Статья
662 22 декабря 2008 7:08

Группы риска

В условиях кризисного спада экономической активности в 2009 г. можно прогнозировать появление нескольких типов проблем в сфере занятости. В силу специфики российской системы трудовых отношений (согласно исследованиям ГУ-ВШЭ на рынке преобладают «мягкие» контракты, в которых фиксированная сумма вознаграждения занимает не больше 50%) можно ожидать относительно низкой безработицы в основных группах занятых. Люди в основном сохранят свои рабочие места, смирившись с сокращением премий и стимулирующих вознаграждений. В этой ситуации необходимо уделить основное внимание тем группам работников, которые окажутся без работы или в состоянии неполной занятости, когда урезанное вознаграждение не обеспечит их нормального существования.

1. Полное высвобождение до 25% белых воротничков в крупнейших городах в результате сокращения издержек финансовыми компаниями и предприятиями сферы интеллектуальных услуг (консалтинг, маркетинг, аудит, реклама). До половины этих работников имеют определенные сбережения и связи, позволяющие им прожить без работы до полугода. По сравнению с кризисом 1998 г. можно предвидеть, что доля работников, способных выжидать в поиске приемлемой для них работы и самостоятельно инвестировать в свою переподготовку в 2009-2010 гг., окажется меньше (в первую очередь в результате большого объема взятых потребительских и ипотечных кредитов). Напротив, можно предположить, что до 20-25% от числа высвобожденных уже через месяц окажутся в состоянии личного дефолта.

При этом экономика мегаполисов может предложить таким работникам весьма ограниченное число аналогичных по содержанию труда рабочих мест, и в основном — в бюджетном секторе, где заработная плата будет в 2-3 раза ниже.

Особенность белых воротничков — низкая вертикальная мобильность. Специалист с очень большой вероятностью не согласится не только зарегистрироваться в качестве безработного, но и пойти на работу, которая символизирует резкое понижение его социального статуса. Ведь это фактически перечеркнет его CV в условиях будущего роста (на который все надеются). В первую очередь это относится к жителям мегаполисов, у которых размер пособия по безработице составит меньше 10% от прежней заработной платы.

Исходя из масштабов сокращений в крупных компаниях и сфере интеллектуальных услуг можно прогнозировать, что в середине 2009 г. масштаб группы безработных белых воротничков может составить около 250 000 человек, в том числе в столицах — около 150 000.

2. Частичное высвобождение (перевод на сокращенную рабочую неделю) до 80% синих воротничков на крупных предприятиях, резко сокративших портфель заказов. Поскольку значительная часть таких работников сосредоточена в моногородах, где массовые увольнения приведут к неприемлемым социальным последствиям, а также в силу того, что предприятия в расчете на восстановление спроса через год-два не заинтересованы терять квалифицированных специалистов, можно предположить, что подавляющая часть работников крупных предприятий будет высвобождена частично. Параллельно снизится оборот сферы услуг в моногородах, там тоже произойдет сокращение рабочей силы. Вместе это создаст крайне негативную картину «городов безработных».

3. Трудности с нахождением постоянной и достаточно привлекательной работы для 50-60% выпускников высших учебных заведений и для значительной части выпускников колледжей и техникумов. Основная часть работодателей считает их компетенции недостаточными для производительной работы и вынуждена затрачивать дополнительные средства на обучение на рабочем месте. Эта стратегия сойдет на нет в период кризисного спада производства и роста безработицы. Даже те работодатели, которые нуждаются в дополнительных работниках, переключатся на «готовых работников», высвобожденных с других предприятий.

