Статья
20 Мая 2015 14:04

Гражданство по льготам

Правозащитники предлагают распространить упрощенный порядок получения российского гражданства не только на беженцев из Украины, но и мигрантов из других стран, которые в основном и обеспечивают Россию трудовыми ресурсами.

Политолог Максим Жаров отмечает, что миграционные потоки и так контролируются достаточно тяжело. «Проблема борьбы с нелегальной миграцией в последние годы стояла остро и была поставлена задача перевести ее поток в легальное русло, но упрощённая процедура выдачи гражданства может привести к тому, что гражданство смогут получить люди, которые не просто России не нужны, а представляют опасность для нашей страны», – сказал он «Актуальным комментариям».

По словам эксперта, это может привести к росту этнической преступности. «Может произойти проникновение различных террористических ячеек. Очень осторожно нужно относиться к упрощенному порядку получения гражданства. И если для Украины делают исключение, то это не означает, что такое исключение должно быть сделано для всех остальных стран», – подчеркивает он.

Президентский Совет по правам человека (СПЧ) обсуждает сейчас предложения Федеральной миграционной службы (ФМС) об упрощении для украинских беженцев всех миграционных процедур – от получения временного убежища до приобретения гражданства РФ, пишет «Независимая газета». 

СПЧ предлагает распространить облегченные правила на приезжих из тех стран СНГ, которые в основном и обеспечивают Россию трудовыми ресурсами.

Глава ФМС Константин Ромодановский ранее сообщал, что в России пребывает 2,5 миллиона граждан Украины. «Причем 550 тысяч человек — это граждане Украины, которые, видимо, скрываются на территории России от участия в боевых действиях на территории Украины. 970 тысяч — это граждане, прибывшие к нам в экстренном массовом порядке с территорий юго-востока», – сказал он на встрече с Владимиром Путиным.

Профессор политологии Университета штата Теннеси Андрей Коробков в апрельском номере журнала «Россия в глобальной политике» отмечал, что многие мигранты имеют и квалификационный потенциал, и желание интегрироваться в российское общество. «Ситуация, однако, осложняется тем, что значительную долю трудовых мигрантов составляют нелегальные (а точнее, нерегулярные) мигранты. Оценки их численности существенно различаются – от 2,1 до 3–5 млн человек. Экспертная консенсус-оценка – 2,4 млн, а общая численность трудовых мигрантов с учетом работающих легально варьируется от 3,8 до 6,7 млн человек», - писал он.

По мнению профессора, специфика российской ситуации связана прежде всего с относительной новизной проблемы масштабной иммиграции и институциональной и психологической неготовностью государства и общества к притоку большого количества инокультурных мигрантов.

 «Опыт ведущих стран иммиграции показывает значение мигрантов для экономического, демографического и социального развития. Несмотря на многочисленные проблемы, этот опыт говорит и о способности государства и общества принять и интегрировать значительные массы мигрантов, не подвергая опасности основы демократической власти. Опасность представляет, правда, политика сегрегации, формирования этнических анклавов мигрантов, не имеющих возможности интегрироваться в принимающие общества», – писал он.

Между тем, по словам Коробкова, текущая ситуация в России осложняется не только наличием миллионов политически бесправных и этнически, религиозно и культурно отличных от большинства принимающего населения мигрантов, но и слабостью и низкой эффективностью структур, призванных решать эти проблемы.

«Эти обстоятельства не только сокращают спектр предоставляемых мигрантам услуг, но и создают дополнительную нагрузку на бюджет и государственные структуры. При этом и государство, и население весьма скептически относятся к проблемам мигрантов в целом и беженцев в частности. Наряду со слабостью гражданского общества и широко распространенными ксенофобскими настроениями это препятствует должному пониманию важности и серьезности миграционной проблематики, затмевает как стратегическую, так и человеческую составляющие вопроса. Между тем эффективная миграционная политика могла бы служить как механизмом решения многих социально-экономических и демографических проблем, так и средством социально-экономической стабилизации и развития приграничных стран и важнейшим механизмом «мягкой силы» России», – заключает он.

Подготовил Андрей Тихонов
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".