Статья
1391 22 июля 2011 2:17

Греции помогут всей Европой

Главы государств и правительств 17 стран еврозоны на встрече в Брюсселе достигли единой позиции относительно финансовой помощи Греции.

«Наше заседание было целенаправленным. Мы хотели восстановить финансовую стабильность зоны евро», - заявил по окончании заседания председатель Евросоюза Херман ван Ромпей. «Проблемы, которые переживает зона евро, могли решаться только на самом высшем уровне. Мы должны были действовать быстро», - отметил глава Евросовета. Нельзя было допустить, чтобы «трудная ситуация стала опасной», ведь национальные поначалу, кризисы стали превращаться в системный кризис зоны евро.

Херман ван Ромпей назвал «три важных решения», принятых саммитом, которые получили единодушное одобрение: облегчение долговых условий для Греции; согласование мер, предупреждающих риск распространения кризиса на другие страны; обязательства улучшить управление кризисными ситуациями в зоне евро.

По его словам, этот саммит был созван, потому что «ситуация была откровенно серьезной». Принять участие в совещании были приглашены руководители Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ).

Ситуация могла привести к серьезной потере доверия к единой европейской валюте и даже поставить под вопрос экономическое восстановление в Европе и мире, полагает председатель Европейского Совета.

Поэтому на саммите работа была сосредоточена на главном направлении - опасениях инвесторов, что держателям греческих облигаций и облигаций других стран будут принудительно навязаны потери. Еще один важный вызов - неуверенность рынка в том, что касается способности зоны евро разрешить кризис, подчеркнул Ван Ромпей.

«Для начала, мы предлагаем решение греческой проблемы. Мы заключили соглашение по новой программе, чтобы покрыть разрыв в финансировании долга путем средств как Европейского союза, так и МВФ. Два других очень важных этапа этого соглашения заключаются в том, чтобы сократить процентную ставку по будущим займам и продлить их срок от 15 до 30 лет», - сообщил председатель Европейского Совета.

Он отметил, что частные банки согласились на добровольной основе поддержать Грецию, выбирая формы помощи. Херман Ван Ромпей подчеркнул важность «изменения подхода к частному сектору». При этом он отметил, что такое использование частного финансирования применяется только для Греции.

Хеман ван Ромпей заявил, что ситуация в Греции отличается от других стран. Поэтому, по его словам, «нужна была особая реакция», включающая, в том числе, частный сектор. Более того, Фонд финансовой стабильности использует «гибкие меры спасения», сказал Ван Ромпей.

По его мнению, удалось создать солидную защиту от кризиса и договориться об улучшении управления зоны евро. Он также сообщил, что решено сократить зависимость от рейтинговых агентств и улучшить управление кризисными ситуациями в Европейском союзе.

«Всеми этими решениями мы показали, что не дрогнем, обороняя наш валютный союз и нашу общую валюту», - подчеркнул Херман Ван Ромпей.

Поддерживая новую программу помощи Греции, Европейский союз и Международный валютный фонд предоставят этой стране 109 млрд евро, говорится в принятом совместном заявлении глав государств и правительств еврозоны и учреждений ЕС.

От частных финансистов в течение ближайших трех лет ожидается получить еще 37 млрд евро. 12,6 млрд евро поступят от скупки греческих облигаций на вторичном рынке.

Для окончательного решения вопрос еще должен пройти парламентское согласование.

Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу доволен итогами саммита. Он напомнил, что еще накануне заявлял о том, что ждет от саммита, как минимум, прояснения ситуации с экономическим положением Греции и стабильностью зоны евро.
«В дополнение же к этому есть еще и пакет помощи, который не вызывает сомнений», - отметил глава Еврокомиссии. Он перечислил достижения саммита: облегчение налогового бремени Греции, снижение процентных ставок по займам, продление расчетных сроков по долгу.

Баррозу особо подчеркнул привлечение к операции спасения Греции частного сектора на добровольной основе. «Это решение будет на пользу рынку, а не против него. И мы хорошо знаем, что вовлеченность частного сектора для Греции, и только для Греции, представляет собой исключительную, уникальную ситуацию и не будет использоваться для других стран», - сказал председатель Европейской комиссии.

Он отметил договоренность о более гибком применении механизмов стабильности евро. «Мы реформировали Европейский фонд финансовой стабильности, чтобы сделать его более эффективным, более гибким», - сообщил Баррозу. Он также заявил, что участники саммита пошли еще дальше: до использования вторичного рынка.

Баррозу подчеркнул важность оздоровления банковской системы, улучшения ситуации с резервами наличности. Вслед за выступившим перед ним председателем Евросовета Херманом ван Ромпеем глава Еврокомиссии призвал к сокращению зависимости банков от рейтинговых агентств.

По его мнению, согласованные на саммите меры «позволяют действовать, как только появляется угроза кризиса, не дожидаясь, пока он нанесет ущерб».

В ответ Евросоюз ждет от Греции серьезных макроэкономических реформ. По словам Баррозу, «система должна быть с двусторонним движением», и, греческий премьер-министр дал соответствующие гарантии.

