Статья
2305 27 февраля 2012 17:58

Государство поддержит одаренных

Президент Дмитрий Медведев в городе Чебоксары, столице Чувашии, провел заседание Госсовета, посвященное государственной поддержке талантливых детей и молодежи в России. 

В ходе заседания Медведев подчеркнул, что через две недели ждет готовую концепцию общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов.

Глава государства также поручил правительству до конца мая разработать комплекс мер по ее реализации, сообщает «Интерфакс».

«В принципе, концепция лежит на столе, но прежде чем ее одобрить, хотел бы с вами посоветоваться. Срок для того, чтобы свести воедино все предложения с учетом нашего сегодняшнего обсуждения, я установлю в две недели. Правительству до конца мая надо определиться с комплексом мер по реализации концепции, учесть их в бюджетном процессе, чтобы не превратить просто в бумагу, а иметь системную бюджетную поддержку», - отметил президент.

Он подчеркнул, что у всех детей, независимо от места проживания и материального положения, должна быть возможность развивать свои способности.

«Задача государства заключается в том, чтобы создать возможности, все условия для такой самореализации настолько, насколько это возможно на той или иной территории, и тем самым мы должны обеспечить приток в нашу экономику, науку и культуру высокоинтеллектуальной силы, столь необходимой для динамичного развития нашей страны, чтобы она была одним из лидеров в глобальной конкуренции», - пояснил Дмитрий Медведев.

Между тем, как он подчеркнул, у власти нет задачи обособления и поддержки «каких-то замкнутых элитарных групп».

Кроме того, президент сообщил, что в России появится национальный координационный совет по поддержке молодых талантов, в который войдут выдающиеся деятели науки, политики, бизнеса и культуры.

Медведев отметил, что сейчас ведется разработка госпрограммы развития образования на 2013-2020 годы. По его словам, в этом документе будет специальный раздел, посвященный работе с одаренными детьми. 

Президент также сообщил, что к началу следующего учебного года в России заработает единый информационно-образовательный интернет-портал для детей, их родителей и педагогов.

Между тем министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил организовать грантовую поддержку педагогов, успешно работающих с одаренными детьми.

По мнению главы Минобрнауки, следует «поддержать педагогов, которые обеспечивают высокие результаты по развитию одаренностей». Один из возможных вариантов поддержки - система специальных грантов конкретным педагогам, считает Фурсенко.

В свою очередь, Медведев поинтересовался возможными размерами таких грантов.

На что министр ответил, что предлагает выдавать гранты на один год на сумму, начиная от 50 тысяч. «Но не более 100-150 тысяч, иначе это выйдет за рамки возможного», - добавил он.

Медведев согласился, что над таким вариантом грантовой поддержки можно подумать.

Кроме того, Фурсенко предложил организовать грантовую поддержку целым школам, вузам и учреждениям дополнительного образования, которые оказывают поддержку одаренным детям.

Министр напомнил, что в России уже действует система президентских грантов для лучших школ и предложил распространить ее на учебные заведения, занимающиеся сопровождением талантливых детей. 

 Говоря о высшем образовании, Дмитрий Медведев подчеркнул, что студенты, получающие высшее образование бесплатно, должны заключать договор с государством, по которому определенное количество времени обязуются отработать на родине.

«Задача государства в том, чтобы деньги, которые тратятся на образование, тратились с умом, а люди это ценили», - сказал президент. 

В связи с этим он предложил «оформлять договорные отношения, которые будут фиксировать обязанности сторон - государства и студента». При этом глава государства подчеркнул, что молодой человек - «не крепостной, он не привязан, но должен понимать, что часть знаний должен отдать отечеству».

В прошлом году президент создал комиссию по развитию системы поддержки талантливых детей, усовершенствованию Единого госэкзамена, ее возглавил руководивший тогда президентской администрацией Сергей Нарышкин.

В июле прошлого года комиссия приняла решение создать межведомственную рабочую группу для разработки концепции общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи. Рабочую группу возглавил помощник президента Аркадий Дворкович.

К 1 марта 2012 года рабочая группа должна представить проект концепции общенациональной системы поиска и поддержки талантливой молодежи, разработать комплекс мер по ее реализации и подготовить предложения по созданию интернет-портала для педагогов, детей и их родителей. 

Комментарии экспертов

Инициатива Медведева относительно заключения договора со студентами бесплатных отделений вузов -  правильная, своевременная. Мы получили ситуацию, которую Владимир Путин обрисовал как новую социальную реальность послеобразовательной революции. В нашем обществе несколько миллионов молодых людей с дипломами о высшем образовании. У них, естественно, высокие жизненные амбиции, потребность в самореализации. Но в силу того, что полученное образование не является окончательным жизненным приоритетом, выбрано не всегда осознанно, в конечном итоге получается, что система образования работает с КПД парового двигателя. Немногие выпускники  оправдывают ожидания, работают по профессии и действительно реализуются.

