Статья
22 Декабря 2008 7:08

Группы риска

<div class="text">
<p>В условиях кризисного спада экономической
активности в 2009 г. можно прогнозировать появление нескольких типов
проблем в сфере занятости. В силу специфики российской системы трудовых
отношений (согласно исследованиям ГУ-ВШЭ на рынке преобладают «мягкие»
контракты, в которых фиксированная сумма вознаграждения занимает не
больше 50%) можно ожидать относительно низкой безработицы в основных
группах занятых. Люди в основном сохранят свои рабочие места,
смирившись с сокращением премий и стимулирующих вознаграждений. В этой
ситуации необходимо уделить основное внимание тем группам работников,
которые окажутся без работы или в состоянии неполной занятости, когда
урезанное вознаграждение не обеспечит их нормального существования.</p>
<p>1. Полное высвобождение до 25% белых воротничков в крупнейших
городах в результате сокращения издержек финансовыми компаниями и
предприятиями сферы интеллектуальных услуг (консалтинг, маркетинг,
аудит, реклама). До половины этих работников имеют определенные
сбережения и связи, позволяющие им прожить без работы до полугода. По
сравнению с кризисом 1998 г. можно предвидеть, что доля работников,
способных выжидать в поиске приемлемой для них работы и самостоятельно
инвестировать в свою переподготовку в 2009-2010 гг., окажется меньше (в
первую очередь в результате большого объема взятых потребительских и
ипотечных кредитов). Напротив, можно предположить, что до 20-25% от
числа высвобожденных уже через месяц окажутся в состоянии личного
дефолта.</p>
<p>При этом экономика мегаполисов может предложить таким работникам
весьма ограниченное число аналогичных по содержанию труда рабочих мест,
и в основном — в бюджетном секторе, где заработная плата будет в
2-3 раза ниже.</p>
<p>Особенность белых воротничков — низкая вертикальная мобильность.
Специалист с очень большой вероятностью не согласится не только
зарегистрироваться в качестве безработного, но и пойти на работу,
которая символизирует резкое понижение его социального статуса. Ведь
это фактически перечеркнет его CV в условиях будущего роста (на который
все надеются). В первую очередь это относится к жителям мегаполисов, у
которых размер пособия по безработице составит меньше 10% от прежней
заработной платы.</p>
<p>Исходя из масштабов сокращений в крупных компаниях и сфере
интеллектуальных услуг можно прогнозировать, что в середине 2009 г.
масштаб группы безработных белых воротничков может составить около
250 000 человек, в том числе в столицах — около 150 000.</p>
<p>2. Частичное высвобождение (перевод на сокращенную рабочую неделю)
до 80% синих воротничков на крупных предприятиях, резко сокративших
портфель заказов. Поскольку значительная часть таких работников
сосредоточена в моногородах, где массовые увольнения приведут к
неприемлемым социальным последствиям, а также в силу того, что
предприятия в расчете на восстановление спроса через год-два не
заинтересованы терять квалифицированных специалистов, можно
предположить, что подавляющая часть работников крупных предприятий
будет высвобождена частично. Параллельно снизится оборот сферы услуг в
моногородах, там тоже произойдет сокращение рабочей силы. Вместе это
создаст крайне негативную картину «городов безработных».</p>
<p>3. Трудности с нахождением постоянной и достаточно привлекательной
работы для 50-60% выпускников высших учебных заведений и для
значительной части выпускников колледжей и техникумов. Основная часть
работодателей считает их компетенции недостаточными для
производительной работы и вынуждена затрачивать дополнительные средства
на обучение на рабочем месте. Эта стратегия сойдет на нет в период
кризисного спада производства и роста безработицы. Даже те
работодатели, которые нуждаются в дополнительных работниках,
переключатся на «готовых работников», высвобожденных с других
предприятий.</p>
<p>В условиях кризиса выйдет на поверхность феномен, тщательно
маскируемый нынешней системой образования: до трех четвертей
выпускников вузов не получают достаточных для профессиональной работы
компетенций. В период быстрого роста без жесткого бюджетного
ограничения, характерного для 2000-го — первой половины 2008 г., это
маскировалось видимостью дефицита рабочей силы. Распространявшаяся по
всей экономике волна денег и оптимизма вела не только к повышенному
