Губернаторские перестановки
Актуальной темой для экспертных дискуссий остается перспектива перестановок в составе губернаторского корпуса после президентских выборов и вступления в силу новых норм о наделении полномочиями глав субъектов (с использованием процедуры прямых выборов). Ожидается, что поправки к закону, регламентирующему процедуру наделения полномочиями глав регионов, будут приняты в течение весенней сессии работы Госдумы и затем вступят в силу. В этом случае проведение первых прямых выборов вероятно осенью текущего года. Менее определенно с точки зрения процедуры выглядит процесс решения кадровых вопросов в регионах, где сроки полномочий губернаторов истекают в мае-июле (Московская, Омская, Белгородская, Ленинградская области, Бурятия). Вероятно, в этих случаях продолжит действовать существующая практика консультаций «Единой России» с представителями Администрации президента и иных властных структур и последующим представлением сформированного списка кандидатов на рассмотрение главы государства.
По совокупности политических предпосылок в нескольких регионах не исключена смена власти. В Московской и Ленинградской областях внутриэлитная расстановка складывается не в пользу действующих губернаторов, эффективность созданных Борисом Громовым и Валерием Сердюковым властных режимов ослабевает, растет активность их оппонентов, в том числе, представляющих крупные бизнес-структуры. Отставки могут стать частью федерального плана развития крупнейших и стратегически значимых городов: говорить о перспективе объединения Москвы и Санкт-Петербурга с прилегающими областями явно преждевременно, однако процессы экономической интеграции будут набирать обороты, что повышает востребованность новых управленческих подходов и решений. Немаловажен и фактор времени, связанный с длительностью пребывания у власти действующих руководителей. Еще более актуальна эта проблема для Омской области: Леонид Полежаев возглавляет регион с начала 1990-х гг. и текущий срок его полномочии, вероятно, станет последним. Вероятность отставки также повышают внутриэлитные конфликты, которые негативно сказываются на качестве управления, наличие влиятельных оппонентов на федеральном уровне. Фактор времени действует и в Белгородской области, и в данном случае он является определяющим, так как общая политическая ситуация вполне благополучна. Губернатор Евгений Савченко уже долгие годы считается одним из самых эффективных региональных лидеров, он в наибольшей мере (из перечисленных случаев) контролирует ситуацию на подведомственной территории и достаточно успешно справляется с решением актуальных задач социально-экономического развития. Глава Бурятии Вячеслав Наговицын, напротив, политическим «долгожителем» не является, не допустил он и видимых просчетов в своей работе: ситуация в регионе достаточно спокойная, без громких внутриэлитных конфликтов и провалов в решении социально-экономических задач. Вместе с тем, в СМИ уже появились неофициальные данные о грядущей смене власти в Бурятии на основании обострения лоббистской борьбы за пост главы республики на федеральном уровне. Подобный сценарий не исключен, так как Наговицын не обладает собственным значительным аппаратным ресурсом.
Наконец, стоит учесть возможность «внеплановых» губернаторских отставок. В течение нескольких месяцев смена власти может произойти в Саратовской области и Пермском крае. В первом случае речь идет о неофициально признанной Центром необходимости повышения качества работы властной «вертикали» при снижении уровня внутриэлитной конфликтности. Во втором случае «отправной точкой» может стать стремление самого губернатора перейти на новое место работы в структуре федеральных органов власти, при этом политическая ситуация в регионе не слишком стабильна и вероятно обострение лоббистской борьбы за пост главы региона.