Так глава правительства Греции Георгиос Папандреу заявил по окончанию саммита, что принятые решения - это «не только реакция для Греции, это европейская реакция для Европы». «Речь идет о европейском успехе», - отметил глава правительства Греции.

Он подчеркнул, что его страна получила и программу помощи, и комплекс мер, создающих условия для устойчивого управления кризисом в Греции. Принятые решения позволят «облегчить бремя, которое давит на греческий народ», сказал Георгис Папандреу.

«Мы, греки, - гордый народ. Мы творческие и предприимчивые люди. Все, что мы просим, - это право осуществить глубокие изменения в нашей стране. Мы обязуемся воплотить эту программу, чтобы добиться изменений, позволяющих сделать страну кредитоспособной, со справедливым обществом и с растущей занятостью», - отметил греческий премьер. Он поблагодарил участников саммита за принятые решения, заверив, что «все институты, все фонды будут мобилизованы в направлении этой работы».

Комментарии экспертов

На мой взгляд, кризис в еврозоне - это системный кризис не только экономики, но и технологического уклада. Абсолютно понятно, что назрел переход в другую экономическую реальность, в другую конфигурацию мира.

Переход этот, скорее всего, будет проходить очень тяжело и с различными политическими, если не сказать военными эксцессами. По-другому из этого кризиса выйти нельзя, так как он - не цикличный, а системный.

Нужно при этом понимать, что создание еврозоны было основано на множестве компромиссов – экономических, политических, юридических и т.д. В основе этих компромиссов была идея подтягивания более слабых экономик под стандарты единой Европы. Осуществлялось прямое и косвенное субсидирование слабых экономик. Европейские кредиторы и инвесторы совершенно откровенно закрывали глаза на, например, манипуляции с долговыми бумагами. Закрывали глаза, потому что им было это выгодно в условиях экономического роста. Это же не Греция всех обманывала, а все делали вид, как будто они обманывают друг друга. Все, что происходило с греческими бумагами, для инвесторов секретом не было.

Но предпосылки такого субсидирования исчезли, они исчерпаны, средств на них нет. Отсюда вывод, что не могут государства с разной структурой экономики, находящиеся в абсолютно разной ситуации и этапах развития, проводить одинаковую стандартную финансовую политику. Евро как валюту начинают просто рвать на части. Понятно, что в ситуации суверенной денежной политики Греция, Италия и Португалия могли бы принять меры по девальвации национальной валюты. Это, с одной стороны, резко бы снизило их обязательства и резко увеличило привлекательность туристической индустрии, то есть они бы могли очень быстро восстановить эти самые потери. Но сейчас у них такой возможности нет.

Я хочу отметить, что Европейский союз во многом держится благодаря усилиям Германии. Я бы даже сказал, что это - немецкий проект. Главным бенефициаром всего этого объединения является Германия.

Она до последнего года являлась самым крупным экспортером в мире. Сейчас ее немного обогнал Китай. Европа - это рынок для Германии, которая и является как бы кредитором слабых экономик. Понятно, что немцы брюзжат, ноют и возмущаются относительно того, что они должны платить за греков, но продолжают платить. И будут это делать, пока их профит, то есть прибыль, превышает затраты.

Германия будет держаться за европейское единство до тех пор, пока им это выгодно. В Германии, в принципе, нет политики, кроме экономики. Германия перестанет содержать Евросоюз в том случае, если он перестанет приносить ей прибыль. Это, наверное, и будет приговор для Евросоюза. Но все может произойти и раньше.

Если не удастся удержать в зоне евро даже одну страну, такую как Греция, то это приведет к эффекту «домино».

Ведь, на самом деле, никакого политического единства нет. Политическое единство Европы - это НАТО. А в альянсе все в порядке до тех пор, пока американцы курируют Европу.

На самом деле, можно послушать того же министра обороны США Роберта Гейтса, который как-то четко объяснил, что НАТО - не военный союз, а крыша, которую Соединенные Штаты предоставляют европейцам. И последние этим охотно пользуются, принимая услуги американских налогоплательщиков как заботу о своей безопасности.

Другое дело, что тут тоже возможны перемены в связи с финансовыми проблемами в Штатах и общемировым кризисом. Соединенные Штаты стоят перед необходимостью сокращать бюджетные расходы. Так что, возможно, мы стоим перед перспективой ослабления военно-политической составляющей европейского единства.

Что касается именно кризиса евро, то ничего хорошего здесь России не светит. С другой стороны, такая ситуация создает для России новую реальность, в которой страна может отстоять свои интересы  и использовать новые возможности.

Безусловно, евро – символ интеграционной модели. Но сейчас дело не столько в интеграционной модели, сколько в процессе принятия решений по стабилизации валюты.

