Статья
3673 23 августа 2010 0:41

Гуманизация милиции

Политические клубы «Единой России» по поручению председателя высшего совета Партии, председателя Государственной Думы РФ Бориса Грызлова провели совместное заседание, посвященное законопроекту «О полиции».

Напомним, что Борис Грызлов поручил партийным клубам провести обсуждение реформы МВД. «Результаты внутрипартийной дискуссии, а также те рациональные предложения, которые сейчас поступают в ходе широкого общественного обсуждения, будут, безусловно, учтены фракцией парламентского большинства», - цитировала Грызлова пресс-служба фракции «Единая Россия».

Спикер сообщил, что соответствующие парламентские процедуры будут начаты сразу после внесения в Госдуму законопроекта «О полиции», который депутаты собираются рассмотреть на осенней сессии.

«Мы ожидаем, что в данном случае свое право законодательной инициативы использует президент России», - подчеркнул Борис Грызлов.

Он заметил, что единороссы фактически уже приступили к обсуждению данного проекта, анализируют его концепцию и готовят свои предложения по развитию заложенных в нем идей.

«В рамках этой работы представители политических клубов партии встретятся, чтобы обсудить ход и задачи реформирования МВД России, в том числе законопроект "О полиции"», - добавил Грызлов.

«Актуальные комментарии» публикуют текст основных выступлений на заседании политических клубов «Единой России».

Комментарии экспертов

Переименование милиции, безусловно, процесс затратный, но он сулит существенные имиджевые выгоды. Они позволят разрушить стену недоверия к органам власти. В случае успеха реформы МВД, 15-18% граждан могут влиться в то большинство, на которое сегодня опирается власть.

Что касается самого названия «полиция», то оно несет в себе определенные негативные характеристики, связанные с «полицаями» времен Второй мировой войны. Но в то же время в истории России есть образ городового, который всегда символизировал правопорядок. Положительные образы есть. Их нужно только вспомнить и разумно распорядиться ими.

В качестве базовых принципов законопроекта «О полиции» можно выделить заявленный приоритет прав человека и открытость. Уже само то, что проект закона вынесен на широкое общественное обсуждение, что президент заявил о том, что мнения граждан будут учитываться при его доработке, говорит об открытости реформы.

Характер заявленной реформы является проявлением консервативной модернизации. Эта реформа опирается на традиции и действующую структуру правоохранительных органов. То есть наблюдается определенная преемственность.

Очень важно, чтобы принятие законопроекта свелось не к формальному ребрендингу и появлению даже очень важных и нужных дополнительных социальных мер защиты, а к серьезным, даже революционным изменениям в системе правоохранительных органов. Обеспечение безопасности - это важнейшая задача государства. И если мы с ней не справляемся, то мы не имеем права на существование.

Невозможно решить вопрос сокращения численности МВД без сокращения функционала. Мы должны в рамках реформы убрать милицию с улицы, ей нечего там делать. Ей нечего делать около метро. Это иллюзия безопасности и самообман. ГИБДД тоже нечего делать на перекрестках, если там работает светофор.

Вертикальная система управления органами МВД была крайне нужна стране на переходном этапе собирания государства, но может быть изменена сегодня. Почему мы не можем повесить на губернатора дополнительную ответственность и дополнительные полномочия за состояние преступности в регионе? Хотя бы мелкого и среднего характера.

Вопрос переименования милиции не формальный, а сущностный. Ментовская психология, культура, сегодня занимает непозволительно большое место на каналах телевидения, вызывает у людей вполне конкретные эмоции. Сегодня интересы государства и общества идентичны. Все заинтересованы в обеспечении безопасности граждан.

Очень важно не позволить реформой правоохранительной системы создать максимальное количество препятствий для реализации сотрудниками своих полномочий. Таким образом, они не смогут обеспечивать свою важнейшую функцию - пресечение противоправных действий, защита законных интересов и прав граждан.

Крайне важно, что согласно законопроекту «О полиции» утверждать новые нормативные положения министерства будет не министр, а глава государства. Президент, таким образом, готов взять на себя ответственность за реализацию данного законопроекта. Что касается конкретных новелл законопроекта, я бы отметила важность появления института стажерства. Но неправильно, что у стажера не будет таких гарантий защиты от государства, какие есть у действующих сотрудников.

Очень хорошо, что появляется ежегодная аттестация по применению оружия и спецсредств. Но при этом мы не видим, чтобы появилась периодичность аттестации общеквалификационной, психологической. Важно, чтобы в законе появились квалификационные требования не только к рядовому составу, но и к должностным лицам среднего и высшего уровня. Сегодня их нет.

