Статья
3453 1 ноября 2018 18:32

Границы в эпоху открытости

Охранительная политика государства в культурной сфере стремится оградить граждан от воздействия «неугодных» произведений. Однако в эпоху глобальной сети и доступности информации, границы возводятся не между странами, а внутри самого общества, часть которого обходит запреты, а другая предпочитает оставаться в созданных рамках. Такая политика культивирует внутри общества конфликты, которые все чаще выливаются в публичную сферу.

Американский боевик «Хантер Киллер» не получил прокатного удостоверения министерства культуры России. Премьера фильма была запланирована на 1 ноября, однако теперь кинотеатры в спешном порядке убирают картину из расписания.

Минкульт винит во всем организаторов: «Жесткий диск с фильмом в Госфильмофонд России передали 24 сентября, однако копия была ненадлежащего качества. Второй жесткий диск поступил в ГФФ только 30 октября, то есть фактически перед выходом ленты в прокат».

Однако дистрибьютор отмечает, что все материалы и документы по фильму были представлены вовремя. «Никаких противопоказаний к выходу фильма или отказа к выдаче прокатного удостоверения на дате 1 ноября или даже намека на это мы не получали», — говорится в письме.

Скорее всего, как и в случае с фильмом «Смерть Сталина», показ которого также запретили в этом году, власти не устроил сюжет фильма. По нему американские военные спасают российского президента, который из-за заговора оказался в заложниках, и предотвращают третью мировую войну.

Свободная сеть

Согласно данным ФОМ, в феврале 2018 года интернетом в России каждый день пользуются 63,8% населения (74,7 миллионов человек). Очевидно, что сейчас этот показатель еще выше. При этом в России интернет является высокоскоростным и самым дешевым по сравнению с другими развитыми странами, то есть проблем скачать пиратский фильм у россиян нет.

И несмотря на различные инициативы, ограничивающие доступ к пиратскому контенту, он все равно есть в сети. На одном только пиратском Rutracker.org фильм «Смерть Сталина» скачали более 80 тысяч раз. Сколько раз его посмотрели онлайн на различных сайтах — трудно сказать, но абсолютно точно, что запрещенный фильм увидело несколько сотен тысяч человек.

Не удастся полноценно ограничить доступ и к боевику «Хантер Киллер». Более того, эффект «запретного плода» для многих становится мотивирующим, поэтому фильм посмотрят даже те, кто этого не планировал делать.

Запретительные меры в информационном пространстве были эффективны в условиях отсутствия неподконтрольных и независимых каналов связи. Во времена СССР можно было возвести железный занавес, который не пропускал противоречащие идеологии произведения, и все равно существовал самиздат, а заинтересованные граждане слушали «Голос Америки».

Сейчас же благодаря интернету национальные границы размыты, нет такого национального Рунета, который может существовать обособленно, российский сегмент является частью глобальной сети, а значит вводя какие-либо запреты внутри одной страны, российские власти проводят культурные границы не по линиям национальных рубежей, а внутри собственного народа, разделяя людей на два лагеря: тех, кто все же получает доступ к информации, и тих, кто предпочитает оставаться в добровольном неведении.

Конфликтов все больше

Критики могут возразить, что ни «Смерть Сталина», ни «Хантер Киллер» не представляют никакой культурной ценности, и, возможно, даже будут правы, ведь фильмы являются довольно посредственными.

Однако из таких мелочей складывается культурный контекст и информационная повестка, в которой существуют люди. Вот и получается, что одни граждане рефлексируют над ролью Сталина в истории, участвуя в дискуссии о запрете фильма, а затем и после просмотра картины, а другие даже не знают о том, что в кинотеатрах запретили какое-то там кино. Для одних Сталин становится кровавым тираном, а для других героем, который «навел порядок». По этой лини и проходит раскол в обществе, который затем выливается в конфликты.

С фильмом «Хантер Киллер» дискуссия, очевидно, будет разворачиваться вокруг российских властей, их роли в мировом сообществе, и все это еще больше усугубит существующий раскол между либералами и охранителями.

Вероятнее всего, список будет пополняться. Сейчас некоторым картинам даже не нужен запрет на показ, они просто перебиваются квотами на демонстрацию отечественных фильмов. Линий, по которым проходят расколы, будет все больше, а сами противоречия только глубже.

Это подтверждают и последние резонансные события, по которым в публичном поле появляется две полярные точки зрения, притягивающие сторонников разных лагерей. Свой-чужой, друг-враг, патриот-предатель. Все это в довольно нетерпимом российском обществе может и будет порождать серьезные конфликты.

Можно и дальше запрещать, ограничивать, закрывать глаза и уши, но диалога в таком случае не получится, а поляризация в обществе продолжит усиливаться.

Михаил Карягин, политолог

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".