Понятно, что та экономическая модель, в рамках которой существовала еврозона (да и вся мировая экономика), не работает. Схема кредитования, которая действовала почти 30 лет и была основана на рефинансировании, уже не дает результатов. В этой ситуации нужно принимать решения. Схема же управления еврозоны продемонстрировала, что никаких решений она принять не может. Евросоюз не в состоянии чего-либо делать. Соответственно, финансисты и политики только говорят и ничего не делают, в результате проблемы только нарастают. Им бы нужно принять новые принципы и правила работы с долгами, которые вернуть нельзя. Но они этого не делают, у них это не получается.

Основные причины - в том, что современная система формирования решений, построенная на так называемой «демократии», не в состоянии принимать решения, направленные против крупных и осознающих свои интересы групп лиц.

Мне кажется, что дело в том, что банкиры и финансисты до безумия боятся потерять ту власть, которой они сегодня обладают над миром и политиками. И в этой ситуации они пытаются остановить естественное развитие событий до тех пор, пока не смогут найти и реализовать какие-то планы, которые позволят им контролировать ситуацию даже в условиях разрушения кредитной модели (то есть того финансового капитализма, который был построен за последние 30 лет).

Мне кажется, что выстроить такую модель финансисты не сумеют.

России на этот кризис в высшей степени наплевать. Нас, по большому счету, волнуют лишь мировые цены на нефть. А кризис в еврозоне может дать о себе знать на рынке углеводородов. Мировые цены на нефть будут, безусловно, падать. Но это будет связано не столько с кризисом еврозоны, сколько с общим развитием кризисных явлений. Я не исключаю, что сильное падение мировых цен на нефть может произойти уже этой осенью.

На данный момент, пока есть три страны в Евросоюзе, которые претендуют на то, что у них проблем меньше, чем у Белоруссии. Это Германия, Франция и Великобритания. Но и тут у меня есть сомнения, что через полгода не обнаружится, что и у них - не все слава Богу.

Когда говорят, что сильные экономики могут взять на себя ответственность за кризисные страны, – не совсем понятно, что имеется в виду. Понятно, что если Германия возьмет на себя такие обязательства, то у нее начнутся проблемы точно такие же, как и у Греции. Только у Греции долги - из-за того, что она повышала жизненный уровень своих граждан. А Германия будет повышать жизненный уровень граждан Евросоюза. Но ведь смысл от этого не меняется.

Чтобы изменить ситуацию, нужно принять решение по многим животрепещущим вопросам, а Евросоюз на это не способен.

Создание евро в значительной степени было политическим проектом, а не только финансовым и экономическим интеграционным начинанием. Поэтому в интересах расширения еврозоны часто решение принимались без слишком взыскательного отношения к стандартам. Еще на этапе присоединения той же Греции проводились определенные манипуляции с макроэкономическими показателями, чтобы эта страна могла соответствовать формальным требованиям еврозоны. Но эти показатели не отражали реального состояния экономики.

Напротив, страны, которые могли с точки зрения экономической состоятельности присоединиться к еврозоне (такие, как Британия), как раз по политическим причинам не хотели этого. Точнее, у них не было политических мотивов, которые перевешивали бы экономические сомнения.

Тем не менее, интеграционные процессы в еврозоне шли достаточно активно. И в этом смысле возможный выход одной или нескольких стран из зоны евро будет политически болезненным обстоятельством для Европейского Союза. К тому же, этот сценарий будет крайне болезненным для тех стран, которые все-таки решат выйти из зоны евро. Возвращение к национальной валюте повлечет сильную девальвацию. К тому же долги этих стран номинированы в евро. Вероятно, с выходом из еврозоны по долгам будут вводиться какие-то ограничения. Возможны какие-то запреты на взаимную торговлю. Экономика Греции - слишком маленькая, чтобы в этой изоляции чувствовать себя уверенно и набираться сил.

Конечно, есть риски и для всей еврозоны. Возможен «эффект домино» прежде всего в банковской системе таких стран, как Франция и Германия, которые являются крупнейшими держателями греческих долговых обязательств.

Возможна цепная реакция и в периферийных странах, которые тоже могут пойти по такому дефолтному пути.

Полагаю, будут предприняты какие-то совместные усилия, чтобы этот неблагоприятный момент переломить. При этом я не считаю, что проблемы в еврозоне не равнозначны кризису европейского интеграционного проекта. Европейский Союз и еврозона - не одно и то же. Многие новые страны ЕС, такие как Польша и Чехия, не являются членами еврозоны. И они чувствуют себя более уверенно.

С учетом проблем в еврозоне можно говорить, что есть сбой в одном из аспектов интеграции. Он значим для других аспектов, но не обнуляет интеграционный проект как таковой. Проект объединения Европы - проект долгосрочный. Он выстраивался достаточно долго и основательно. В этом интеграционном проекте - много самых разных аспектов. Главное, на мой взгляд, есть исторический фундамент. И эти проблемы с евро ЕС точно не дезавуируют. А как будет строиться еврозона, как будет осуществляться финансовое регулирование, контроль макроэкономических показателей отдельных стран - все эти вопросы наверняка будут решаться, скорее всего, в сторону большей централизации.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".