Статья
676 6 Сентября 2014 10:44

Готова ли Украина к миру?

Согласие украинской стороны на прекращение огня и подписание Леонидом Кучмой соответствующего соглашения в Минске – первая за долгое время демонстрация готовности Киева к изменению выбранного курса. Катастрофическое для администрации Петра Порошенко развитие событий на Донбассе не только заставило его подчиненных отказаться от «тактики выжженой земли», но и вынудило де-факто признать – им противостоят не «террористы» вперемешку с «регулярной российской армией», а конструктивные (хоть и вооруженные) политические силы, с которыми можно и нужно договариваться.

Впрочем, пока что вряд ли стоит питать  иллюзии по поводу корректировки киевского курса. Еще свежи воспоминания и о февральских событиях, когда лидеры оппозиции отказались от выполнения условий соглашения с Виктором Януковичем сразу после его подписания; и об июльском решении Порошенко не продлевать организованное с огромным трудом перемирие. В результате жертвами неоправданных амбиций вождей Майдана уже стали десятки тысяч мирных жителей и украинских солдат, а сложившаяся в последние месяцы «партия войны» игнорировала непреложные факты и отвергала любые попытки найти разумный компромисс с оппонентами.

Именно поэтому, сегодня нельзя исключать нового всплеска напряженности уже в Киеве – с митингами батальонов Нацгвардии, резкими заявлениями Верховной Рады и импозантными выходками отдельных политиков, готовых пожертвовать миром в регионе ради повышения своего рейтинга. Особенно осложняет ситуацию подготовка к парламентским выборам, которые Порошенко и его сторонники явно надеялись провести на более выгодном для себя внутриполитическом фоне.

Очевидно, что основных препятствий на пути к реализации договоренностей стоит ждать именно от украинского руководства. В то время, как ополченцы уже сделали жест доброй воли и подписали тактически невыгодный для себя документ в разгар наступления на Мариуполь, украинские силовики могут воспользоваться паузой для перегруппировки сил и подготовки к контрнаступлению, как они уже поступали в ходе июньского перемирия. Преждевременно делать выводы и относительно перспектив имплементации целого ряда пунктов «минского протокола». По-прежнему неясно, готовы ли подчиниться своему президенту лидеры батальонов Нацгвардии, постепенно набирающие собственный политический вес. Будут ли они способствовать освобождению захваченных в плен ополченцев и отведут ли свои подразделения от позиций ДНР и ЛНР – вопрос пока что открытый.

Нельзя исключать и стремления отдельных украинских полевых командиров не без поддержки из столицы негласно саботировать договоренности, спровоцировав противника на возобновление огня. В конце концов, история конфликтов на постсоветском пространстве показывает, что сами центральные власти нередко прибегают к подобной тактике – формально договорившись о перемирии, они дают якобы неподконтрольным  формированиям сигнал к наступлению. Именно по такому сценарию, например, в 1992 году правительство Эдуарда Шеварнадзе неудачно пыталось вернуть контроль над Южной Осетией.

Сохранению определенного скепсиса способствует и тот факт, что в нынешних условиях у Киева есть важное преимущество – симпатии ведущих мировых СМИ, готовых и дальше закрывать глаза на явное нежелание администрации Порошенко добиваться полноценного мира в регионе. В этой ситуации, любая угроза претворению в жизнь мирного плана, будь то сознательная диверсия или трагическая случайность, будет однозначно использована как западными дипломатами, так и медиа-сообществом для новых заявлений о «российской агрессии» и призывов к ужесточению санкций против Москвы. Налицо стремление некоторых кругов в Вашингтоне и Брюсселе использовать опыт балканских войн 1991-1995 гг., когда сербские формирования, а затем и лично Слободан Милошевич, были объявлены военными преступниками, а организованные бошняками и хорватами этнические чистки сербов банально игнорировались. В результате, американское и европейское общественное мнение было подготовлено к следующим антиюгославским шагам стран НАТО – вмешательству в косовский конфликт и поддержке «бархатной революции» 2000-го года.

Нельзя исключать стремления «ястребов» в США и ЕС прибегнуть к схожей стратегии, в рамках которой конфликт на Донбассе станет лишь отправной точкой для усиления изоляции России в будущем. Для того, чтобы не дать им повода хотя бы частично реализовать эти гипотетические планы, российской дипломатии и представителям ополчения придется в ближайшие месяцы проявить максимально возможные гибкость и выдержку.