В условиях кризиса выйдет на поверхность феномен, тщательно маскируемый нынешней системой образования: до трех четвертей выпускников вузов не получают достаточных для профессиональной работы компетенций. В период быстрого роста без жесткого бюджетного ограничения, характерного для 2000-го — первой половины 2008 г., это маскировалось видимостью дефицита рабочей силы. Распространявшаяся по всей экономике волна денег и оптимизма вела не только к повышенному спросу на работников; предприятия боялись расстаться даже с наименее эффективными работниками, ибо цена рабочей силы постоянно шла вверх. В наступающем году перенасыщенность российских предприятий работниками сыграет злую шутку с теми, кто впервые выходит на рынок труда.

Основная зона риска — выпускники университетов мегаполисов, ориентированные на карьеру офисных работников. По оценке ГУ-ВШЭ, общее число таких «неустроенных карьеристов» составит осенью 2009 г. от 100 000 до 150 000 человек. В меньшей степени, но ощутимо спад на рынке труда скажется на выпускниках непрофильных экономических и юридических факультетов региональных вузов, а также на тех «избыточных» инженерах, педагогах и медиках, которые традиционно ориентировались на непрофессиональную карьеру. Все, что может предложить им рынок, — это места обслуживающего персонала, очень близкие к черным воротничкам как по статусу, так и по зарплате.

4. Высвобождение до 25% черных воротничков: трудовых иммигрантов — иностранных граждан, в первую очередь из строительного сектора. До половины таких работников будут испытывать трудности с отъездом из России или стремиться нелегально продлить свое пребывание, не имея постоянной работы. Это около миллиона работников.

На днях правительство заявило о намерении в два раза сократить квоты на иностранных работников. Важно видеть не только позитивные, но и негативные последствия такой меры для отечественной экономики. Многие отечественные предприятия (особенно в строительном секторе, но также и в сфере обслуживания и обрабатывающей промышленности) сохраняют конкурентоспособность на базе массового использования дешевого (и очень экономически гибкого по условиям контрактов) труда гастарбайтеров. Они с большой вероятностью будут снова нанимать иммигрантов, а не граждан России. Это ограничивает возможности перераспределения высвобожденных работников из других секторов и вертикальную трудовую миграцию. При создании же искусственного дефицита работников, готовых трудиться на прежних условиях, не исключено дополнительное падение производства в ряде секторов, наиболее зависимых от труда трудовых иммигрантов.

Каждая группа работников (белые, синие, черные воротнички) достаточно жестко сегментирована и по рынкам труда, и по социальным сетям. Можно с большой вероятностью предположить, что перемещения из группы в группу (трудовая адаптация к кризису путем «спуска по социальной лестнице») в значимом масштабе не произойдет. По крайней мере в 2009 г. Условием массового «спуска» может быть только социальная маргинализация работников, что само по себе неприемлемо и создает большие риски для всего общества.

Это создает угрозу продолжительной безработицы в явной или латентной (частичная или символическая занятость) формах. Начиная с середины 2009 г. возникают риски социально-политического характера. Офисные работники мегаполисов и выпускники вузов более чем на 80% включены в активные социальные сети, в основном в форме интернет-сообществ. Как распространение информации и слухов, так и социальная мобилизация будут происходить в таких сообществах за считанные дни. Работники градообразующих предприятий образуют такие же плотные сообщества, но в локальном масштабе.

Антикризисные мероприятия применительно к указанным группам должны рассматриваться не только с точки зрения политики занятости, но и с позиций предотвращения обострения социальной и политической обстановки в стране.

Стоит ли «опускать» людей с большими запросами?

Важно также, что белые воротнички и синие воротнички образуют ядро кадрового потенциала страны для ее будущего развития. Уровни их профессиональной квалификации и их вовлечения в экономику (в том числе в качестве предпринимателей) критически важны для экономического роста России — особенно в послекризисный период. Допускать деквалификацию этих групп или продолжительное снижение их экономической активности нельзя. Мы до сих пор пожинаем плоды вымывания профессионалов из инженерной деятельности, из естественных наук в кризисный период девяностых. Нельзя допускать повторения этой ситуации, поскольку она приведет к усилению технологического отставания России в период экономического роста. Более того, важно не только сохранять специалистов в их профессиях. Ведь ценность профессионала зависит в огромной степени от постоянного обновления его знаний и компетенций. Поэтому важно в кризисный период продолжать наращивать человеческий капитал, уровень компетенций в экономике и обществе.