спросу на работников; предприятия боялись расстаться даже с наименее
эффективными работниками, ибо цена рабочей силы постоянно шла вверх. В
наступающем году перенасыщенность российских предприятий работниками
сыграет злую шутку с теми, кто впервые выходит на рынок труда.</p>
<p>Основная зона риска — выпускники университетов мегаполисов,
ориентированные на карьеру офисных работников. По оценке ГУ-ВШЭ, общее
число таких «неустроенных карьеристов» составит осенью 2009 г. от
100 000 до 150 000 человек. В меньшей степени, но ощутимо спад на рынке
труда скажется на выпускниках непрофильных экономических и юридических
факультетов региональных вузов, а также на тех «избыточных» инженерах,
педагогах и медиках, которые традиционно ориентировались на
непрофессиональную карьеру. Все, что может предложить им рынок, — это
места обслуживающего персонала, очень близкие к черным воротничкам как
по статусу, так и по зарплате.</p>
<p>4. Высвобождение до 25% черных воротничков: трудовых иммигрантов —
иностранных граждан, в первую очередь из строительного сектора. До
половины таких работников будут испытывать трудности с отъездом из
России или стремиться нелегально продлить свое пребывание, не имея
постоянной работы. Это около миллиона работников.</p>
<p>На днях правительство заявило о намерении в два раза сократить квоты
на иностранных работников. Важно видеть не только позитивные, но и
негативные последствия такой меры для отечественной экономики. Многие
отечественные предприятия (особенно в строительном секторе, но также и
в сфере обслуживания и обрабатывающей промышленности) сохраняют
конкурентоспособность на базе массового использования дешевого (и очень
экономически гибкого по условиям контрактов) труда гастарбайтеров. Они
с большой вероятностью будут снова нанимать иммигрантов, а не граждан
России. Это ограничивает возможности перераспределения высвобожденных
работников из других секторов и вертикальную трудовую миграцию. При
создании же искусственного дефицита работников, готовых трудиться на
прежних условиях, не исключено дополнительное падение производства в
ряде секторов, наиболее зависимых от труда трудовых иммигрантов.</p>
<p>Каждая группа работников (белые, синие, черные воротнички)
достаточно жестко сегментирована и по рынкам труда, и по социальным
сетям. Можно с большой вероятностью предположить, что перемещения из
группы в группу (трудовая адаптация к кризису путем «спуска по
социальной лестнице») в значимом масштабе не произойдет. По крайней
мере в 2009 г. Условием массового «спуска» может быть только социальная
маргинализация работников, что само по себе неприемлемо и создает
большие риски для всего общества.</p>
<p>Это создает угрозу продолжительной безработицы в явной или латентной
(частичная или символическая занятость) формах. Начиная с середины
2009 г. возникают риски социально-политического характера. Офисные
работники мегаполисов и выпускники вузов более чем на 80% включены в
активные социальные сети, в основном в форме интернет-сообществ. Как
распространение информации и слухов, так и социальная мобилизация будут
происходить в таких сообществах за считанные дни. Работники
градообразующих предприятий образуют такие же плотные сообщества, но в
локальном масштабе.</p>
<p>Антикризисные мероприятия применительно к указанным группам должны
рассматриваться не только с точки зрения политики занятости, но и с
позиций предотвращения обострения социальной и политической обстановки
в стране.</p>
<p>Стоит ли «опускать» людей с большими запросами?</p>
<p>Важно также, что белые воротнички и синие воротнички образуют ядро
кадрового потенциала страны для ее будущего развития. Уровни их
профессиональной квалификации и их вовлечения в экономику (в том числе
в качестве предпринимателей) критически важны для экономического роста
России — особенно в послекризисный период. Допускать деквалификацию
этих групп или продолжительное снижение их экономической активности
нельзя. Мы до сих пор пожинаем плоды вымывания профессионалов из
инженерной деятельности, из естественных наук в кризисный период
девяностых. Нельзя допускать повторения этой ситуации, поскольку она
приведет к усилению технологического отставания России в период
экономического роста. Более того, важно не только сохранять
специалистов в их профессиях. Ведь ценность профессионала зависит в
огромной степени от постоянного обновления его знаний и компетенций.
