Статья
2777 1 Июня 2019 11:49

Грязная российская нефть: кто виноват и что делать

Скандал с поставками загрязненной российской нефти по экспортному трубопроводу «Дружба» привел не только к серьезным финансовым, но и репутационным потерям, а в перспективе этот скандал может иметь и политические последствия, считают эксперты.

«Впервые у США, которые пытаются перекрыть России выходы на европейские рынки, появился инструмент давления не только против экспорта российского газа, но и нефти, хотя ранее в этой области Россия считалась неуязвимой и имела репутацию надежного и ответственного поставщика», — пишет в «Известиях» директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Эксперт ссылается на статью авторитетного издания Financial Times, которое утверждает, что «ЧП на „Дружбе“ опровергло тезис о том, что Москва — надежный и заслуживающий доверия поставщик энергоресурсов. А ведь этот тезис был ключевым аргументом энергетических компаний Евросоюза — покупателей российских нефти и газа (особенно тех пятерых, что являются партнерами „Газпрома“ в проекте „Северный поток — 2“), выступающих за то, чтобы наращивать импорт из России». Это, по мнению эксперта, говорит о том, что инцидент с «Дружбой» бьет по всей энергетической отрасли РФ.

Учитывая, что США и некоторые страны ЕС выступают против «Северного потока — 2» и угрожают санкциями, репутационные потери могут стать невосполнимыми, считает Мухин.
«Начиная с 25 апреля, Россия теряет по $80 млн дохода ежедневно. Но главное тут, повторимся, не финансовые потери, а имиджевые. Реакция на ситуацию президента страны была довольно жесткой — на встрече с главой „Транснефти“ Николаем Токаревым 30 апреля Владимир Путин, похоже, возложил ответственность за случившееся на нефтетранспортную монополию, заявив, что „система не сработала“, а „ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный“», — пишет Мухин.

Власть довольно жестко отреагировала на ошибки, допущенные «Транснефтью». «Вы хотите сказать, чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти? Мне кажется, это не совсем правильно», — сказал первый вице-премьер Антон Силуанов.

Мухин отмечает, что сейчас «Транснефть» пытается снять с себя ответственность, выдвигая фантастические версии о «диверсии» некоей криминальной группировки. «Похоже, спикеры „Транснефти“ не слишком отдают себе отчет в том, что они говорят, поскольку, кроме эмоций, никаких аргументов в свою защиту компания привести не может. Ведь, по словам источников в крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, „Транснефть“ была уведомлена о проблеме „грязной нефти“ задолго до того, как 19 апреля „Белнефтехим“, оперирующий Мозырским НПЗ в Белоруссии, заявил о резком росте содержания хлорорганики в сырье. Еще 2 апреля была остановлена нефть, идущая по низкосернистому трубопроводу на Волгоградский НПЗ. Следовательно, у „Транснефти“ было время предотвратить катастрофу, на мой взгляд. Однако нефтетранспортная монополия, похоже, закрыла глаза на проблему, как утверждают эксперты, перенаправив заразную нефть в „Дружбу“ через свою дочку „Транснефть-Приволга“ — одну из крупнейших в Европе баз смешения нефти», — пишет Мухин.

По мнению эксперта, руководство компании было в курсе проблем с качеством нефти, но закрывало на эту проблему глаза. Эксперты настаивают, что содержание дихлорэтана в нефти не может объясняться никакими разумными соображениями. «Его использования, например, для очистки призабойной зоны скважин или повышения нефтеотдачи в таких количествах, во-первых, не требуется, а во-вторых, делает саму процедуру экономически неэффективной: дихлорэтан стоит в 10 раз дороже нефти. «Если хотели скрыть пропажу нефти, проще было воды налить», — констатирует собеседник «Ъ».

С Мухиным согласен и директор «Инфо-ТЭК Терминал» Рустам Танкаев. «Болезненная реакция менеджеров „Транснефти“ объясняется просто. Стоит напомнить, что компания из года в год самостоятельно и не предъявляя никаких обоснований устанавливает размер норматива „усушки и утруски“ при транспортировке нефти. Клиентов „Транснефти“ не устраивает не только ничем не обоснованный норматив, но и сама практика изъятия из своей трубы в свою пользу остатков чужой нефти и нефтепродуктов. Простой расчет показывает, что это около миллиона тонн только нефти ежегодно. Это хорошее, очень серьезное месторождение. И „Транснефти“, открывшей такое замечательное месторождение, да еще и без капитальных затрат и вообще каких-либо затрат на добычу, налоги и прочую ерунду, стоило бы отчитаться об успехе перед народом и руководством страны, как это принято в практике добывающих компаний», — отмечает он. «А есть еще и нефтепродукты, — добавляет эксперт, — около 50 тыс. тонн по тысяче долларов за тонну! По объему топлива это примерно столько, сколько потребляет несколько крупных федеральных потребителей. Притом что в этом случае „Транснефть“ экономит не только на добыче, но еще и на переработке. Поразительная, заметьте, эффективность».

Экономист Михаил Хазин вспоминает, что «всё это напоминает дело гастронома „Елисеевский“, когда в начале 1980-х годов директор гастронома Юрий Соколов был расстрелян по обвинению в реализации неучтенных продтоваров».

По мнению экспертов, менеджмент «Транснефти» должен признать проблему и постараться устранить ее последствия, а также сделать все, чтобы не допустить повторения ситуации.

16 Июля 2019 Колонки
Освоение Арктики как стратегическая задача
 Освоение Арктики как стратегическая задача Что необходимо для освоения региона?
11 Июля 2019 Новости
«Роснефть» разработала уникальную моющую присадку к моторным маслам
 «Роснефть» разработала уникальную моющую присадку к моторным маслам Специалисты ПАО «Средневолжский НИИ по нефтепереработке», который входит в состав Корпоративного научно-проектного комплекса «Роснефти», разработали и запатентовали технологию получения магнийсодержащей моющей присадки к моторным маслам.
27 Июня 2019 Новости
«Роснефть» приступила к обустройству первого месторождения Даниловского кластера
 «Роснефть» приступила к обустройству первого месторождения Даниловского кластера АО «Верхнечонскнефтегаз», которое является дочерним обществом НК «Роснефть», приступило к обустройству и подготовке к промышленной эксплуатации Северо-Даниловского нефтегазоконденсатного месторождения — первого из четырех месторождений, образующих новый Даниловский нефтегазодобывающий кластер.
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".