Борьба за занятость и возможности образования

Традиционный набор антикризисных мер в сфере занятости включает:

1. cодействие добровольному перераспределению работников на рынке труда (переход в сегменты с более низкой зарплатой, менее престижные и привычные);

2. пособия по безработице;

3. общественные работы;

4. «искусственный спрос» — государственные заказы или субсидии предприятиям с целью предотвращения безработицы;

5. поддержку маятниковой миграции (когда работник выезжает на заработки вахтовым методом — скажем, на неделю);

6. поддержку переселенческой миграции;

7. образовательные программы (занятость обучением).

Применение первых трех инструментов предполагает социальное обеспечение на уровне прожиточного минимума или резкую смену социального статуса, что выглядит неприемлемым для белых и синих воротничков.

Для сохранения уровня занятости синих воротничков в моногородах оптимальными являются программы поддержки производства — отдельно или в сочетании с повышением квалификации. При горизонте кризиса более одного года необходимо обеспечивать таким работникам заработную плату не менее 65% от докризисного уровня.

Поддержка миграции — мера весьма дорогостоящая из-за высокой стоимости жилья и традиции низкой территориальной мобильности населения. Маятниковая миграция (работа вахтенным методом) создает дополнительную нагрузку на издержки производства в виде транспортных затрат и не оптимальна в социальном плане.

Образовательные программы являются наиболее социально привлекательным антикризисным инструментом, поскольку создают оптимистический фон (ожидание будущей работы и карьеры) для полностью или частично безработных.

Кроме того, глобальный экономический кризис с большой вероятностью приведет к обновлению технологической и компетентностной базы экономик большинства стран. Россия должна использовать шанс повысить культурно-технический уровень своих работников перед очередным раундом глобального экономического соревнования.

Образовательные программы, таким образом, имеют значение не только как инструмент антикризисного регулирования занятости, но и как инвестиция в качество будущего экономического роста. Необходимо сформировать четкое представление о целевых группах обучающихся и о том, какой именно набор компетенций им надо освоить за время подготовки. Модель «занять людей через любое образование» лучше пособий по безработице, но немногим. Она подталкивает к снижению планки качества образовательных программ и в конечном счете дезориентирует их участников.

Будет плохо, если антикризисная мобилизация образовательных учреждений затормозит совершенно необходимые меры по санации низкокачественных программ и выведению с рынка «образовательных наперсточников».

Антикризисные образовательные программы для белых воротничков

Можно выделить три ключевые группы специалистов с высшим образованием, которые с высокой вероятностью будут затронуты кризисом.

Это высокооплачиваемые экономисты, менеджеры и юристы высокой квалификации, работавшие в финансовых компаниях, в центральных офисах крупных корпораций, а также занятые в секторе интеллектуальных услуг (небольшие фирмы, специализирующиеся в консалтинге, аудите, маркетинге и проч.). «Образовательный апгрейд» таких работников может частично идти за их собственный счет (или же они могут взять кредиты на образование).

Вторая группа — инженеры, технологи, специалисты в области информационных технологий, полностью или частично высвобождаемые предприятиями в рамках «сжимания затрат». Предприятия во многих случаях не заинтересованы расставаться с такими работниками. Можно договариваться с предприятиями о полном или частичном покрытии ими издержек дополнительного обучения.

Третья группа — работники с дипломом, но без значительных профессиональных компетенций (точнее, с практически накопленными на рабочих местах компетенциями, которые часто вовсе не соответствуют специальности по диплому). Им может и должна быть предложена переподготовка, которая существенно повысит их шансы на будущем рынке труда.

Чему учить?

