Статья
10697 1 сентября 2011 0:01

Идеи для новой школы

Президент, премьер и члены российского правительства в День знаний по традиции посещают российские средние учебные заведения.

В этом году в российские школы пойдут почти 1,5 млн первоклассников.

Новый учебный год открывается повышением зарплат школьным учителям и стипендий студентов. Также вступают в силу новые санитарные правила и нормы для школ, а начальные классы будут учиться по новым стандартам.

Премьер-министр РФ Владимир Путин ранее сообщал, что в рамках проекта по поддержке российской школы фонд оплаты труда учителей с 1 сентября повысится в среднем на 30%.

Путин также заявил, что в течение двух лет надо сделать так, чтобы средняя зарплата учителей вышла на уровень средней зарплаты по экономике в соответствующем субъекте РФ. При этом повышать материальное благосостояние учителей необходимо с одновременным повышением их квалификации.

«Механической уравниловки при повышении зарплат быть не должно. Нужно поддерживать лучших», - сказал он.

Министр образования и науки РФ А.Фурсенко поздравил российских школьников и студентов с Днем знаний.

«В начинающемся учебном году важные изменения ждут самых главных участников образовательного процесса - наших детей. Тем из них, кто только начинает учебу - в первом классе или на первом курсе - предстоит обучение по новым образовательным стандартам. Благодаря масштабной работе, провёденной совместно с образовательным и научным сообществом, теперь и содержание, и условия обучения ребят будут соответствовать современным требованиям. Это позволит сделать учебу интереснее и результативнее», - сказал Фурсенко.

«Все современные изменения - содержания, условий, форм обучения - происходят в интересах ребят, с целью обеспечить их успешное будущее, а значит и в интересах успешного будущего нашей страны!» - отметил министр.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов также поздравил учащихся с Днем знаний.

«1 сентября - день, который несет детям радость, новые знания, знакомства. Мне кажется, что, хоть наше образование находится и в сложном положении, но все-таки оно выравнивается. Хоть и медленно, школы становятся все более и более современными, и это относится не только к средствам коммуникации, информационным технологиям, но и к людям, которые приходят в школы. Надеюсь, все больше молодых людей будет приходить в школы преподавать, учить. Надеюсь, что в школы вернется такая функция, как воспитание», - сказал Астахов.

Все 47 тысяч российских школ должны быть полностью готовы к новому учебному году, заявил президент Дмитрий Медведев в ходе заседания комиссии по реализации приоритетных национальных проектов, прошедшей 31 августа.

Встреча, которая прошла накануне 1 сентября, была посвящена развитию образования и, прежде всего, реализации национальной инициативы «Наша новая школа», передаёт «Интерфакс».

«Школы должны отвечать всем современным требованиям по безопасности, медицинскому обслуживанию, питанию, ну и конечно, современным требованиям по организации основного учебного процесса», - сказал Медведев.

Со своей стороны, министр образования и науки Андрей Фурсенко доложил президенту, что все российские школы готовы к 1 сентября, но есть некоторые школы на Чукотке, которые из-за ремонта начнут работать только с 1 октября.

На встрече Дмитрий Медведев также затронул тему школьных учителей.

«Одно из основных условий обновления школы - это качество работы и омоложение самого учительского корпуса. Вкладывая большие ресурсы в образование, мы вправе ожидать и соответствующей отдачи. Новые меры по повышению социального статуса и зарплаты педагогов призваны мотивировать их к высокому качеству работы, освоению новых педагогических технологий и просто к творческому труду», - сказал глава государства.

В числе конкретных мер повышения качества преподавания он назвал привлечение аспирантов и молодых специалистов вузов к участию в профильной подготовке учеников по соответствующим специальностям.

Президент также поставил задачу провести серьезную модернизацию сети педагогических вузов. Для этого, по его словам, нужно задействовать самых квалифицированных специалистов. «Учителя должны иметь возможность повышать свою квалификацию по новым, в том числе так называемым индивидуальным моделям, а также стажироваться в ведущих российских и зарубежных центрах», - отметил Медведев.

Президент заявил о намерении предложить российским бизнесменам, чье состояние превышает $1 млрд, проводить в школах уроки на тему «История жизненного успеха».

«Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов, и скажу, чтобы все начали преподавать в школах», - сказал Медведев.

Он выразил уверенность в том, что эта инициатива будет поддержана, в том числе и директорами школ, поскольку «это все история жизненного успеха». «На самом деле, он может быть разным, конечно, и не только воплощаться в деньгах, но это, как минимум, интересно», - считает глава государства.

Вопрос об участии крупного бизнеса в обучении школьников поднял секретарь Общественной палаты РФ академик Евгений Велихов.

Медведев также высказался на тему Единого государственного экзамена.

«Для совершенствования системы ЕГЭ предстоит еще многое сделать, в том числе, провести и учесть результаты общественного обсуждения этой темы. При всех существующих здесь проблемах ЕГЭ все-таки расширяет доступность высшего образования и должен оставаться основным способом проверки качества образования, основным, но как я неоднократно говорил, не единственным», - заявил Медведев.

