ГТК «Россия»: самолет Ан-148 небезопасен
Региональный российско-украинский самолет Ан-148 часто ломается и не может обеспечивать достаточную безопасность полетов, сообщила авиакомпания ГТК «Россия».
В презентации ГТК «Россия» отмечается, что «эксплуатационная надежность самолета Ан-148 не соответствует ранее заявленной и не может обеспечивать достаточный уровень безопасности и регулярности полетов».
В период с 1 июня по 1 сентября 2010 года суммарный налет на первые четыре самолета, с учетом аэродромных тренировок экипажей, составил 1 тыс. 725 часов. За это время было обнаружено 235 неисправностей. Причем суммарный простой для устранения неполадок с учетом ожидания поставки запчастей составил 2 тыс. 139 часов, или 89 суток.
В презентации говорится, что самой ненадежной системой в самолете является система управления самолетом – была обнаружена 31 неисправность. К ненадежным относятся и система интеграции общесамолетного оборудования – 26, пилотажно-навигационное оборудование –19, средства управления полетом –17, вспомогательная силовая установка (ВСУ) – 17 неисправностей, также у авиаперевозчика имеются и замечания к надежности систем кондиционирования, фюзеляжа, крыльев и двигателя, сообщает «Интерфакс».
Двигателям самолета в презентации выделен отдельный пункт. «За период с 1 июня по 1 сентября 2010 года отстранены от эксплуатации один двигатель Д-436-148 и два ВСУ АИ-450. С самолета № 61702 снято две ВСУ по различным причинам внутренних разрушений», – говорится в документе.
Авиаперевозчик сравнил неисправности по ВСУ Ан-148 с неисправностями подобной установки на самолете Boeing-737. За пять лет эксплуатации Boeing-737 из-за аналогичных неисправностей было заменено всего две ВСУ. «Налет на самолете Ан-148 в два раза меньше, неисправностей в три раза больше», – говорится в документе при сравнении двух самолетов.
Кроме этого, авиакомпания сравнила трудоемкость работ по техническому обслуживанию самолетов. Так, трудоемкость работ по Boeing-737 составляет 47,2 человека в час, а у Ан-148 она составляет 191,01 человека в час вместо заявленных 50 человек в час.
Аудит IOSA показал неготовность самолета к полетам в Европу. «В наблюдательном полете инспектором были выявлены ожидаемые замечания, такие как сломавшийся в полете замок двери кабины экипажа и вывод на индикаторы пилотов лишней на данном этапе полета информации», – говорится в документе.
Были выявлены различные несоответствия ICAO, такие как низкое качество покраски самолетов, непредусмотренная возможность установки датчика высоты принятия решения на барометрическом высотомере, обрыв резиновых уплотнителей механизации на нижней части крыла и др.
Для решения проблемы эксплуатации самолета ГТК «Россия» предлагает создать нормальную систему постпродажного обслуживания самолета. В частности, предлагается создание склада запчастей в Санкт-Петербурге силами и за счет «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) или государственного финансирования из бюджета 2011 года, создание круглосуточного консультационного центра на базе производителей самолетов. И, самое главное, нужна компенсация расходов на ввод в эксплуатацию самолетов Ан-148.
Корпорация «Иркут» планирует в период с 2010 года по 2028 г. завоевать с Ан-148 10% всего рынка самолетов вместимостью 61-99 кресел и поставить 390 самолетов. Так, госзаказчикам РФ планируется поставить в этот период 40 самолетов, коммерческие поставки России и СНГ – 130, в страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии –120, в Индию – 40 и в «страны-изгои» – 60 самолетов.
При завоевании рынка первые 50 самолетов будут продаваться по цене 22–23 млн долларов за лайнер, а при удержании рынка стоимость будет составлять 23–24 млн долларов.
В настоящий момент есть лишь восемь твердых заказов на Ан-148.
ГТК «Россия» сейчас является единственным эксплуатантом в России самолетов этого типа. Ан-148 выполняют перелеты в Москву, Архангельск, Кавминводы и другие города страны.
Анатолий Долинин, историк науки и техники:
Самолет «Антонов» еще в прошлом году получил дополнительный пиар благодаря нашумевшему фильму «2012», в котором наш героический летчик совершает невероятно сложный полет и сажает самолет так, что все пассажиры успевают спастись. Конечно, это фантастический фильм, но и на протяжении всего вышеописанного полета в участвующем в сценарии «Антонове» постоянно происходят поломки.
Сейчас мы видим показатели ГТК «Россия» и они действительно довольно печальны - такое количество поломок представляет самолет в самом невыгодном свете. Постоянные задержки и трудоемкий ремонт делают его эксплуатацию фактически нерентабельной. Самолет строят на Киевском заводе и в Воронеже по украинской лицензии. И в том и в другом случае 70% деталей для него изготовлены в России.
Первый Ан-148 был выпущен в 2009 году, летал самолет на протяжении этих двух лет от российских и украинских авиакомпаний. Однако есть информация, что несколько иностранных государств, в том числе Иран, совершили заказы на покупку этого самолета. На данный момент киевский авиационный завод имеет заказы на три года вперед, однако после данного заявления ГТК «Россия» количество заказов, скорее всего, сократится. Возможно, ситуация несколько улучшится после изменения системы постпродажного обслуживания.