В первую очередь нужно организовать подготовку по дефицитным на рынке труда компетенциям. Это социальный менеджмент, управление организациями образования, здравоохранения и науки. Это логистика, бизнес-информатика. Для инженеров наиболее целесообразна переподготовка по передовым технологиям, которую можно организовать в учебных центрах соответствующих фирм.

Можно организовать подготовку в области смежных дисциплин: для технологов и инженеров — экономика, право и менеджмент. С другой стороны — подготовку менеджеров по новым технологиям. Такая подготовка имеет целью не смену профессии, а повышение качества взаимодействия в фирме.

Особое направление — формирование новых инструментальных компетенций для специалистов, повышающих эффективность их работы. Это различные IT-компетенции (ERP, системы документооборота, офисные пакеты, презентационное и имитационное программное обеспечение). Это обучение деловому английскому и другим иностранным языкам. Это обучение методам коллективной работы, управлению проектами.

Какие формы можно предложить?

1. Целевое государственное финансирование программ переподготовки и повышения квалификации, рассчитанных на срок обучения до года. В рамках этой программы можно создать на конкурсной основе ресурсные центры в ведущих университетах России. Программы переподготовки должны быть ориентированы не на краткосрочный (факт трудоустройства), а на долгосрочный эффект — повышение конкурентоспособности работника на рынке труда, — выраженный в росте качества рабочей силы (расширение компетенций, приобретение новых компетенций) и повышении трудовой мобильности. 2. Повышение доступности качественных программ дополнительного профессионального образования (от 6 месяцев до трех лет) через 50%-ное софинансирование этих программ в государственных университетах и специально отобранных (имеющих высокую репутацию) негосударственных бизнес-школах и вузах. Цель — способствовать продолжению обучения работников, чьи доходы резко сократились.

3. Выдача зарегистрированным в службе занятости лицам с высшим профессиональным образованием образовательных ваучеров, покрывающих до 100% стоимости коротких (до 6 месяцев) программ дополнительного образования и профессиональной переподготовки в специально отобранных университетах, бизнес-школах и учебных центрах.

4. Содействие перераспределению специалистов через повышение эффективности рынка труда. Формирование единой государственной базы данных квалифицированных специалистов, повысивших или получивших квалификацию с помощью государства, с развитой системой поиска. Одна из граф — желаемая зарплата (условия, начиная с которых специалист может вести переговоры с потенциальным работодателем). Должна включать всех, а не только временно свободных. Позволит найти лучшую занятость многим квалифицированным специалистам, которые сегодня не могут преодолеть психологический барьер: им кажется, что, включив свои данные в соответствующие базы, они заявят себя безработными и невостребованными.

Программы для синих воротничков

В экономике России в последнее десятилетие сложился устойчивый дефицит квалифицированных исполнителей. Можно с высокой вероятностью предположить, что предприятия будут сбрасывать такие кадры в последнюю очередь. Тем не менее можно выделить несколько целевых групп синих воротничков для образовательных программ: работники градообразующих предприятий; квалифицированные работники, временно высвобожденные, но (как правило) не уволенные со своих предприятий; клиенты службы занятости. Это работники, не обладающие высокой квалификацией или обладающие невостребованной квалификацией. Среди них есть и люди с дипломом о высшем образовании. Тем не менее общая черта таких работников — готовность занимать места синих воротничков — исполнителей, работающих руками. В этой большой группе можно выделить подгруппу лиц, готовых к трудовой миграции.

Соответственно, набор образовательных программ для синих воротничков включает: а) обновление профессиональных компетенций на рабочих местах, б) подготовку по уже дефицитным специальностям и в) подготовку к самозанятости.

1. Подготовка на рабочих местах — софинансирование программ получения дополнительных квалификаций работниками предприятий, переведенными на неполную рабочую неделю. Наиболее успешным могло бы быть повышение квалификации с ясной направленностью на повышение разрядов или на освоение конкретных новых технологий. Могут применяться две основные схемы: «государство + предприятие + работник» и «государство + предприятие». Организация таких программ может быть условием предоставления помощи предприятиям со стороны государства.