Реализация законопроекта не должна быть связана с сокращением финансирования. Если раньше в случае гибели сотрудника выплачивалась сумма, соотносимая денежному довольствию, то теперь речь идет об окладе. Понятно, что это разные деньги. Социальная и материальная обеспеченность сотрудников - это принципиальный вопрос. Государство не должно экономить на сотрудниках правоохранительных органов. Всем известно, что скупой платит дважды.

Мы должны понимать, что сам факт принятия такого закона - это только первый шаг. Дальше должны следовать конкретные действия государства, общества, средств массовой информации в соответствии с реализацией этого закона. Общество не должно сидеть и ждать, что принятие документа, как по мановению волшебной палочки, полностью изменит ситуацию.

Уже само название «полиция» свидетельствует о том, что государство берет на себя дополнительную ответственность за защиту граждан. Известно, что работа милиции - обеспечивать общественную безопасность за счет муниципалитетов. В свою очередь работу полиции контролирует государство на федеральном уровне.

Название «полиция» сегодня воспринимается обществом неоднозначно, однако при грамотной разъяснительной работе эта проблема будет решена. Мы уже сталкивались с подобной проблемой при проработке идеологии «Единой России». Тогда мы тоже опасались, что понятие «консерватизм» будет вызывать у людей спорные эмоции. Однако широкая дискуссия по всем российским регионам принесла свои плоды, и сегодня это понятие «российский консерватизм» воспринимается гражданами адекватно.

Особое внимание необходимо уделить системе нормативных актов, регламентирующих деятельность милиции. 43 действующих нормативных акта не будут иметь силу в отношении к полиции и будут упразднены. При этом, существует достаточно много отсылочных норм, которые требуют серьезного экспертного обсуждения и может быть внесения более конкретных формулировок в закон.

Важно, что в законе есть много аспектов, регламентирующих деятельность сотрудников правоохранительных органов, прописана ответственность за неисполнение этих норм.

Особого внимания требует вопрос общественного контроля, его форм, выбора критериев оценки деятельности правоохранительных органов.

Принципиально важен и формат обсуждения законопроекта. Думаю, что и другие знаковые законопроекты должны рассматриваться подобным образом.

Партийные клубы уже провели определенную работу, предложения к закону «О полиции» направляются в комитет Государственной Думы по безопасности, самому председателю палаты Борису Грызлову, который и предложил провести внеплановое обсуждение данного законопроекта.

На сегодняшний день ключевой вопрос общественной дискуссии: нужен или не нужен закон о полиции. Думаю, что ответ очевиден. Реформа МВД назрела давно. Сегодня никто не удовлетворен работой этой системы, включая самого министра Рашида Нургалиева. Мы слышали его заявления, знаем решения по этому вопросу.

Другой принципиальный вопрос: нужно ли менять название. Конечно, здесь неизбежно встает вопрос о затратности переименования. Безусловно, стоить это будет недешево. Критично настроенные граждане сегодня отмечают, что это неоправданные траты.

Однако менять название необходимо. Даже в странах СНГ милиции уже давно нет. У них полиция. Возникают определенные сложности на понятийном уровне. Но это не главная причина, по которой следует сменить название. Той милиции, которую граждане помнят по образам дяди Степы, Аниськина и других героев, больше нет. Правоохранительные органы сегодня народ называет ментами. Это прилипло, и уже никак не отскоблишь. Поэтому смена названия это принципиальный момент, который напрямую влияет на психологическое восприятие правоохранительных органов гражданами. Предложив новое название, авторы реформы взяли на себя большую ответственность, ведь это вопрос, в том числе, и политический.

Без изменения названия, невозможно провести глубокую, серьезную реформу правоохранительных органов.  Есть образ ментов, который запал в оперативную память нашего народа с анекдотами про их тупость и т.д. И есть образ полицейского - спортивного, эрудированного, хорошо вооруженного и способного на многое. И с этой точки зрения изменение названия - важнейший момент. Это изменение философии восприятия. Название «милиция» уже не соответствует тому типу отношений органов и общества, который планируется выстроить по результатам реформы.

Успех реформы МВД во многом зависит от разъяснительной работы, которую должны вести в публичном пространстве специалисты. Они в том числе должны культивировать в обществе понятие и представление о полиции, которая существовала в России в царское время, а не во времена Второй мировой.

Сейчас в обществе нет ярко выраженной тенденции к неприятию законопроекта «О полиции», равно как и к его одобрению. Согласно опросам порядка 60% граждан – неопределившиеся. Поэтому главная задача сейчас правильно донести до россиян суть предлагаемых преобразований. В противном случае, информационным пробелом воспользуется оппозиция, которая будет внушать людям ассоциацию полицейских с предателями и обвинит власть, что мы копируем все у Запада.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".