Поэтому важно в кризисный период продолжать наращивать человеческий
капитал, уровень компетенций в экономике и обществе.</p>
<p>Борьба за занятость и возможности образования</p>
<p>Традиционный набор антикризисных мер в сфере занятости включает:</p>
<p>1. cодействие добровольному перераспределению работников на рынке
труда (переход в сегменты с более низкой зарплатой, менее престижные и
привычные);</p>
<p>2. пособия по безработице;</p>
<p>3. общественные работы;</p>
<p>4. «искусственный спрос» — государственные заказы или субсидии предприятиям с целью предотвращения безработицы;</p>
<p>5. поддержку маятниковой миграции (когда работник выезжает на заработки вахтовым методом — скажем, на неделю);</p>
<p>6. поддержку переселенческой миграции;</p>
<p>7. образовательные программы (занятость обучением).</p>
<p>Применение первых трех инструментов предполагает социальное
обеспечение на уровне прожиточного минимума или резкую смену
социального статуса, что выглядит неприемлемым для белых и синих
воротничков.</p>
<p>Для сохранения уровня занятости синих воротничков в моногородах
оптимальными являются программы поддержки производства — отдельно или в
сочетании с повышением квалификации. При горизонте кризиса более одного
года необходимо обеспечивать таким работникам заработную плату не менее
65% от докризисного уровня.</p>
<p>Поддержка миграции — мера весьма дорогостоящая из-за высокой
стоимости жилья и традиции низкой территориальной мобильности
населения. Маятниковая миграция (работа вахтенным методом) создает
дополнительную нагрузку на издержки производства в виде транспортных
затрат и не оптимальна в социальном плане.</p>
<p>Образовательные программы являются наиболее социально
привлекательным антикризисным инструментом, поскольку создают
оптимистический фон (ожидание будущей работы и карьеры) для полностью
или частично безработных.</p>
<p>Кроме того, глобальный экономический кризис с большой вероятностью
приведет к обновлению технологической и компетентностной базы экономик
большинства стран. Россия должна использовать шанс повысить
культурно-технический уровень своих работников перед очередным раундом
глобального экономического соревнования.</p>
<p>Образовательные программы, таким образом, имеют значение не только
как инструмент антикризисного регулирования занятости, но и как
инвестиция в качество будущего экономического роста. Необходимо
сформировать четкое представление о целевых группах обучающихся и о
том, какой именно набор компетенций им надо освоить за время
подготовки. Модель «занять людей через любое образование» лучше пособий
по безработице, но немногим. Она подталкивает к снижению планки
качества образовательных программ и в конечном счете дезориентирует их
участников.</p>
<p>Будет плохо, если антикризисная мобилизация образовательных
учреждений затормозит совершенно необходимые меры по санации
низкокачественных программ и выведению с рынка «образовательных
наперсточников».</p>
<p>Антикризисные образовательные программы для белых воротничков</p>
<p>Можно выделить три ключевые группы специалистов с высшим образованием, которые с высокой вероятностью будут затронуты кризисом.</p>
<p>Это высокооплачиваемые экономисты, менеджеры и юристы высокой
квалификации, работавшие в финансовых компаниях, в центральных офисах
крупных корпораций, а также занятые в секторе интеллектуальных услуг
(небольшие фирмы, специализирующиеся в консалтинге, аудите, маркетинге
и проч.). «Образовательный апгрейд» таких работников может частично
идти за их собственный счет (или же они могут взять кредиты на
образование).</p>
<p>Вторая группа — инженеры, технологи, специалисты в области
информационных технологий, полностью или частично высвобождаемые
предприятиями в рамках «сжимания затрат». Предприятия во многих случаях
не заинтересованы расставаться с такими работниками. Можно
договариваться с предприятиями о полном или частичном покрытии ими
издержек дополнительного обучения.</p>
<p>Третья группа — работники с дипломом, но без значительных
профессиональных компетенций (точнее, с практически накопленными на
рабочих местах компетенциями, которые часто вовсе не соответствуют
специальности по диплому). Им может и должна быть предложена
переподготовка, которая существенно повысит их шансы на будущем рынке
труда.</p>
<p>Чему учить?</p>
<p>В первую очередь нужно организовать подготовку по дефицитным на
рынке труда компетенциям. Это социальный менеджмент, управление
организациями образования, здравоохранения и науки. Это логистика,
бизнес-информатика. Для инженеров наиболее целесообразна переподготовка
по передовым технологиям, которую можно организовать в учебных центрах
соответствующих фирм.</p>
<p>Можно организовать подготовку в области смежных дисциплин: для
технологов и инженеров — экономика, право и менеджмент. С другой
стороны — подготовку менеджеров по новым технологиям. Такая подготовка
