<br />
<br />
Наконец, мы должны заметить, что здесь ставка на чисто рыночные  механизмы для России сейчас является практически невозможной, потому что  среди известных рыночных механизмов нахождения и выведения инноваций  являются, прежде всего, венчурные фонды и компании им подобные.<br />
<br />
У нас пока такой институт, как частные венчурные фонды, находится лишь в  зачаточном состоянии. Они уже появились, но их ещё очень немного, и  поэтому их возможности чрезвычайно ограничены. Количество  исследовательских проектов, которое они могут поддержать, крайне мало, и  охват возможных направлений инноваций пока очень незначителен.<br />
<br />
Поэтому государство могло бы включиться непосредственно в венчурную  деятельность – либо совместно с этими фондами (например, компенсируя им  часть издержек), либо участвуя с ними в рамках государственно-частного  партнёрства. Формы здесь могут быть самые разнообразные.<br />
<br />
Для появления и успешного развития инноваций также необходимо создание  определённой среды, особенно в таких сферах как прежде всего IT,  биотехнологии. Опыт Силиконовой долины говорит о том, что необходимо  создание определённой среды, которая включает в себя и психологию, и  формы общения, и даже соответствующий ландшафт, определённые городские  формы проживания и т.д.<br />
<br />
Поэтому то, что существует проект Сколково, следует признать в целом  отрадным фактом. Остаётся только выразить надежду, что он  рассматривается государством не как единственный в своём роде, а как  некий пилотный проект, на котором можно будет отработать подобного рода  технологии, а затем их тиражировать с улучшениями, изменениями и т.д. в  других регионах, в зависимости от того, какие направления инноваций в  них будут признаваться перспективными.<br />
<br />
Такой путь проходили многие страны. Мы знаем, что и в Советском Союзе  были научные городки, и ряд из них закрытого характера, которые тоже  создавали микросреду и концентрацию научной мысли, с соответствующей  инфраструктурой и соответствующим научным оборудованием. Такой же путь  был в Японии, когда они создавали программу «Технополис» и т.д. Вот ещё  одно направление, вполне конкретные действия государства, которые нужно  всячески поощрять и развивать.<br />
<br />
Я думаю, что благодаря этому можно будет вычленить перспективные  направления и даже конкретные инновации. Никакого другого пути не  существует. Конечно, есть определённые наработки в военно-промышленном  комплексе.<br />
<br />
Здесь государству нужно хотя бы создать нормальный банк данных, которого  до сих пор практически не существует. В Советское время был Всесоюзный  институт научной и технической информации, который хоть как-то  концентрировал эту информацию. На сегодняшний день такого банка данных  практически не существует. Были попытки его создания, но всё это  осталось больше на бумаге.<br />
<br />
Мы должны создать банк данных с тем, чтобы определённый доступ к нему  могли получать предприниматели, находить эти технологии и т.д. Возможно,  нужны и более активные формы, связанные с продвижением определённых  идей, созданием каких-то конференций на базе этого банка данных по  определённым направлениям и т.д. Тогда можно было бы в одной аудитории  собрать самих инноваторов, предпринимателей. Здесь государство должно  было бы сыграть важную институционально-организационную роль, то есть во  многом выступить посредником. Это тоже одно из крупных направлений.<br />
<br />
Наконец, мне кажется, что мы сейчас очень увлеклись недостающей частью  инновационного процесса, а именно внедрением этих технологий. В  Советском Союзе была сильна фундаментальная наука, но те достижения, к  которым она приходила, не находили применения на практике в силу низкой  способности той экономической системы к внедрению.<br />
<br />
Дело в том, что мы можем удариться в противоположную крайность. Мы можем  увлечься созданием чисто внедренческих процессов, полностью забросив  все наши конкурентные преимущества, которые находились именно в научных  школах. За 20 лет, которые прошли после распада СССР, здесь многое уже  утрачено навсегда, и наука оказалась в достаточно плачевном материальном  положении, но кое-что всё-таки ещё осталось, и спасти это, развить на  базе этого какие-то новые направления или восстановить старые вполне  возможно.<br />
<br />
Тот же химфак МГУ до сих пор выпускает лучших в мире химиков. Почему-то  при этом лучшие из них оказываются на работе либо в Голландии, либо в  Австрии, Швеции, Германии, США, но не здесь. Когда начинаешь с ними  говорить, для них главным оказывается не столько материальный достаток  или комфорт, который им будет обеспечен в этих странах, сколько они все  сетуют на то, что в России нет достаточно финансирования, чтобы  приобрести нужное им оборудование, что нет дорогостоящих материалов, с  которыми они проводят свои опыты, и т.д.<br />
<br />
Вот куда тоже необходимо было бы вливать деньги – в поддержку уже  доказавших своё мировое значение научных школ. И средства здесь  потребуются немаленькие. Я думаю, что можно было бы найти какое-то  взаимопонимание с крупным бизнесом, для которого эти исследования могли  бы быть профильными, с тем, чтобы эти издержки легли не только на  российский бюджет. Полагаю, что это вполне возможно, если это делать  точечно, по чётко выделенным приоритетным направлениям.<br />
<br />
Как мне кажется, это то, что напрашивается на сегодняшний день среди самых очевидных задач государства».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".