Безусловно, ключевой и наиболее сложный для воплощения в жизнь пункт мирного плана – принятие законодательных гарантий особого статуса Донбасса. Наивно рассчитывать на внезапный отказ донецких и луганских лидеров от прежних заявлений о стремлении к отделению; тысячи жителей Донбасса, лишившиеся родных и близких людей и утратившие крышу над головой, не простили бы руководству народных республик быстрого и безоговорочного согласия на пересмотр своих требований. Однако важно понять, насколько сильным остается желание украинских властей пойти навстречу своему народу и принять во внимание его чаяния. В новейшей истории немало примеров, от упоминавшихся Боснии и Косово до некоторых стран Ближнего Востока и Африки, когда даже самые непримиримые противники находили компромисс и либо сохраняли единство страны, либо вели дело к мягкому, безболезненному разводу. Конечно, с учетом опыта Республики Крым, чье стремление к самоопределению в 1995 году было жестко пресечено Киевом (что интересно, по инициативе подписанта минского соглашения Леонида Кучмы), ополченцам будет трудно поверить в безоговорочную готовность Петра Порошенко начать диалог с мятежными областями. Но и для самого украинского президента опыт двадцатилетней давности будет полезным напоминанием о том, что близорукое нежелание учитывать интересы и требования сограждан спустя годы может обернуться для его страны еще большими потерями, в том числе, и территориальными.

Протекание режима прекращения огня и следующие раунды переговоров Киева с народными республиками могут как подарить региону шанс на мир, так и наглядно продемонстрировать неспособность сторон найти точки соприкосновения. Но и при самом благоприятном стечении обстоятельств, поставить точку и даже запятую в истории кризиса на Донбассе можно будет еще нескоро. По-прежнему подвешен вопрос о перспективах восстановления региона; не утолены и политические амбиции отдельных олигархических групп, на плечи которых может лечь этот непростой процесс. Команде Порошенко (как и ему самому) предстоит пройти через непростую внутреннюю эволюцию, и, возможно, даже некоторую кадровую чистку, дабы хотя бы частично вернуть доверие жителей Донетчины и Луганщины, и перейти от военных действий к диалогу о будущем этих областей – в составе украинского государства или вне его.

Но, главное, свой выбор в пользу мира и стабильности должен сделать электорат Украины. Результаты голосования на выборах в Раду покажут, насколько едино общество страны в своем желании сохранить ее целостность и оставить в прошлом популизм революционных времен. Фигурально выражаясь, украинским избирателям предстоит окончательно понять: по вымощенной телами своих соотечественников дороге невозможно прийти к светлому европейскому будущему. Единственный финал такого пути – крах государственности и новые потрясения для всего населения страны. Остается лишь надеяться, что им удастся осознать эту закономерность до 26 октября.

Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев».

21 Января 2019 Главное
Кто угодно, кроме Порошенко
 Кто угодно, кроме Порошенко К 9 февраля станет известен окончательный состав участников президентской кампании на Украине. На днях один из ведущих украинских интеллектуалов Владимир Горбулин в своей статьей на «Зеркале неделе» высказал позицию, под которой подписались бы многие как украинские, так и западные аналитики. По его мнению, «ряд кандидатов в президенты и политических партий не просто ориентированы на Россию, а полностью растворены...
21 Января 2019 Анонс
Ставки растут: переговоры с Украиной по газу
 Ставки растут: переговоры с Украиной по газу 21 января в Брюсселе пройдут трехсторонние переговоры по газу на министерском уровне в формате Россия-Украина-Еврокомиссия. Главной темой для обсуждения станет вопрос транзита газа через Украину, а также строительство новых газовых проектов, из-за которых Украина может потерять значительную часть доходов бюджета.
19 Января 2019 Новости
Сжигать мосты: власти Украины настроены на полный разрыв дипотношений с Россией
 Сжигать мосты: власти Украины настроены на полный разрыв дипотношений с Россией 18 января министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил о разрыве 49 соглашений с Россией. По его словам, действие ещё почти 50 документов может быть прекращено. Эта новость активно обсуждается в украинских СМИ, которые сообщают о скором разрыве дипломатических отношений с Россией.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".