имеет целью не смену профессии, а повышение качества взаимодействия в
фирме.</p>
<p>Особое направление — формирование новых инструментальных компетенций
для специалистов, повышающих эффективность их работы. Это различные
IT-компетенции (ERP, системы документооборота, офисные пакеты,
презентационное и имитационное программное обеспечение). Это обучение
деловому английскому и другим иностранным языкам. Это обучение методам
коллективной работы, управлению проектами.</p>
<p>Какие формы можно предложить?</p>
<p>1. Целевое государственное финансирование программ переподготовки и
повышения квалификации, рассчитанных на срок обучения до года. В рамках
этой программы можно создать на конкурсной основе ресурсные центры в
ведущих университетах России. Программы переподготовки должны быть
ориентированы не на краткосрочный (факт трудоустройства), а на
долгосрочный эффект — повышение конкурентоспособности работника на
рынке труда, — выраженный в росте качества рабочей силы (расширение
компетенций, приобретение новых компетенций) и повышении трудовой
мобильности. 2. Повышение доступности качественных программ
дополнительного профессионального образования (от 6 месяцев до трех
лет) через 50%-ное софинансирование этих программ в государственных
университетах и специально отобранных (имеющих высокую репутацию)
негосударственных бизнес-школах и вузах. Цель — способствовать
продолжению обучения работников, чьи доходы резко сократились.</p>
<p>3. Выдача зарегистрированным в службе занятости лицам с высшим
профессиональным образованием образовательных ваучеров, покрывающих до
100% стоимости коротких (до 6 месяцев) программ дополнительного
образования и профессиональной переподготовки в специально отобранных
университетах, бизнес-школах и учебных центрах.</p>
<p>4. Содействие перераспределению специалистов через повышение
эффективности рынка труда. Формирование единой государственной базы
данных квалифицированных специалистов, повысивших или получивших
квалификацию с помощью государства, с развитой системой поиска. Одна из
граф — желаемая зарплата (условия, начиная с которых специалист может
вести переговоры с потенциальным работодателем). Должна включать всех,
а не только временно свободных. Позволит найти лучшую занятость многим
квалифицированным специалистам, которые сегодня не могут преодолеть
психологический барьер: им кажется, что, включив свои данные в
соответствующие базы, они заявят себя безработными и невостребованными.</p>
<p>Программы для синих воротничков</p>
<p>В экономике России в последнее десятилетие сложился устойчивый
дефицит квалифицированных исполнителей. Можно с высокой вероятностью
предположить, что предприятия будут сбрасывать такие кадры в последнюю
очередь. Тем не менее можно выделить несколько целевых групп синих
воротничков для образовательных программ: работники градообразующих
предприятий; квалифицированные работники, временно высвобожденные, но
(как правило) не уволенные со своих предприятий; клиенты службы
занятости. Это работники, не обладающие высокой квалификацией или
обладающие невостребованной квалификацией. Среди них есть и люди с
дипломом о высшем образовании. Тем не менее общая черта таких
работников — готовность занимать места синих воротничков —
исполнителей, работающих руками. В этой большой группе можно выделить
подгруппу лиц, готовых к трудовой миграции.</p>
<p>Соответственно, набор образовательных программ для синих воротничков
включает: а) обновление профессиональных компетенций на рабочих местах,
б) подготовку по уже дефицитным специальностям и в) подготовку к
самозанятости.</p>
<p>1. Подготовка на рабочих местах — софинансирование программ
получения дополнительных квалификаций работниками предприятий,
переведенными на неполную рабочую неделю. Наиболее успешным могло бы
быть повышение квалификации с ясной направленностью на повышение
разрядов или на освоение конкретных новых технологий. Могут применяться
две основные схемы: «государство + предприятие + работник» и
«государство + предприятие». Организация таких программ может быть
условием предоставления помощи предприятиям со стороны государства.</p>
<p>2. Целевое государственное финансирование программ переподготовки и
повышения квалификации, рассчитанных на срок обучения до 6 месяцев. В
рамках этой программы предусматривается создание и поддержка
региональных ресурсных центров на базе существующей сети
образовательных учреждений и учебных центров предприятий. Программы
переподготовки должны быть ориентированы на приобретение компетенций в
сфере наиболее современных из представленных на рынке технологий и
повышение трудовой мобильности.</p>
<p>3. Программы практического обучения (стажировок) синих воротничков
на предприятиях, владеющих передовыми технологиями. В ходе таких
трудовых стажировок принимающее предприятие может без риска для себя
присмотреться к работнику и предложить кому-то постоянный контракт.