У нас много случаев, когда выпускники забывают про свой диплом и работают где придется, лишь бы только побольше была зарплата. Это, конечно, чудовищно нерационально, потому что система бесплатного образования, которая у нас существует, предполагает все-таки наличие отдачи от студентов.  

Проще говоря, если мы деньги направляем на то, чтобы производить продукт, который не является востребованным, то это - абсолютно система самоуничтожающаяся. В конечном счете, мы придем к тому, что будем выпускать людей, которым это образование не нужно. Поэтому предложение Медведева очень актуально именно для той части наших выпускников школ, которые идут по итогам ЕГЭ или по итогам олимпиад в вузы. Их надо будет  сразу ставить в ситуацию, кода они должны выбрать – будут они учиться и продолжать работу по специальности или нет.

Ребята должны понимать, что они не должны посылать документы в три, в пять вузов и учиться там, где повезет. А то получается, что можно случайно поступить, случайно закончить, а потом мыкаться с этим никому не нужным дипломом.  А предложение Медведева предлагает раннюю профессионализацию.

Такой контракт может показаться неким навязыванием со стороны государства неких обязанностей и вмешательством в права личности и т.д. Но, повторяю, вопрос именно о рентабельности всей системы государственных услуг в области образования. Уже если человек получает право учиться бесплатно, то хорошо бы на выходе был результат, приносящий пользу и этому человеку, и всей стране. Поэтому я вижу здесь очень здравое рациональное зерно. И чем быстрее этот механизм заработает, тем быстрее мы сможем получить эффект. Тогда людей, которые мыкаются с дипломами и вообще не понимают, зачем они учились, станет поменьше, а профессионалов, а не людей с корочками дипломов, будет больше. 

Проблема нехватки рабочей силы существует в некоторых регионах страны. Особенно, в тех регионах, где число уезжающих превышает число родившихся и приезжающих. 

Есть такие регионы, и они не очень привлекательны для проживания по ряду причин. Например, регионы Дальнего Востока, северные территории. 

Кроме того, есть очень большая кадровая проблема в малых городах, и это уже другой уровень, - не региональный, а муниципальный. Оттуда уезжают специалисты в города более крупные в региональном масштабе, особенно, в региональные центры. Поэтому проблема в том, как стимулировать приток кадров в регионы и муниципалитеты, не очень привлекательные на сегодняшний день. 

Материальное стимулирование - это один из вариантов, и правительство его уже реализовало, - например, есть программа поддержки образования на селе, когда сельские учителя стали получать намного более привлекательную заработную плату именно при условии, что они работают в сельской местности. Эта программа существует, и определенные результаты у нее есть. Поэтому, в целом, можно сказать, что потенциал материального стимулирования имеется. 

В случае со студентами говорится о том, что они своей дальнейшей работой будут расплачиваться за образование, которое предоставило им государство. Сегодня молодые люди, которые приходят в университет, не готовы к тому, чтобы государство регламентировало их дальнейшую жизнь. Может быть, такая мера бы могла привести к дальнейшему развитию платного образования. Вопрос очень сложный. Я подозреваю, что появится и большая коррупционная составляющая, потому что нежелающие ехать куда-либо по распределению будут стараться всеми возможными способами этого избежать. 

Поэтому вопрос дискуссионный. Несколько раз эта инициатива уже поднималась и обсуждалась, но пока единого решения нет. Сам факт обсуждения этой проблемы очень значим. Потому что, действительно, ряд регионов испытывает дефицит рабочей силы. В тех же малых городах, в сельской местности. О чем говорить, если, как показала последняя перепись населения, очень много населенных пунктов в Росии перестали существовать за последние десять лет, потому что там некому жить и некому работать. 

Есть, конечно, и крупные региональные центры, и мегаполисы, и миллионники, где рынок труда очень динамичный, где конкуренция намного выше. Это другая проблема. 

И третья проблема состоит именно в том, что зачастую есть потребность в специальностях, которые на сегодняшний день не очень популярны. Это известная проблема, например, дефицита специалистов со средним техническим образованием, тех самых, которые раньше выпускали ПТУ. В общем этот уровень образования не пользуется спросом, а между тем во многих сферах такие специалисты востребованы. Поэтому здесь все взаимосвязано, и проблему решить необходимо. 

Ее можно будет решить именно путем таких обязательных отработок в том или ином регионе, но я не уверена, что это единственное решение. Может быть, в этом направлении могут быть приняты какие-то меры, но полностью это кадровую проблему не исчерпывает. 

