Статья
9707 23 декабря 2009 0:01

Госуслуги попали в Сеть

Состоялось овместное заседание Госсовета РФ и Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества на тему «О внедрении информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг». Заседание провел президент России Дмитрий Медведев.

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил на совещании  о необходимости совместной работы федеральной и региональных властей по развитию информационного общества и, в частности, по созданию  «электронного правительства». Дмитрий Медведев признал факт отставания России в сфере оказания населению электронных услуг. «И нам нужно быстро восполнить это отставание», - подчеркнул глава государства.

В свою очередь,  вице-премьер РФ Сергей Собянин заявил, что переход на оказание услуг в электронном виде потребует реформирования правительственных структур. «Легких решений здесь не бывает. Для того, чтобы предоставить электронные услуги, например, в области здравоохранения, нужно реформировать здравоохранение. Для того, чтобы обеспечить в электронной форме услуги в области ЖКХ, надо реформировать ЖКХ», - сказал Сергей Собянин. «Поэтому просто так - упростить госуслуги и предоставить их в электронной удобной форме – невозможно», - подчеркнул вице-премьер.

При этом, по информации министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, заявки на оказание государственных услуг в РФ можно будет подавать в электронном виде уже с лета 2010 года. Министр сообщил, что к 2015 г. все госуслуги будут оказываться в электронном виде.
Он отметил, что в настоящее время на едином портале госуслуг по большинству услуг представлены бланки и образцы заполнения в электронном виде.

Как сообщалось ренее, 15 декабря Минкомсвязи и ОАО «Ростелеком» запустили в эксплуатацию интернет-портал www.gosuslugi.ru, созданный для доступа населения к информации об услугах, предоставляемых государственными структурами.

Сайт содержит информацию о 110 услугах федерального уровня и более 200 - регионального и муниципального. В ближайшее время портал вместит информацию еще о порядка 500 услугах федеральных органов. Запуск портала стал первым этапом реализации программы «Электронное правительство». Общий объем финансирования создания портала составляет около 100 млн рублей.  

Комментарии экспертов

Думаю, что предоставление госуслуг в Интернете может поспособствовать борьбе с коррупцией, т.к. есть много функций, которые на самом деле легко заменяются компьютерными технологиями. Заодно высвобождаются  рабочие руки для какой-то более продуктивной деятельности. Сфера проявления коррупции будет, несомненно, сужена, если система заработает. Произойдет это или нет – покажет время.

С другой стороны, не стоит думать, что развитие Интернета решит все проблемы. Я не разделяю маниакального  стремления подключить к Сети все дома и школы. Интернет имеет и негативные стороны.  Через него проникает много деструктивной информации, спама, рекламы. Если доводить этот потк до каждого ребенка, до каждого пенсионера,  будет ли это способствовать процветанию страны? - Я лично не уверен. Но идея электронного правительства правильная. 
 

Идея получения необходимых справок через Интернет вполне реалистична, что подтверждается мировой практикой. На сегодняшний день на примере европейских стран и США накоплен обширный опыт в области предоставления госуслуг населению в электронной форме. Есть реальные положительные примеры и «работающие» технологии.

Благодаря повышенному вниманию, которое в последние годы уделяется государством данной проблеме, наша страна делает постепенные шаги в направлении «электронного правительства». Сегодня уже можно говорить о технической готовности необходимой инфраструктуры, как минимум, на федеральном уровне. Созданы Общероссийский государственный информационный центр, Федеральный удостоверяющий центр, завершаются работы по созданию Системы межведомственного электронного документооборота.

Тем не менее, остается еще целый ряд правовых, методических и организационных вопросов, требующих разрешения. К таковым относятся, например, вопросы идентификации граждан при взаимодействии с государством, защиты их персональных данных, унификации и стандартизации форматов и протоколов обмена данными, соблюдения требований открытости деятельности госорганов и обеспечения защиты конфиденциальной информации и т.п.

Для полноценного оказания электронных услуг населению необходимо привести в порядок и интегрировать разрозненные информационные ресурсы различных органов, разработать регламенты автоматизированных процедур обработки документов, создать удобную систему доступа граждан к требуемой информации. И, наконец, самое трудное – обеспечить заинтересованность самих государственных органов в информационной открытости и качественном взаимодействии с населениями.

От решения и других важных вопросов будет зависеть скорость реального распространения электронных госуслуг в нашей стране.

Для организации электронного взаимодействия вполне достаточно использовать имеющиеся средства и технологии. Например, основу системы межведомственного электронного документооборота в России, как в ряде других стран, составляет защищенная электронная почта. Для придания юридической силы электронным документам используется стандартная технология электронной цифровой подписи, которая давно и успешно применяется на межкорпоративном уровне. Также давно и успешно существуют различного рода порталы, выполняющие роль электронных приемных, торговых площадок и центров обслуживания населения.

Таким образом, необходимые технологии существуют. Основная задача заключается в их эффективном использовании на основе единых стандартов и правил.

В европейских государствах, США, Канаде и других  странах существуют свои национальные проекты по созданию электронных правительств. Зарубежный опыт, безусловно, важен и ценен при поиске наиболее эффективных подходов к решению тех или иных проблем. Изучение международных стандартов и лучших практик позволяет избежать «типовых» ошибок. Однако, к сожалению, на государственном уровне данному вопросу уделяется явно недостаточное внимание.

Что касается того, приживется ли такая практика среди российских граждан, то здесь все зависит от конкретной формы реализации самого механизма взаимодействия с государством. Если он будет достаточно удобен, прозрачен и понятен гражданам, проблем с внедрением новых технологий быть не должно.

 
 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".