Статья
1 Июля 2009 0:01

Губернаторов могут заменить

<p>С 1 июля вступает в силу Федеральный закон, по которому кандидатуры на пост глав субъектов президенту будет представлять партия, имеющая большинство в региональном парламенте. "Единая Россия" уже заявила, что будет наставивать на замене некоторых глав субъектов Федерации, чьи полномочия истекают в 2009 году.</p>
<p>Как сообщает официальный сайт ЕР, председатель Высшего совета партии, председатель Государственной думы Борис Грызлов не сомневается, что экономическая ситуация в стране в 2009 году останется стабильной. По его мнению, ситуацию позволяет удерживать программа антикризисных мер, хотя сама обстановка в целом, "безусловно, сложная". </p>
<p>Б.Грызлов отметил, что "под прицел" работающей в рамках "Единой России" комиссии, занимающейся мониторингом возникающих непростых ситуаций в моногородах, попало уже около 200 случаев, по каждому из которых члены партии выезжают на места и организуют работу совместно с местными властями. </p>
<p>Также Б.Грызлов заявил, что "Единая Россия" будет настаивать на замене некоторых глав субъектов Федерации, чьи полномочия истекают в 2009 году: "Где-то мы будем поддерживать действующих, где-то будем настаивать на их замене". Он подчеркнул, что регионов, в которых в 2009 году истекают полномочия руководителей, 12 и напомнил, что с 1 июля вступает в силу федеральный закон, по которому кандидатуры на пост глав субъектов президенту будет представлять партия, имеющая большинство в региональном парламенте. </p>
Комментарии экспертов
<p>Сегодня ситуация складывается таким образом, что партия существует как бы отдельно от политики, она не формирует правительство. Случаи, когда члены партий возглавляют министерства и ведомства – это скорее исключения, чем правила. На региональном уровне дело формально обстоит чуть получше, потому что большинство губернаторов входят в одну из партий, конкретно в «Единую Россию», но до сих пор большой вопрос: они губернаторы, потому что они входят в «Единую Россию» или, наоборот, они единороссы потому, что губернаторы? Пока де факто скорее работает последнее правило, то есть «стал губернатором – вступи в «Единую Россию». А это, вообще говоря, неправильно. </p>
<p>Конечно, то решение, о котором мы говорим – это движение в направлении повышения авторитета и влияния партий. Дело в том, что в любой стране и в России в особенности авторитета и фактических возможностей у исполнительной власти гораздо больше, чем у представительной. Если наши партии ограничить (что сейчас практически и наблюдается) только сферой законодательной власти, то ожидать укрепления их авторитета и вообще партизации общественной жизни не стоит. Их можно допускать и в исполнительную власть – пусть осторожно и постепенно, но допускать. То, что мы видим сейчас – это шаг в направлении дальнейшего укрепления авторитета партий. </p>
<p>Конечно, есть одно важное условие. В зависимости от того, будет оно исполняться или нет, укрепление партийного авторитета состоится или нет. Сейчас партии формально получают возможность представлять кандидатов. Вопрос только каких кандидатов они будут представлять – тех, кто действительно авторитетен в регионе, авторитетен среди коллег по партии, кто является членом партии или же тех, кого им откуда-то посоветуют, из Москвы или ещё какого-то управляющего центра? Есть большая опасность, что эта новая форма не наполнится новым содержанием. </p>
<p>В качестве примера – практика назначения членов Совета Федерации. Их же в регионах назначают. Но при этом назначают, как правило, людей, абсолютно ничем не связанных с регионом. И это во многом дискредитирует саму идею назначения членов Совета Федерации. То есть к ним не относятся как к представителям региона, и как к людям, для которых главное – это улучшение ситуации и жизни в регионе. К ним относятся как к уважаемым, статусным, богатым людям, которым нужно тёплое местечко, какой-то государственный статус и там нужно как-то устроиться.</p>
<p>Поэтому если мы действительно хотим, чтобы эта инновация укоренилась и укрепила нашу партийную систему, нужно давать больше свободы партийным организациям, чтобы они действительно выдвигали своих кандидатов, а не просто оформляли тех, кого им посоветовали из Москвы. Нужно, чтобы президент, который сохраняет право назначать губернаторов, прислушивался к этим рекомендациям. А то у нас в прежней системе, когда только полпред предлагал, зачастую бывало так, что президент назначал человека, которого в полпредовском списке не было. Последний пример – это Иркутск, где губернатора назначили вне полпредовского списка.</p>
<p>Если эти несколько важных условий будут выдержаны, то это изменение имеет шанс стать не маленькой бюрократической инновацией, которая ни на что не влияет, а действительно серьёзным шагом в направлении укрепления нашей партийной системы и укрепления авторитета партий как на региональном, так и на федеральном уровне.  <br>
</p>
<p>Несмотря на то, что сейчас «Единая Россия» занимает абсолютное большинство во многих парламентах, законодательных собраниях в России, на самом деле вступающий в силу закон имеет более глубокие предпосылки. Я не исключаю, что в каком-то из регионов через некоторое время главенствующую роль может занимать и другая партия. И тогда эта партия будет предлагать уже своего представителя. И, безусловно, здесь уже будет меняться политическая конфигурация.</p>
<p>С другой стороны, мы понимаем, что за счёт этого роль партии, безусловно, будет вырастать. Уже не со стороны полпредов будут предлагаться кандидатуры, а со стороны партии. Поэтому мы видим определённую переконфигурацию ситуации. С точки зрения демократических подходов, на мой взгляд, этот подход, может быть, даже более правильный. То есть, губернаторов выдвигают не чиновники, а представители политической силы, которая получила поддержку избирателей. На мой взгляд, это достаточно важно.</p>
<p>Ещё я хотел бы отметить, что закон не предполагает, что партии будут выдвигать исключительно членов партии. В этом плане партия может брать и беспартийных, и представителей других организаций. Это тоже существенное изменения.</p>
<p>Кроме этого, мы понимаем, что ответственность партий в этом плане существенно возрастёт. Если раньше партийные структуры и в регионе, и в центре  могли занимать в каких-то случаях отстранённую позицию в плане губернаторов и говорить, что это был не наш выбор, то сейчас, когда партийные структуры будут предлагать того или иного человека, они, с одной стороны, не уйдут от ответственности за его действия, а, с другой стороны, вынуждены будут уже более плотно с ним работать, в том числе контролировать и проверять его деятельность (в хорошем смысле, то есть давать какую-то обратную связь). На мой взгляд, это позитивный факт.<br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".