Одновременно президент дал поручение правительству обеспечить при итоговой аттестации учащихся школ обязательный учет их достижений за весь период обучения.

По словам президента, нужно сформировать механизм, который бы учитывал достижения ученика не только в старших, но и предшествующих классах. «Имеется в виду - в 5-9 классах. Это должно в лучшей степени мотивировать учащегося к учебе в течение всех школьных лет, а не только перед сдачей ЕГЭ», - пояснил Медведев.

Комментарии экспертов

На самом деле, людей, которые входят в список «Форбс», не так уж и много, может они и согласятся проводить в школах уроки на тему «История жизненного успеха».

Хотя, на мой взгляд, мы сейчас совершаем обычную ошибку. Многие считают, что школа это некое место, которое определяет будущее человека. На самом деле школа не производит гениев, фигурантов списка «Форбс» или чемпионов мира по спорту. У нее совершенно другая задача. Она состоит в том, чтобы общество состояло из более менее одинаково воспитанных людей.

А дальше, уже после школы, они будут определять свой выбор, становиться участниками списков «Форбс» или нет. На самом деле подавляющее большинство людей не желает никаких «Форбсов». Точнее, может быть, многие хотят иметь миллиард долларов, но шевелиться для этого не хочет. Поэтому встреча с людьми, которые добились в своей жизни очень многого, для подавляющего большинства школьников ничего не значит. Может на единицы эта встреча окажет какое-то влияние.

А вот учителям зарплату повысить надо, чтобы они были довольны жизнью и не срывали свою неустроенность на детях. Хорошо бы, конечно, чтобы в школы пришли молодые педагоги. Это как раз вполне будет способствовать повышению уровня образовательных процессов.

Что касается модернизационных процессов в школах, введения новых стандартов и других новшеств, то пока о каких-либо результатах, на мой взгляд, говорить рано.

За последние десять лет в школе столько всего поменяли, что непонятно каких ждать результатов. То есть, дети, которые пошли в школу в 2000 году, у них каждый год все менялось. Чему они тогда выучились?

На мой взгляд, средне образование должно быть консервативным государственным институтом. Вносить изменения нужно тщательно. Результат этих перемен будет виден минимум через 10 лет. А какие-то выводы делать о реформах школы через 3 месяца после принятия постановления - бессмысленно.

Но на мой взгляд, школа должна учить тем знаниям, которые понадобятся в жизни.

А у нас не учат, например, детей жить в условиях рыночной экономики, платить налоги, страховать все.

А ведь функция школы - готовить человека к жизни вне семьи. Как выпускник этой самостоятельной жизнью распорядится - уже его дело, но школа должна дать ему базовые знания. Например, в Америке детей учат в школе водить машину и выдают права. Думаю, такое нововведение вполне бы в наших школах прижилось.

Все, что касается образования и здравоохранения как главной гарантии конституционных услуг нашим гражданам, является настолько знаковым, что тщательность обсуждения с обществом в превентивном режиме любых изменений в этих областях является необходимым условием.

Мне кажется, что поскольку образование является одним из индексов развития человеческого фактора, человеческого капитала, то все больше и больше в различных форматах дискуссий, обсуждений, на уровне науки и гражданского общества человек признается равным системным объектом и субъектом формирования социальной политики. И мне кажется, что этому нужно уделить больше внимания с точки зрения стандартов. Но стандартов образования в России пока нет.

Раньше этим занималось министерство образования, но теперь нет. Мне кажется, что образование должно быть доступно для всех. Для тех, кто проживает в совершенно различных по своим возможностям регионах, в отдаленных точках, в сельской местности, является недостаточным и то обещание, которое давал Фурсенко в Государственной думе в мае по поводу социальной составляющей образования. Пока планы остались нереализованными.

Я считаю что особое внимание нужно обратить на принцип доступности, на пошаговую систему для различных категорий населения с тем, чтобы образование стало и социальным лифтом, и технологией преодоления бедности, и действительно изначально равные возможности базировались на чувстве справедливости. Чтобы население эту справедливость понимало, чувствовало, осознавало и пользовалось ею.

В Общественной палате РФ сейчас достаточно серьезно обсуждаются те инициативы по реализации программы «Наша новая школа», которые в свое время выдвинул президент. Эта программа максимально ориентирована на раскрытие способности каждого ученика. Проект реализуется, но возникают, конечно, и вопросы. С одной стороны, появляются самые разные программы, которые стимулируют развитие талантливых детей. Но с другой стороны, ведь есть и дети, которые недостаточно одарены. Они выпадают из этой системы, так как для них никаких программ особых нет. А таких детей очень много.

Мы также понимаем, что существует серьезная проблема с дополнительным образованием, которое на сегодняшний момент не является достойной подмогой основному образованию. В старые времена именно дополнительное образование делало разносторонними и конкурентоспособными наших детей. И конечно, вопрос дополнительного образования сейчас надо как-то решать.