2. Целевое государственное финансирование программ переподготовки и повышения квалификации, рассчитанных на срок обучения до 6 месяцев. В рамках этой программы предусматривается создание и поддержка региональных ресурсных центров на базе существующей сети образовательных учреждений и учебных центров предприятий. Программы переподготовки должны быть ориентированы на приобретение компетенций в сфере наиболее современных из представленных на рынке технологий и повышение трудовой мобильности.

3. Программы практического обучения (стажировок) синих воротничков на предприятиях, владеющих передовыми технологиями. В ходе таких трудовых стажировок принимающее предприятие может без риска для себя присмотреться к работнику и предложить кому-то постоянный контракт. Государство должно взять на себя в первую очередь стипендиальное обеспечение стажеров.

Программы для студентов и выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений

1. Программа «включенная стажировка», предполагающая 3-12-месячную пробную работу по специальности на профильных предприятиях и в организациях. Такая стажировка может продолжаться после окончания учебного заведения до 6 месяцев.

2. Подготовка на контрактной основе для социально приоритетных сфер занятости. Речь может идти о полностью финансируемой государством годичной программе дополнительного обучения, в течение которого выплачивается стипендия в размере прожиточного минимума.

3. Софинансирование до 50% стоимости платного обучения на программах основного профессионального образования (бакалавриат, магистратура, МВА) в 50 ведущих высших учебных заведениях России по всем направлениям подготовки (не более 150 000 человек), а также в других вузах и колледжах по дефицитным специальностям и направлениям (не более 100 000 человек). Средства выделяются образовательным учреждениям из расчета 50% софинансирования оплаты обучения каждого третьего студента. Образовательные учреждения самостоятельно определяют студентов, получающих 50%-ную скидку на оплату обучения из числа студентов, чьи семьи потеряли источники доходов, а также из числа наиболее успевающих студентов.

3. Государственная система образовательных кредитов для студентов отобранных на конкурсной основе вузов и колледжей, имеющих репутацию и обеспечивающих высокое качество образования. Образовательный кредит предоставляется в рублях с процентной ставкой 10% годовых, отсрочкой выплаты на срок обучения и возвратом кредита и процентов в течение 10 лет после окончания вуза. Масштаб такой программы с учетом ограничения числа вовлеченных учебных заведений, скажем, 80 вузами и 50 колледжами, может уже в 2009 г. составить несколько десятков тысяч человек.

4. Расширение возможностей для продолжения обучения выпускниками высших учебных заведений, не нашедшими работу. Среди мероприятий — приостановление до 2012 г. введения в действие норм законодательства, запрещающих для лиц с дипломом специалиста обучение в магистратуре за государственный счет; 50%-ное софинансирование обучения на программах дополнительного образования в отобранной по конкурсу группе вузов и бизнес-школ; увеличение стипендий в магистратуре и аспирантуре до уровня прожиточного минимума.

Обучающиеся в ряде случаев будут нуждаться в поддержке, и размер этой поддержки должен быть выше, чем пособие по безработице. Дело в том, что пособие по безработице уже своим размером призвано стимулировать получателя к постоянному поиску работы, в то время как обучающийся на образовательной программе вынужден полгода или год постоянной работы не иметь.

Оценка масштабов программы

«Целевые группы» для антикризисных образовательных инструментов уже в середине 2009 г. составят несколько сотен тысяч человек. Соответственно, если реально обучаться начнут 20-25% этих людей, бюджет программы может составить десятки миллиардов рублей — значительную часть так называемого антикризисного социального пакета правительства.

Разумеется, образовательная стратегия обойдется дороже, чем пособия по безработице. Но если мы думаем не только о кризисе, но и о будущем экономическом росте, такие инвестиции в человеческий капитал окупятся уже в близком будущем.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".