Государство должно взять на себя в первую очередь стипендиальное
обеспечение стажеров.</p>
<p>Программы для студентов и выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений</p>
<p>1. Программа «включенная стажировка», предполагающая 3-12-месячную
пробную работу по специальности на профильных предприятиях и в
организациях. Такая стажировка может продолжаться после окончания
учебного заведения до 6 месяцев.</p>
<p>2. Подготовка на контрактной основе для социально приоритетных сфер
занятости. Речь может идти о полностью финансируемой государством
годичной программе дополнительного обучения, в течение которого
выплачивается стипендия в размере прожиточного минимума.</p>
<p>3. Софинансирование до 50% стоимости платного обучения на программах
основного профессионального образования (бакалавриат, магистратура,
МВА) в 50 ведущих высших учебных заведениях России по всем направлениям
подготовки (не более 150 000 человек), а также в других вузах и
колледжах по дефицитным специальностям и направлениям (не более
100 000 человек). Средства выделяются образовательным учреждениям из
расчета 50% софинансирования оплаты обучения каждого третьего студента.
Образовательные учреждения самостоятельно определяют студентов,
получающих 50%-ную скидку на оплату обучения из числа студентов, чьи
семьи потеряли источники доходов, а также из числа наиболее успевающих
студентов.</p>
<p>3. Государственная система образовательных кредитов для студентов
отобранных на конкурсной основе вузов и колледжей, имеющих репутацию и
обеспечивающих высокое качество образования. Образовательный кредит
предоставляется в рублях с процентной ставкой 10% годовых, отсрочкой
выплаты на срок обучения и возвратом кредита и процентов в течение
10 лет после окончания вуза. Масштаб такой программы с учетом
ограничения числа вовлеченных учебных заведений, скажем, 80 вузами и
50 колледжами, может уже в 2009 г. составить несколько десятков тысяч
человек.</p>
<p>4. Расширение возможностей для продолжения обучения выпускниками
высших учебных заведений, не нашедшими работу. Среди мероприятий —
приостановление до 2012 г. введения в действие норм законодательства,
запрещающих для лиц с дипломом специалиста обучение в магистратуре за
государственный счет; 50%-ное софинансирование обучения на программах
дополнительного образования в отобранной по конкурсу группе вузов и
бизнес-школ; увеличение стипендий в магистратуре и аспирантуре до
уровня прожиточного минимума.</p>
<p>Обучающиеся в ряде случаев будут нуждаться в поддержке, и размер
этой поддержки должен быть выше, чем пособие по безработице. Дело в
том, что пособие по безработице уже своим размером призвано
стимулировать получателя к постоянному поиску работы, в то время как
обучающийся на образовательной программе вынужден полгода или год
постоянной работы не иметь.</p>
<p>Оценка масштабов программы</p>
<p>«Целевые группы» для антикризисных образовательных инструментов уже
в середине 2009 г. составят несколько сотен тысяч человек.
Соответственно, если реально обучаться начнут 20-25% этих людей, бюджет
программы может составить десятки миллиардов рублей — значительную
часть так называемого антикризисного социального пакета правительства.</p>
<p>Разумеется, образовательная стратегия обойдется дороже, чем пособия
по безработице. Но если мы думаем не только о кризисе, но и о будущем
экономическом росте, такие инвестиции в человеческий капитал окупятся
уже в близком будущем. <br>
</p> </div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".