Следующая тема, которая нас очень серьезно волнует – это соответствие современных программ и стандартов современным вызовам высшей школы и будущих работодателей этих детишек. Этот мостик между школами, вузами, а в дальнейшем и предприятиями должен быть налажен.

По последнему анализу, страна уже наелась экономистами и юристами, но есть серьезные проблемы, связанные с техническими специалистами, то есть профессионалами, которые занимаются узкими специальностями. Именно между потребностью рынка труда и профессиями, которые сейчас выбирают наши выпускники, важно выстроить грамотное взаимодействие, чтобы при выходе из высших учебных заведений не получалось, что большая часть выпускников работает не по своей специальности.

Вопросов много и у общества. Сейчас многие граждане высказывают опасения относительно того, каким образом будет развиваться наше образование, в том числе с учетом перехода на новую систему финансирования, введением новых стандартов образовательных.

На сегодняшний момент разработчики утверждают, что все, что будет в рамках образовательных стандартов, будет бесплатным. Однако нужно определиться и с самими стандартами, и с требованиями времени, и с потребностями самих учащихся и их родителей.

Очень многое зависит от того насколько качественно будут проработаны образовательные стандарты, и насколько полно они будут объяснять, что в этих стандартах будет предоставляться бесплатно, а что дополнительно уже будет поставляться за дополнительную плату.

Общественная палата намерена вести очень четкий контроль, чтобы эта норма была соблюдена, дабы гарантировать качественное образование в Российской Федерации.

Я очень много размышлял по поводу проекта «Наша новая школа». Я был участником старта проекта в Кремле на встрече с президентом. Так получилось, что за последние 2-3 года было предпринято очень много инновационных шагов в области образования. А когда их очень много, то невольно начинаешь относиться скептически к возможности их реализации. Это - нормальное человеческое ощущение.

Летом у меня были две-три недели досуга, и я пытался разобраться, на чем основана сегодня государственная политика в сфере образования.

В 70-е годы весь мир переживал кризис образования, за редкими исключениями. В числе исключений - финская школа, отчасти китайская и несколько стран Юго-восточной Азии. Я много общаюсь с коллегами из Англии, США, Германии, и везде существуют одни и те же проблемы. Сегодняшний виток цивилизации - совершенно иной. Цивилизация перестала быть индустриальной, а средняя школа, какой она была в XIX веке, такой она и осталась. Но, тем не менее, в разных странах, там, где образование не находится на периферии государственного сознания, какие-то движения происходят, и самое сильное движение – это индивидуализация образовательного процесса.

Теперь возьмем проект «Новая школа». Во-первых, радует то, что документ этот - не длинный. Во-вторых, он не всеми был воспринят и понят как директивный документ, что тоже хорошо. И, наконец, в-третьих, в этом документе была на самом деле заложена парадигма современного образования, которое имеет отношение не только к России, но и ко всем странам мира. То есть мы ушли от ситуации ликвидации безграмотности и впали в другую крайность – всеобщее высшее некачественное образование.

Тем не менее, какие бы усилия ни принимали деятели образования внутри собственной группы, ничего динамичного не происходит. Поэтому в этой президентской инициативе нет ничего надуманного, потому что занимались этим документом те профессионалы, которые понимают, что любая гуманитарная система не может измениться за один год. Мы живем в некой иллюзии быстрых изменений, у которой ноги растут из советского сознания, когда пятилетки выполнялись за три-четыре года, а социализм побеждал на отдельно взятой территории за 25 лет. А поскольку речь идет о гуманитарной системе, то в ней не может быть резких и явных изменений. Это - очень долгий процесс, потому что он связан с сознанием людей.

Я сегодня проводил педсовет, и мои учительницы показывали, как нужно работать по технологии индивидуального прогресса ребенка. Я сравнил их работу с работой программистов, которые имеют дело с компьютерным железом, довольно сложной математикой и знаковыми системами. При этом программисты во всем мире получают зарплаты многократно более высокие, чем учителя. При этом, учителя работают в совершенно ином пространстве, и, в отличие от железа и математических выкладок, это пространство обладает сознанием, волей, способностью влюбиться, заболеть, что-нибудь поджечь, подраться, выразить несогласие и так далее. В этом и заключается отличие гуманитарной системы от всех остальных. Учителя, которые работают в школе, являющейся все еще «советской школой», даже если будут менять технологию, то не поменяют своего сознания. А сознание их основано на том, что учитель – это доминанта учебного процесса, хотя сегодня это совсем не так. Вот в этой президентской инициативе, в проекте «Наша новая школа» заложена парадигма, что нельзя ждать, что если зимой 2010 года это прозвучало, то осенью 2011 года непременно состоится.

Я полагаю, что здесь должна пройти смена как минимум одного поколения учителей. Смена поколения учеников уже произошла, как и смена поколения родителей. Сегодня основная масса родителей - это те, кому нет 40 лет, кто не жил под прессингом Комитета Комсомола, те, кого я называю первое «непоротое поколение». И они предъявляют совершенно другие требования к школе, и президентская инициатива успешно отвечает на все эти новые вызовы.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".