Статья
1131 1 июля 2009 0:01

Губернаторов могут заменить

С 1 июля вступает в силу Федеральный закон, по которому кандидатуры на пост глав субъектов президенту будет представлять партия, имеющая большинство в региональном парламенте. "Единая Россия" уже заявила, что будет наставивать на замене некоторых глав субъектов Федерации, чьи полномочия истекают в 2009 году.

Как сообщает официальный сайт ЕР, председатель Высшего совета партии, председатель Государственной думы Борис Грызлов не сомневается, что экономическая ситуация в стране в 2009 году останется стабильной. По его мнению, ситуацию позволяет удерживать программа антикризисных мер, хотя сама обстановка в целом, "безусловно, сложная".

Б.Грызлов отметил, что "под прицел" работающей в рамках "Единой России" комиссии, занимающейся мониторингом возникающих непростых ситуаций в моногородах, попало уже около 200 случаев, по каждому из которых члены партии выезжают на места и организуют работу совместно с местными властями.

Также Б.Грызлов заявил, что "Единая Россия" будет настаивать на замене некоторых глав субъектов Федерации, чьи полномочия истекают в 2009 году: "Где-то мы будем поддерживать действующих, где-то будем настаивать на их замене". Он подчеркнул, что регионов, в которых в 2009 году истекают полномочия руководителей, 12 и напомнил, что с 1 июля вступает в силу федеральный закон, по которому кандидатуры на пост глав субъектов президенту будет представлять партия, имеющая большинство в региональном парламенте.

Комментарии экспертов

Сегодня ситуация складывается таким образом, что партия существует как бы отдельно от политики, она не формирует правительство. Случаи, когда члены партий возглавляют министерства и ведомства – это скорее исключения, чем правила. На региональном уровне дело формально обстоит чуть получше, потому что большинство губернаторов входят в одну из партий, конкретно в «Единую Россию», но до сих пор большой вопрос: они губернаторы, потому что они входят в «Единую Россию» или, наоборот, они единороссы потому, что губернаторы? Пока де факто скорее работает последнее правило, то есть «стал губернатором – вступи в «Единую Россию». А это, вообще говоря, неправильно.

Конечно, то решение, о котором мы говорим – это движение в направлении повышения авторитета и влияния партий. Дело в том, что в любой стране и в России в особенности авторитета и фактических возможностей у исполнительной власти гораздо больше, чем у представительной. Если наши партии ограничить (что сейчас практически и наблюдается) только сферой законодательной власти, то ожидать укрепления их авторитета и вообще партизации общественной жизни не стоит. Их можно допускать и в исполнительную власть – пусть осторожно и постепенно, но допускать. То, что мы видим сейчас – это шаг в направлении дальнейшего укрепления авторитета партий.

Конечно, есть одно важное условие. В зависимости от того, будет оно исполняться или нет, укрепление партийного авторитета состоится или нет. Сейчас партии формально получают возможность представлять кандидатов. Вопрос только каких кандидатов они будут представлять – тех, кто действительно авторитетен в регионе, авторитетен среди коллег по партии, кто является членом партии или же тех, кого им откуда-то посоветуют, из Москвы или ещё какого-то управляющего центра? Есть большая опасность, что эта новая форма не наполнится новым содержанием.

В качестве примера – практика назначения членов Совета Федерации. Их же в регионах назначают. Но при этом назначают, как правило, людей, абсолютно ничем не связанных с регионом. И это во многом дискредитирует саму идею назначения членов Совета Федерации. То есть к ним не относятся как к представителям региона, и как к людям, для которых главное – это улучшение ситуации и жизни в регионе. К ним относятся как к уважаемым, статусным, богатым людям, которым нужно тёплое местечко, какой-то государственный статус и там нужно как-то устроиться.

Поэтому если мы действительно хотим, чтобы эта инновация укоренилась и укрепила нашу партийную систему, нужно давать больше свободы партийным организациям, чтобы они действительно выдвигали своих кандидатов, а не просто оформляли тех, кого им посоветовали из Москвы. Нужно, чтобы президент, который сохраняет право назначать губернаторов, прислушивался к этим рекомендациям. А то у нас в прежней системе, когда только полпред предлагал, зачастую бывало так, что президент назначал человека, которого в полпредовском списке не было. Последний пример – это Иркутск, где губернатора назначили вне полпредовского списка.

Если эти несколько важных условий будут выдержаны, то это изменение имеет шанс стать не маленькой бюрократической инновацией, которая ни на что не влияет, а действительно серьёзным шагом в направлении укрепления нашей партийной системы и укрепления авторитета партий как на региональном, так и на федеральном уровне. 

Несмотря на то, что сейчас «Единая Россия» занимает абсолютное большинство во многих парламентах, законодательных собраниях в России, на самом деле вступающий в силу закон имеет более глубокие предпосылки. Я не исключаю, что в каком-то из регионов через некоторое время главенствующую роль может занимать и другая партия. И тогда эта партия будет предлагать уже своего представителя. И, безусловно, здесь уже будет меняться политическая конфигурация.

С другой стороны, мы понимаем, что за счёт этого роль партии, безусловно, будет вырастать. Уже не со стороны полпредов будут предлагаться кандидатуры, а со стороны партии. Поэтому мы видим определённую переконфигурацию ситуации. С точки зрения демократических подходов, на мой взгляд, этот подход, может быть, даже более правильный. То есть, губернаторов выдвигают не чиновники, а представители политической силы, которая получила поддержку избирателей. На мой взгляд, это достаточно важно.

Ещё я хотел бы отметить, что закон не предполагает, что партии будут выдвигать исключительно членов партии. В этом плане партия может брать и беспартийных, и представителей других организаций. Это тоже существенное изменения.

Кроме этого, мы понимаем, что ответственность партий в этом плане существенно возрастёт. Если раньше партийные структуры и в регионе, и в центре  могли занимать в каких-то случаях отстранённую позицию в плане губернаторов и говорить, что это был не наш выбор, то сейчас, когда партийные структуры будут предлагать того или иного человека, они, с одной стороны, не уйдут от ответственности за его действия, а, с другой стороны, вынуждены будут уже более плотно с ним работать, в том числе контролировать и проверять его деятельность (в хорошем смысле, то есть давать какую-то обратную связь). На мой взгляд, это позитивный факт.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".