Статья
1959 6 сентября 2014 10:44

Готова ли Украина к миру?

Согласие украинской стороны на прекращение огня и подписание Леонидом Кучмой соответствующего соглашения в Минске – первая за долгое время демонстрация готовности Киева к изменению выбранного курса. Катастрофическое для администрации Петра Порошенко развитие событий на Донбассе не только заставило его подчиненных отказаться от «тактики выжженой земли», но и вынудило де-факто признать – им противостоят не «террористы» вперемешку с «регулярной российской армией», а конструктивные (хоть и вооруженные) политические силы, с которыми можно и нужно договариваться.

Впрочем, пока что вряд ли стоит питать  иллюзии по поводу корректировки киевского курса. Еще свежи воспоминания и о февральских событиях, когда лидеры оппозиции отказались от выполнения условий соглашения с Виктором Януковичем сразу после его подписания; и об июльском решении Порошенко не продлевать организованное с огромным трудом перемирие. В результате жертвами неоправданных амбиций вождей Майдана уже стали десятки тысяч мирных жителей и украинских солдат, а сложившаяся в последние месяцы «партия войны» игнорировала непреложные факты и отвергала любые попытки найти разумный компромисс с оппонентами.

Именно поэтому, сегодня нельзя исключать нового всплеска напряженности уже в Киеве – с митингами батальонов Нацгвардии, резкими заявлениями Верховной Рады и импозантными выходками отдельных политиков, готовых пожертвовать миром в регионе ради повышения своего рейтинга. Особенно осложняет ситуацию подготовка к парламентским выборам, которые Порошенко и его сторонники явно надеялись провести на более выгодном для себя внутриполитическом фоне.

Очевидно, что основных препятствий на пути к реализации договоренностей стоит ждать именно от украинского руководства. В то время, как ополченцы уже сделали жест доброй воли и подписали тактически невыгодный для себя документ в разгар наступления на Мариуполь, украинские силовики могут воспользоваться паузой для перегруппировки сил и подготовки к контрнаступлению, как они уже поступали в ходе июньского перемирия. Преждевременно делать выводы и относительно перспектив имплементации целого ряда пунктов «минского протокола». По-прежнему неясно, готовы ли подчиниться своему президенту лидеры батальонов Нацгвардии, постепенно набирающие собственный политический вес. Будут ли они способствовать освобождению захваченных в плен ополченцев и отведут ли свои подразделения от позиций ДНР и ЛНР – вопрос пока что открытый.

Нельзя исключать и стремления отдельных украинских полевых командиров не без поддержки из столицы негласно саботировать договоренности, спровоцировав противника на возобновление огня. В конце концов, история конфликтов на постсоветском пространстве показывает, что сами центральные власти нередко прибегают к подобной тактике – формально договорившись о перемирии, они дают якобы неподконтрольным  формированиям сигнал к наступлению. Именно по такому сценарию, например, в 1992 году правительство Эдуарда Шеварнадзе неудачно пыталось вернуть контроль над Южной Осетией.

Сохранению определенного скепсиса способствует и тот факт, что в нынешних условиях у Киева есть важное преимущество – симпатии ведущих мировых СМИ, готовых и дальше закрывать глаза на явное нежелание администрации Порошенко добиваться полноценного мира в регионе. В этой ситуации, любая угроза претворению в жизнь мирного плана, будь то сознательная диверсия или трагическая случайность, будет однозначно использована как западными дипломатами, так и медиа-сообществом для новых заявлений о «российской агрессии» и призывов к ужесточению санкций против Москвы. Налицо стремление некоторых кругов в Вашингтоне и Брюсселе использовать опыт балканских войн 1991-1995 гг., когда сербские формирования, а затем и лично Слободан Милошевич, были объявлены военными преступниками, а организованные бошняками и хорватами этнические чистки сербов банально игнорировались. В результате, американское и европейское общественное мнение было подготовлено к следующим антиюгославским шагам стран НАТО – вмешательству в косовский конфликт и поддержке «бархатной революции» 2000-го года.

Нельзя исключать стремления «ястребов» в США и ЕС прибегнуть к схожей стратегии, в рамках которой конфликт на Донбассе станет лишь отправной точкой для усиления изоляции России в будущем. Для того, чтобы не дать им повода хотя бы частично реализовать эти гипотетические планы, российской дипломатии и представителям ополчения придется в ближайшие месяцы проявить максимально возможные гибкость и выдержку.

Безусловно, ключевой и наиболее сложный для воплощения в жизнь пункт мирного плана – принятие законодательных гарантий особого статуса Донбасса. Наивно рассчитывать на внезапный отказ донецких и луганских лидеров от прежних заявлений о стремлении к отделению; тысячи жителей Донбасса, лишившиеся родных и близких людей и утратившие крышу над головой, не простили бы руководству народных республик быстрого и безоговорочного согласия на пересмотр своих требований. Однако важно понять, насколько сильным остается желание украинских властей пойти навстречу своему народу и принять во внимание его чаяния. В новейшей истории немало примеров, от упоминавшихся Боснии и Косово до некоторых стран Ближнего Востока и Африки, когда даже самые непримиримые противники находили компромисс и либо сохраняли единство страны, либо вели дело к мягкому, безболезненному разводу. Конечно, с учетом опыта Республики Крым, чье стремление к самоопределению в 1995 году было жестко пресечено Киевом (что интересно, по инициативе подписанта минского соглашения Леонида Кучмы), ополченцам будет трудно поверить в безоговорочную готовность Петра Порошенко начать диалог с мятежными областями. Но и для самого украинского президента опыт двадцатилетней давности будет полезным напоминанием о том, что близорукое нежелание учитывать интересы и требования сограждан спустя годы может обернуться для его страны еще большими потерями, в том числе, и территориальными.

Протекание режима прекращения огня и следующие раунды переговоров Киева с народными республиками могут как подарить региону шанс на мир, так и наглядно продемонстрировать неспособность сторон найти точки соприкосновения. Но и при самом благоприятном стечении обстоятельств, поставить точку и даже запятую в истории кризиса на Донбассе можно будет еще нескоро. По-прежнему подвешен вопрос о перспективах восстановления региона; не утолены и политические амбиции отдельных олигархических групп, на плечи которых может лечь этот непростой процесс. Команде Порошенко (как и ему самому) предстоит пройти через непростую внутреннюю эволюцию, и, возможно, даже некоторую кадровую чистку, дабы хотя бы частично вернуть доверие жителей Донетчины и Луганщины, и перейти от военных действий к диалогу о будущем этих областей – в составе украинского государства или вне его.

Но, главное, свой выбор в пользу мира и стабильности должен сделать электорат Украины. Результаты голосования на выборах в Раду покажут, насколько едино общество страны в своем желании сохранить ее целостность и оставить в прошлом популизм революционных времен. Фигурально выражаясь, украинским избирателям предстоит окончательно понять: по вымощенной телами своих соотечественников дороге невозможно прийти к светлому европейскому будущему. Единственный финал такого пути – крах государственности и новые потрясения для всего населения страны. Остается лишь надеяться, что им удастся осознать эту закономерность до 26 октября.

Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".