Статья
2292 18 апреля 2015 10:58

Групповая терапия: два условия успеха

Берлинская встреча министров иностранных дел нормандской четверки и видеоконференция Трехсторонней контактной группы наконец-то принесли результат — киевские власти, скрипя зубами, передали ОБСЕ список своих представителей для работы в группах, прямо предусмотренных февральскими минскими соглашениями.

Хотя соотношение приложенных усилий и достигнутого вчера результата нельзя назвать удовлетворительным, в нынешней ситуации и такой «клочок шерсти» можно считать достижением. Попытка Киева не мытьем, так катаньем свести работу Трехсторонней контактной группы к мониторингу ситуации в зоне боевых действий не удалась.

Теперь можно переходить к реальному обсуждению вопросов политического и экономического урегулирования. Все стороны находятся в цейтноте — слишком много времени было потеряно из-за затягивания вопроса с формированием групп. Но тут Киев наказал сам себя — ему теперь придется в сжатые сроки ювелирно совместить сложнейшую реформу собственного госустройства (децентрализации) с процедурой «согласования особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей с представителями этих районов». Идеально было бы сделать их единым процессом, но предрассудки украинской стороны и тут остаются препятствием для оптимального решения.

Важно как можно быстрее решить технические и процедурные вопросы, связанные со сбором четырех рабочих групп, и перейти к обсуждению первоочередных содержательных проблем. В политической части мне видятся две такие проблемы.

Первая. Для начала работы по п.4 и 12 Комплекса мер необходимо изменить закон Украины об особом статусе, вернув в действующее правовое поле нормы сентябрьской редакции, специально перечисленные в приложении к минскому комплексу мер. Киеву придется сделать нелегкий, но объективный вывод — принятые Радой вдогонку к минским соглашениям поправки, откладывающие введение этих норм, уничтожают всяческий смысл совместной работы для представителей республик.

Тут вопрос не переговорных позиций, а базовых интересов. Республики не хотят раствориться в ничто, к чему призывает украинский министр Климкин. Их можно понять. Хочет Климкин или нет, ДНР и ЛНР — субъекты, с которыми следует считаться. И их будущее невозможно решить без них самих.

Согласно минским соглашениям, применение действующих на тот момент норм закона об особом статусе не может считаться «внутренним делом» Украины. Только через эти нормы представители республик получат возможность вернуться в единое правовое поле с Киевом. Не возвратив их в правовое поле, невозможно с ними ни о чем договариваться. Тут угрозы санкций не действуют, если один субъект (в нашем случае республики) не признает право другого субъекта (Украина) на применение санкций и может защитить свою позицию силой.

Вторая. Для согласования действий в рамках п. 11 необходимо синхронизировать деятельность конституционной комиссии с процессом работы групп. Любимая уловка украинской стороны — запустить параллельный процесс, а потом апеллировать к нему, воспринимается как надоевший трюк сорочинского фокусника.

Важно успеть достичь результатов работы группе по политическим вопросам до того, как конституционная комиссия подготовит проект изменений в украинский основной закон и он поступит в Раду. Иначе легитимность всей процедуры можно поставить под сомнение.

Напомню, в парламенте Украины нет представителей республик. Как могли бы скаламбурить некоторые теоретики демократии: no legitimation without representation. И тут время опять не на украинской стороне. Республики не несут ответственности за то, что затягивание с подачей списков представителей в рабочие группы заняло у Киева слишком много времени.

Если же результатов работы групп к нужному сроку не будет — придется выискивать возможности для назначения нового срока для Конституционной комиссии. Разумеется, если киевской власти важно будущее Украины вместе с республиками, а не отдельно от них.

Решить все следующие вопросы повестки для групп будет, конечно, не менее сложно. Свои красные линии есть как у Украины, так и у ДНР с ЛНР. Последние заявления украинской стороны не добавили ей необходимой степени доверия. Наоборот, лишь укрепились сомнения, что Киев настроен конструктивно. Никто не ожидает, что диалог сторон при посредничестве России и ОБСЕ будет легким. Но большинство хотело бы, чтобы конфликт был исчерпан за столом переговоров, а не на полях сражений.

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков

Все статьи автора
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".