Статья
1057 18 Января 2018 11:14

Игры в социологов

Навальный хочет проводить собственные опросы граждан. Замерять уровень поддержки кандидатов в президенты. Точнее, регулярно сообщать о результатах опросов и уровнях поддержки в своих видеообращениях.

С точки зрения организации процесса все понятно. При том количестве социологов, которых штампуют наши университеты, создать команду более-менее способных поставить на поток процедуру еженедельного анкетирования, дело нехитрое.

С точки зрения качества, вопросы, конечно, есть. Построение выборки, гарантия квалификации интервьюеров, обеспечение проверки и т.д. С этими проблемами вынуждены сталкиваться не только поллстеры-новички, но и куда более опытные социологические службы. Оставим последним возможность оценить «схему Навального» по своим профессиональным критериям.

Тех же, кто наблюдает за разворачивающейся борьбой интересует лишь одно — насколько эффективно Навальный сможет использовать полученные результаты для решения своих задач. Мы ведь не столь наивны, чтобы принять в качестве объяснения намерение раскрыть гражданам глаза на «реальное положение дел в стране» или на «настоящие рейтинги кандидатов».

Речь идет о новом способе дискредитации системы власти и решении параллельной задачи раскрутки Навального в качестве безальтернативного оппонента Путина. Не более того.

Использование поллстеров в качестве политической мишени — не новинка. Сказываются обстоятельства. По мере увеличения температуры показания градусника выглядят все более важными и все менее точными. Нужно учесть и особенность отторжения информации, противоречащей установкам человека: людям свойственно замечать то, что подтверждает их точку зрения и игнорировать факты, противоречащие ей.

Этот когнитивный диссонанс распространен не только среди обычных людей, но и среди политиков. Причем у них он приобретает особо тяжелые формы.

Те, кто сами являются фигурантами рейтингов, порой предпочитает не опускаться до объяснений и просто требуют «уволить директора ВЦИОМа». Кто-то заявляет, что результаты «нарисованы от балды». Другие уверены, что данные опросов подсказаны властями или противниками. Есть и такие, кто готов обвинять социологов сразу во всех грехах. Понятное дело. Пенять на зеркало — самое эффективное средство для оправдания кривизны рожи.

Навальный хоть и использует некоторые из этих «аргументов», предлагая свое собственное зеркало, выглядит как действующий более эффективно. Разумеется, ведь скажи он о необходимости увольнения директора ВЦИОМ, превратил бы себя в посмешище.

Однако, на самом деле, эта рациональность преувеличена.

С точки зрения противников Навального все те претензии, которые он предъявляет старым поллстерам, могут быть также предъявлены и к его опросам. Причем куда более обоснованно.

Колеблющиеся избиратели вряд ли станут внимательно сравнивать цифры всех опросов и признают честность «системы Навального». Окончательно запутавшись, они в большинстве своем выберут то, что покажется им больше соответствующим прежним пропагандистским установкам. Когнитивный диссонанс для них будет создавать Навальный.

И лишь среди своих сторонников Навальный имеет шанс эффективно использовать полученные опросы. В качестве инструмента для мобилизации. Иначе у многих соратников уже через месяц может сложиться впечатление, что широко разрекламированная машина по бойкоту работает в пустоту.

Смогут ли опросы Навального повлиять на его кампанию по бойкоту выборов? Вполне возможно, что да. В какую сторону — вот в чем вопрос.

Поскольку времени до дня голосования осталось совсем мало, а аудитория не очень чувствительна к подобным сложным инструментам, то вполне может быть, что все эти игры с социологией останутся без особых последствий. Тем более, что есть вполне продуктивные контрприемы. Например, если Собчак также сообщит о проведении собственных опросов.

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".