Подобная схема, кода молодой специалист должен будет выполнить свои обязательства по окончании вуза, существует в некоторых странах. В частности, в некоторых постсоветских республиках. У нас такое решение напрашивается, и оно выглядит естественным. Разговоры об этом ходят давно. Вроде бы здесь действительно все логично, потому что советская социалистическая система кончилось. Соответственно, государство и налогоплательщики совершенно не заинтересованы давать людям бесплатно образование за свой собственный счет, для того, чтобы они потом немедленно уезжали на Запад или уходили работать совершенно не по той специальности, по которой они получали диплом. Но, с другой стороны, мне кажется, что в современном мире, который становится все более глобальным, это решение, к сожалению, не годится.

И тот факт, что его в России внедрить до сих пор не удалось, как раз свидетельствует о том, что в реальности возникают непреодолимые или почти непреодолимые препятствия для того, чтобы это сделать. На самом деле, все очень быстро сейчас устаревает. Человек, который получил образование 10 лет назад, скажем, в области программирования, чтобы оставаться на плаву и быть востребованным специалистом,  должен постоянно учиться каким-то новым вещам, повышать квалификацию. 

И, соответственно, если он на год или на два прекращает свое обучение, то он становится не столь уже востребованным, и это идет ему в минус, с точки зрения его личной карьеры. Это касается сегодня не только программистов,  а очень многих людей, которые работают с информацией, работают в сфере, связанной с интернетом. То же самое, кстати, касается и преподавателей. Поэтому, если человека куда-то отправляют, в какую-то госструктуру на несколько лет после института, и заставляют его там по-настоящему работать, а не просто числиться (если он просто числится, то все это вообще не имеет смысла), то он выпадает из профессиональной среды.  Он не может конкурировать,  развиваться, и его заставляют сидеть и заниматься каким-то скучным делом, которым ему назначило государство. 

То есть, человека заставляют делать какую-то работу, совершенно никак его не мотивируя. Он должен ее делать в течение нескольких лет, но он отрезан от передовой линии в своей профессиональной области. 

Если бы государственные структуры могли бы похвастаться мобильностью и привлекательностью, наверное все бы было бы иначе. Но я боюсь, что это более сложный вопрос, чем вопрос о том, как решить вопрос с нашими выпускниками. 

Кроме того, нет формы контроля за деятельностью таких выпускников. Легко себе представить, что выпускник формально устраивается за небольшое вознаграждение на какую-то работу, там практически не появляется и работает там, где ему хочется, и зарабатывает там деньги. Таким образом, государство несет еще увеличенное число потерь, потому что растет коррупция, и в государственных учреждениях появляются мертвые души. Практически, проконтролировать кадровый состав в государственных учреждениях (кто присутствует на рабочем месте, а кто отсутствует) возможным не представляется. Потребовалось бы тогда создавать еще один государственный орган для контроля, что тоже к экономии государственных средств не привело бы. К сожалению,  мы должны понимать, что проблема гораздо более серьезная, и она касается вообще конкурентоспособности России. 

Понятно, что нужно увеличивать привлекательность тех рабочих мест, которые нужны государству, чтобы там работали высококлассные специалисты, и тогда сами люди начнут идти на эти рабочие места. Другой вопрос, что это сделать действительно очень трудно. Пока этого не будет, люди все равно буду находить причину для того, чтобы отказываться от участия в государственных проектах, и уходить либо в бизнес, либо уезжать за границу. 

Дайте людям достойные условия труда, достойную заработную плату и тогда  их не нужно будет связывать каким-то контрактами.  Если мы сумеем это сделать, тогда изменится отношение и к образованию и  структурам, которые относятся к   государственным или считаются партнерскими между бизнесом и государством.  

Тема распределения, это, скорее, ранняя профориентация, когда студент сам выбирает, куда ему идти дальше работать и заранее заключает договор с работодателями. Это неплохая инициатива, она обсуждалась и ранее, на Ярославском форуме, - там предлагалось такая мера, когда финансирование образования конкретного студента ведет его будущий  работодатель. То есть, понятно, что работодателю это вложение в будущего специалиста чрезвычайно выгодно. Выгодно это может быть и студентам. 

На самом деле, определенное здравое зерно в этой инициативе есть, потому что государство вкладывает достаточно большие ресурсы в бесплатное высшее образование, в воспитание профессионалов. И, естественно, государство должно получать определенные результаты вложения тех средств, которые пошли на данного,конкретного сотрудника. 

Другой вопрос, - что система распределения может быть достаточно кабальной для студентов, и очень важно все-таки посмотреть, как инициатива будет реализована уже в конкретных законах и в конкретных постановлениях правительства. Тогда можно будет в полной мере оценить последствия. 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".