Статья
31 Мая 2010 1:52

Идеологические истоки Американской революции

<p>Классическое исследование интеллектуальной атмосферы, в которой сформировался идеологический фундамент Соединенных Штатов Америки.</p>
Комментарии экспертов
<p>Книга американского историка Бернарда Бейлина «Идеологические истоки Американской революции» является классической работой по интеллектуальной истории колониального периода Соединенных Штатов. Впервые она была опубликована в 1967 году. Бейлину удалось изменить представления целого поколения исследователей о философских корнях американского государства и сформировать новое понимание отличительных черт Американской революции как таковой, которые выделяют ее на фоне других социальных катаклизмов Нового времени и эпохи Просвещения, и не только.</p>
<p>До «Истоков» большинство американских историков предпочитало смотреть на Американскую революцию через «неамериканские» очки. Историки разделяли понимание революции, восходящее к социальному утопизму французского Просвещения и марксистским теориям XIX столетия. События второй половины XVIII столетия истолковывались ими как результат противостояния различных враждующих классов, в котором необходимо было четко отделять пропагандистскую риторику местных и пришлых интеллектуалов от фундаментальных социально-экономических причин конфликта колонистов с метрополией. За пределами внимания историков, таким образом, автоматически оказывался идейное содержание целого пласта текстов, которое в лучшем случае можно было интерпретировать как вводящее в заблуждение самоописание американскими революционерами собственных предпосылок.</p>
<p>Парадоксально, но в таком понимании отстаивание того, что принято называть традиционными американскими ценностями, — индивидуальная свобода, защита частной собственности, отделение церкви от государства и ограниченное правительство — оказывались на втором плане. Точнее, они вовсе не рассматривались как движущий мотив революции. Новая политическая философия отцов-основателей, выраженная, например, в «Федералисте», также теряла в глазах историков свою уникальность. Ее стали рассматривать лишь как частный (и не очень показательный) случай развития политических концепций Просвещения. В результате истоки нового политического концепта, созданного отцами основателями в ходе обсуждения классических античных текстов и дискуссий вокруг необходимости создания федерального правительства после революции — демократической республики — потерялись в глазах историков. Это позволило их консервативным критикам говорить о распространенной интеллектуальной амнезии в отношении исторических целей американского государства и о превратном понимании либеральной элиты эволюции самого современного государства в странах Запада.</p>
<p>Заслуга книги Бейлина заключается в раскрытии самобытности идеологических корней Американской революции. Он проделал огромную текстологическую работу, проанализировав основной инструмент распространения политических споров того времени — политические памфлеты. Бейлин заново открыл богатую интеллектуальную жизнь колоний, которая существовала, в отличие от Европы, вопреки фактически полному отсутствию класса «профессиональных» интеллектуалов.</p>
<p>Бейлин сумел доказать, что риторика свободы является центральной для понимания истоков американской государственности. Движущим фактором революции стала борьба за восстановление исконных британских свобод в колониях. Что касается идеологических влияний, то на рассуждения колонистов большое воздействие оказали не только философы Просвещения и античные авторы, но и радикальная британская публицистика, получившая несоизмеримо большую популярность в североамериканских штатах, нежели на своей родине. Именно к популярности радикальной публицистики вигов можно возвести широко распространенное среди революционеров мнение о существовании «заговора против свободы», который якобы исходил от доминирующих в британском парламенте сил, стремящихся поставить крест на завоевания Славной революции 1688 года.</p>
<p>Книга Бэйлина демонстрирует, что Американская революция и последующее создание федерального правительства были уникальным экспериментом в человеческой истории по успешному приложению политической философии к реальности. Долгое время парадигмальным примером революции считалась Французская революция. Действительно, в североамериканских колониях не произошло радикальной смены общественного строя, не было масштабного передела собственности. Она была относительно бескровной, не направлялась силой толпы и, что самое главное, потрясающе успешной с точки зрения самих революционеров, чего не скажешь о других революциях. После революции произошло относительно мало изменений в существующих юридических, социальных и экономических институтах. Большинство изменения имели целью ослабление власти правительства, прежде всего, исполнительной власти для восстановления исконных свобод. При том свободы, согласно политической философии отцов-основателей, предшествовали Конституции, а не учреждались ею. Они не были результатом творения после успеха революции. В этом смысле «Истоки» находится в ряду тех работ, которые заставили новое поколение политических мыслителей заново взглянуть на сам концепт революции и на понимание масштабных социально-политических изменений.</p>
<p>Книгу можно приобрести в магазине "Фаланстер".</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".